Оценка младшими школьниками эмоционального статуса членов семьи (в процентах)

Объекты Дети
  нормативно развивающиеся С задержкой психического развития
    проживающие в родительской семье проживающие в интернате
  счастл. несчастл. счастл. несчастл. счастл. несчастл.
Мать 35,0 - 31,8 9,1 41,8  
Отец 5,0 - 9,1 22,8 8,3 25,1
Я 20,0 10,0 18,2 9,1 - 8,3
Сибсы 10,0 5,0 9,1 4,5 - 8,3
Прародители, родственники 10,0 25,0 4,5 - 16,6 33,3
Все 15,0 - 18,2 - 25,0 -
Никто   45,0 - 50,0 8,3 25,0
Животные - 10,0 - -   -
Не знаю 5,0 5,0 9,1 4,5 - -

Прежде всего необходимо отметить, что поставленные во­просы оказались в зоне актуального сознания практически для всех детей, участвовавших в эксперименте: из 55 человек лишь трое не знали, что ответить на поставленные вопросы.

Самой счастливой младшие школьники считают маму. Несча­стной воспринимали свою маму лишь два ребенка с задержкой психического развития, живущие в родительской семье.

Анализ суждений учащихся выявил как сходство, так и раз­личие оснований, по которым дети разного уровня интеллекту­ального развития считают счастливой свою маму. Нормативно развивающиеся младшие школьники причину счастья матери объясняют через перечень ее личностных качеств («Потому что она добрая», «...веселая»), указания на помощь, оказываемую ребенку («Она со мной занимается»), на профессию матери («Мама счастливая. Она учительница»).

Дети с задержкой психического развития, постоянно живущие в родительской семье, как и нормативно развивающиеся школь­ники, мотивировали счастье матери ее привлекательными ее лич­ностными качествами («добрая», «не грустит»), возрастом («она молодая еще»), успехами на работе («ей премию на работе дали»), а также семейными радостями («У нее есть семья», «Она родила ребеночка»).

Дети с задержкой психического развития, живущие в интернате, не связывали понимание счастья матери с ее личностными каче­ствами, а указывали на свое положительное к ней эмоциональное отношение («Ее больше всех люблю»). С их точки зрения, мама счастлива, так как может осуществлять различную деятельность («Она все готовит, все делает», «Покупает каждый день»), обеспе­чена материально («У нее много одежды»). Эмоциональное небла­гополучие матери дети связывали с внешними причинами: «Мама несчастная, потому что живем с соседями в квартире».

Невелико количество детей, фиксировавших свое внимание на позитивном эмоциональном статусе в семье своего отца (5,0; 9,1; 8,3 %). Нормативно развивающиеся младшие школьники во­обще не упоминают о его негативном положении. Ни один из этих детей не оценивал эмоциональный статус своих родителей

107

как негативный. В то же время почти четвертая часть их сверст­ников с задержкой психического развития считала несчастны­ми своих отцов (0; 22,8; 25,1 %).

Отрицательное эмоциональное состояние отца школьники, живущие в интернате, объясняли его болезнью («Перебитый: в армии служил») или тяжелой прошлой жизнью — «Он годик сидел» (был в заключении). «Домашние» дети связывали дис­комфорт отца с семейными неурядицами («Мама его ругает», «Он не живет на даче, а ездит туда-обратно»), с его личностны­ми качествами («Несчастный, потому что он злой»). Вместе с тем мы затрудняемся в интерпретации таких суждений, как «Папа несчастный: он никого не родил».

Детьми с задержкой развития, проживающими в родитель­ской семье, примерно одинаково оценивался положительный эмоциональный статус отца, сибсов, дедушек и бабушек.

Особого внимания заслуживает эмоциональная оценка школь­никами своего «Я» в семье. Считают себя счастливыми менее чет­верти нормативно развивающихся младших школьников и их сверстников с задержкой психического развития, проживающих в родительской семье (20,0 и 18,2 %). Невелика оценка пози­тивного эмоционального статуса своих братьев и сестер (10,0 и 9,1 %). Ни один ребенок с задержкой психического разви­тия, проживающий в интернате, не назвал себя или сибсов счаст­ливыми (см. табл. 13).

При этом в ответах всех детей, участвовавших в эксперимен­те, присутствовали утверждения того, что «в семье все счастливые» или «несчастных нет». Количество таких суждений у нормативно развивающихся школьников и у их живущих в родительской се­мье ровесников с задержкой психического развития одинаково. У детей, проживающих в интернате, подобных утверждений зна­чительно меньше (см. табл. 13).

