Оценка младшими школьниками эмоционального статуса членов семьи

Как оценивают младшие школьники с задержкой психическо­го развития отношение к себе самого значимого для них члена семьи — матери? От кого надеются получить эмоциональный отклик? Могут ли оценить эмоциональный статус всех членов семьи? Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, испы­туемым предлагалось дать решение двух проблемных ситуа­ций, ответить на два вопроса.

Первая проблемная ситуация, предложенная детям: Представь себе, что у мамы есть два билета в цирк. Кого она возьмет с собой?

В эксперименте принимали участие те же школьники, что и при выполнении задания проективной методики «Рисунок се­мьи» (см. табл. 9).

В табл. 11 представлены данные, отражающие распределение предположений детей о предпочитаемых выборах матери (ис­следование Д. Альраххаля, 1992).

Таблица 11

Представления младших школьников о предпочтениях матери (в процентах)

Объекты выборов Дети
нормативно развива- с задержкой психического развития
ющиеся проживающие в родительской семье проживающие в интернате
Я 65,0 45,5 41,7
Братья, сестры 5,0 27,3 33,3
Отец 25,0 22,7 25,0
Бабушка, дедушка 5,0 - -
Не знаю - 4,5 -

Полученные данные свидетельствуют о том, что нормативно развивающиеся дети гораздо более уверены в своей несомнен­ной ценности для матери, чем школьники, отстающие в разви­тии. В предложенной ситуации все группы детей считают, что предпочтение матери может быть отдано и отцу. Однако боль­шинство младших школьников уверены, что мать выберет имен­но их, а не отца.

Ответы детей с задержкой психического развития, в отличие от нормативно развивающихся школьников, свидетельствуют о понимании того, что их конкурентами во внимании, привязан­ности со стороны матери являются сибсы.

Предполагаемый выбор различно обосновывается детьми из разных исследуемых групп. Нормативно развивающиеся школь­ники говорят о том, что мама их любит, или о том, что совмест­ные выходы во внешний мир — несомненное и принятое в семье дело. У детей с задержкой психического развития, постоянно живущих в родительской семье, крайне редко встречались ка­тегорические утверждения («Мама меня любит»). Чаще эти школьники обосновывают свое мнение указанием на родствен­ные отношения («Я ее дочка», «Я ее сын», «Я ей родная»), кон­статируют уже имевшие место прецеденты («Она всегда меня берет») или обращают внимание на удовольствие, получаемое матерью от общения с собою («Ей весело со мной»).

Характер прогноза детей, живущих в интернате, можно на­звать остаточным: ребенок просчитывает возможные житейские ситуации, в которых все члены семьи заняты («Брат в садике и папа на работе») и матери ничего не остается делать, как оста­новить на нем свой выбор.

Для выяснения того, с кем младшие школьники предпочита­ют делить положительные эмоциональные впечатления, им предлагалась следующая ситуация: «Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кому ты предложишь идти в цирк вмес­те с собой?» Результаты предпочитаемых выборов детей, пред­ставлены в табл. 12.

Таблица 12 Выбор партнеров для эмоционального общения (в процентах)

Объекты выборов Дети
нормативно развива­ющиеся с задержкой психического развития
проживающие в родительской семье прожива­ющие в интернате
Мать 55,0 45,5 50,0
Отец - 9,1 16,7
Братья, сестры 30,0 36,4 33,3
Бабушка, дедушка 5,0 - -
Друзья 10,0 4,5 -
Не знаю - 4,5 -

Имеющиеся данные подтверждают материалы, полученные в результате использования других методик, и свидетельствуют о том, что мама является наиболее желанным партнером эмоцио­нального общения (Д. Альраххаль, 1992; Р. Д. Тригер, 1989 и др.).

Вслед за матерью референтной группой благоприятного об­щения для всех исследованных младших школьников являются их братья и сестры.

Полученные данные, касающиеся роли отца в межличностных отношениях младших школьников (отсутствие выборов у нор­мально развивающихся детей и их небольшое количество у детей с задержкой психического развития), совпадают с результатами

105

других исследований. Так, А. И. Захаровым (1982) показано, что отец личностно значим для нормативно развивающихся детей в 5, в 8 и в 13 лет.

В то же время необходимо отметить, что выбор отца как парт­нера привлекательного эмоционального общения у детей с задер­жкой психического развития, проживающих в интернате, проис­ходит значительно чаще, чем у детей, постоянно живущих в семье.

Представляется значимым тот факт, что младшие школьники с задержкой психического развития не называют сверстников в качестве компаньонов эмоционального общения, в то время как это уже проявляется у обычных детей.

Для того чтобы ознакомиться со способностью младших школь­ников к оценке эмоционального положения членов семьи, им предлагались два вопроса крайних полярных модальностей: «Кого ты считаешь в семье самым счастливым? Кого ты счита­ешь в семье самым несчастным?» Полученные данные представ­лены в табл. 13.

Таблица 13

Наши рекомендации