Причины, по которым нормативно развивающиеся школьники считают себя счастливыми, разнообразны: возможность удо­влетворять познавательные интересы («Много раз был в музеях»), возможность играть со сверстниками, крепкое здоровье («Редко болею»), безоговорочная любовь родителей («Папа и мама меня

любят»). У отстающих в развитии детей единственным мотивом ощущения собственного счастья является хорошая успеваемость («Я самый счастливый: в школе хорошо учусь»).

Приступая к анализу мотивов, обусловливающих, по мнению младших школьников, неблагоприятное эмоциональное состоя­ние членов родительской семьи, напомним прежде всего об ут­верждении многих младших школьников о том, что в их семьях нет несчастных, а также о том, что ни один нормативно развива­ющийся ребенок не дал негативной оценки эмоционального ста­туса своих родителей (см. табл. 13).

Отсутствие в семье несчастных нормально развивающиеся дети объясняли царящими в семье миром и взаимопомощью: «Мы никогда не ссоримся», «Живем мирно», «Живем хорошо, друж­но», «Друг другу помогаем». Школьники с задержкой развития также ссылались на хороший эмоциональный климат в семье («Все счастливые: у нас все веселые», «Пока всем хорошо») и на совместное времяпрепровождение («Гуляем в лесу вместе»).

Как отмечалось выше, немногие младшие школьники считали себя несчастными. Это состояние они связывали, как правило, со школьными неуспехами или невниманием со стороны роди­телей («Иногда плохие отметки», «Потому, что со мной не зани­маются», «Мама не берет на прогулку»).

Несчастными считали своих сестер и братьев небольшое ко­личество детей, участвовавших в эксперименте. Нормативно развивающиеся дети и живущие в интернате их сверстники с за­держкой психического развития уделяют внимание эмоциональ­ному состоянию своих бабушек и дедушек, чего не делают дети с задержкой психического развития, проживающие в родитель­ских семьях. У нормативно развивающихся младших школьни­ков сочувствие вызывали также животные.

Анализ мотивов утверждения «Все счастливые» выявил как их различия, так и сходство у разных групп испытуемых. Нор­мативно развивающиеся школьники считали, что положитель­ный эмоциональный тонус всех членов семьи определяется са­мим фактом существования семейного сообщества («Все вместе живем»), а также самостоятельностью в общении каждого члена

семьи («У всех есть свои друзья»). Для детей с задержкой пси­хического развития, постоянно живущих в родительской семье, счастье всех членов семьи определялось отсутствием невзгод («Нет неприятностей»), материальной обеспеченностью и об­щей занятостью («У нас все есть», «Все работают»).

Школьники с задержкой развития, живущие в интернате, го­воря о том, что счастливы все, имеют в виду тех, кто живет дома, то есть исключают себя из всех тех, кто счастлив: «Все счастли­вые, потому что у них дома красиво», «Все счастливые, они дома радуются малышу».

Счастье отца, по мнению всех групп младших школьников, принимавших участие в эксперименте, обусловлено его способ­ностью заботиться о семье («Он все нам делает») или, наоборот, полной свободой от каких-либо семейных дел («Ему ничего не надо делать»). Счастье бабушек и дедушек определяется детьми через их материальный достаток («Получает много денег», «У нее много яблок»). Эмоциональное благополучие старших братьев и сестер обусловлено, по мнению детей, их материальным пре­имуществом («Сестре все покупают», «Деньги ему дают») или реальной самостоятельностью («Он куда угодно ходит», «Она школу закончила»).

* * *

Представленный в главе экспериментальный материал позволил сделать некоторые обобщения, подводящие итоги данной главы.

♦ Младшие школьники с задержкой психического развития достаточно полно и адекватно воспринимают внутрисемей­ные отношения и свой статус в семье.

♦ Экспериментальные данные свидетельствуют, что количе­ственные показатели восприятия семьи, своего положения в ней, эмоционального статуса матери сходны у старших дошкольников и младших школьников с задержкой психи­ческого развития и у их нормативно развивающихся сверст­ников.

♦ У изучаемых групп детей, постоянно проживающих в се­мье, одинаков вектор возрастных изменений представлений

о семье и о своем положении в ней. Значительные отличия в восприятии семьи обнаруживаются у детей, в течение не­дели живущих в школе-интернате, то есть вне семьи.

♦ Большинство младших школьников не удовлетворены сво­им внутрисемейным положением. Счастливыми считают себя менее четверти обследованных детей, постоянно жи­вущих в родительской семье.

Ни один школьник с задержкой психического развития, проживающий в интернате, не назвал счастливым ни себя, ни своих братьев и сестер.

Недовольство внутрисемейными отношениями отразилось и в рисунках семьи. Уменьшение состава семьи в половине ри­сунков каждой группы детей происходило за счет исключения себя из состава семьи. Часто исключение «Я» из рисунка со­четалось с отсутствием изображения матери, то есть ребенок «уходил» из травмирующей его обстановки вместе с мамой.

♦ Для всех изучаемых детей наиболее значимым человеком является мать. Но при этом ее отношение к самому ребенку разные группы детей оценивают неодинаково. Достоверны различия не только количественных показателей. Отлича­ется также обоснование школьниками мотивов отношения к себе матери. Нормативно развивающиеся дети уверены в несомненной ценности себя для матери.У детей с задер­жкой психического развития, постоянно живущих в родитель­ской семье, подобные категорические утверждения встреча­ются крайне редко. Чаще они обосновывают положительное отношение к себе матери указанием на родственные отноше­нияили ссылаются на удовольствие, получаемое матерью от общения с ними. Обоснование положительного отноше­ния к себе матери детей с задержкой психического разви­тия, живущих в интернате, можно назвать остаточным:ребенок просчитывает возможные житейские ситуации, в которых все члены семьи заняты и матери ничего не оста­ется делать, как общаться с ним.

♦ Большинство всех участвовавших в эксперименте школьни­ков считают маму самым счастливым человеком. Сходны

основания, по которым школьники разного уровня интеллек­туального развития, постоянно проживающие в родительской семье, считают счастливой свою маму. Это личностные каче­ства, помощь, оказываемая ребенку, ее профессиональные успехи. Дети с задержкой психического развития, живущие в интернате, понимание счастья своей матери не связывают с ее личными качествами, а указывают, прежде всего, на свое положительное'эмоциональное к ней отношение, на ее способ­ность осуществлять различную работу. Вербальных упомина­ний эмоционального неблагополучия матери крайне мало.

♦ Причины, по которым нормативно развивающиеся школь­ники считали себя счастливыми, разнообразны: возмож­ность удовлетворять свои познавательные интересы, играть со сверстниками, крепкое здоровье, безоговорочная любовь родителей. У живущих в родительской семье школьников с задержкой психического развития единственным моти­вом ощущения собственного счастья является хорошая школьная успеваемость. Немногочисленные ответы этих детей о причинах, по которым они считают себя несчастли­выми, связаны со школьной успеваемостью и невниманием к себе родителей.

♦ На позитивном эмоциональном семейном статусе своего отца фиксирует внимание лишь незначительное количе­ство детей. Различия обнаруживаются в негативной оценке его эмоционального статуса в семье. Ни один нормативно развивающийся школьник не упоминает о его отрицатель­ном эмоциональном положении. В то же время значитель­ная часть их ровесников с задержкой психического разви­тия считает своих отцов несчастными. «Домашние» дети связывают дискомфорт отца с семейными неурядицами, с его негативными личностными качествами. Дети, жи­вущие в интернате, объясняют отрицательное эмоциональ­ное состояние отца его болезнями, тяжелой прошлой жизнью. Значимость отца для живущих в интернате детей с задерж­кой психического развития выявилась также в рисунках

этих школьников. Уменьшение или увеличение в рисунках реального состава семьи происходит нередко из-за отсут­ствия или, наоборот, введения фигуры отца в рисунок семьи. Подобные изменения реального состава семьи отмечаются в рисунках других групп изучаемых детей достоверно реже.

♦ Младшие школьники избегают негативных вербальныхха­рактеристик внутрисемейных отношений. Они предпочита­ют говорить о том, что несчастных в семье нет. Правда, у де­тей с задержкой развития, живущих в школе-интернате, таких утверждений в два раза меньше, чем у всех «домаш­них» младших школьников. В рисунках семьи презентация недовольства семейной жизнью имеет широкий диапазон — от исключения из семьи себя или отдельных ее членов до полной замены состава семьи или отсутствия в ней людей. Однако крайние варианты искажения реальной семьи име­ются только в рисунках живущих в интернате детей с задер­жкой психического развития.

♦ У школьников с задержкой психического развития, жи­вущих в интернате, как и у их нормативно развивающих­ся сверстников, проявляется значительная эмоциональная отзывчивость по отношению к прародителям. В рисунках живущих в интернате школьников увеличение состава ре­альной семьи ребенка происходит в основном за счет вклю­чения изображения бабушки или дедушки.

Экспериментальные данные психологических исследований позволяют утверждать, что внутрисемейные отношения нахо­дятся в зоне актуального сознания ребенка с задержкой пси­хического развития. Эти дети достаточно чутко улавливают специфику внутрисемейных отношений, их эмоциональную модальность, меру напряженности, а также адекватно опреде­ляют свою роль в структуре семьи.

Глава 3

Наши рекомендации