Грань 13. новизна и инновационность

«Инновации означают отказ от всего ЛИШНЕГО, чтобы НУЖНОЕ могло говорить». Стив Джобс

Притча «Богатый и нищий»

Некий правитель пошёл однажды в лес и там встретил мудреца. Он говорил с мудрецом, был поражён его праведностью и мудростью и выразил желание, чтобы тот сделал ему одолжение, приняв подарок. Мудрец отказался, сказав:

— Плоды этого леса – достаточная для меня пища; чистые потоки, бегущие с гор, дают мне воду для питья; кора деревьев предоставляет мне покров; горные пещеры служат мне убежищем. Зачем же я стану принимать подарки от тебя или от кого бы то ни было?

Правитель отвечал:

— Просто, чтобы доставить мне удовольствие. Пожалуйста, пойдём со мной в город, в мой дворец, и возьми у меня что-нибудь.

Он убеждал долго, и мудрец наконец согласился исполнить его желание и пошёл с ним во дворец.

Прежде, чем предложить подарок мудрецу, правитель приказал накрыть большой праздничный стол и перед едой принялся молиться:

— Господи, дай мне ещё детей, дай мне ещё богатства. Господи, дай ещё территории. Господи, сохрани моё тело в добром здравии...

Прежде чем правитель окончил свою молитву, мудрец встал и спокойно ушёл из комнаты. Увидев реакцию гостя, тот смутился и погнался за мудрецом, громко крича:

— Ты уходишь, не взяв моих подарков?

Мудрец обернулся и сказал:

— Да! Потому что я не беру у попрошаек. Ты сам – нищий; как же ты можешь мне что-нибудь дать?

Известно, что на сегодняшний день человечество разгадало меньше 0,1% вселенских загадок. Причём, чем больше учёные погружаются в эти загадки, тем больше возникает новых вопросов, тем сильнее раздвигается предметный мир и научное поле. Для меня шанс найти что-то новое был огромный.

Наука – это очерченная стена моего непонимания Вселенной, разрушая которую, я произвожу новые для себя знания.

Я был готов к тому, что сделанное мной открытие могло не восприняться современниками как новое, потому что являлось предвидением, доступным только мне, Вселенной и потомкам. Вряд ли возможно доказать другим, что я действительно умнее всех на свете.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Более того, моё открытие могло разрушить сложившуюся научную традицию. Тогда бы мне степень не присвоили. Так сказать, защитились бы от меня.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Поэтому, чтобы подтвердить, что моё исследование и его результаты – новые, мне пришлось доказать, что благодаря мне в традиционной науке произошло дополнение чего-то качественно нового (интенсивное приращение) или количественно нового (экстенсивное приращение).

Это качественно или количественно новое я доказал двумя известными способами: формулой и формулировкой. Цифрами и словами.

С формулами – легко. Если вероятность события равна нулю, то оно никогда не происходит. При вероятности события 0,5 оно имеет шанс воплотиться в половине случаев, при вероятности 0,25 – в четверти случаев, при вероятности 0,75 - в двух третях случаев и т.д.

Вообще было бы здорово, если бы всё словесное доказывалось в диссертации цифрами. Но это не всегда возможно. Тогда на выручку приходит богатый русский язык, позволяющий представить что-то новое для окружающих в разных формулировках.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Кроме заезженных «новый», «авторский», «оригинальный» и «впервые», я использовал ещё такие красивые слова: беспрецедентный, беспримерный, дерзкий, достоверный, другой, единственный, индивидуальный, иной, исключительный, истинный, небывалый, невиданный, незаимствованный, необыкновенный, необычайный, неожиданный, неординарный, неповторимый, неподдельный, неподражаемый, неслыханный, несравненный, нестандартный, нестереотипный, нетипичный, нетрадиционный, нешаблонный, новоизобретенный, особенный, отличный, полноценный, поразительный, реальный, рискованный, самобытный, самостоятельный, свежий, своеобразный, смелый, специфический, стопроцентный, точный, феноменальный, чистейший, экстраординарный…

Известно, что чему-то новому в практике всегда предшествовало что-то новое в науке, хотя бы потому, что сначала над этим кто-то поразмышлял и где-то зафиксировал.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Притча «Иди вперёд!»

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город из ближайшего леса.

Однажды мудрец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

— Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он очень обрадовался этой находке, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый мудрец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом – алмазы и, наконец, приобрёл огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверх нормальных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины.

Оглянитесь сейчас вокруг. Всё, что нас окружает, создано конкретным человеком, который об этом мечтал. Никто не принёс в наш мир телевизор. За этой сложной техникой стоит серьёзная наука, начинаемая с философской идеи какого-то древнего человека, мечтающего о телевизионном пульте и удобном диване.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Существует игра слов «новое» и «инновационное». По идее, новое для науки – новизна, новое для практики – инновации, то есть внедренные новые научные разработки. С другой стороны, часто говорят «инновации в науке», предполагая творчество в научной деятельности, генерацию новых идей, научных открытий, изобретений, также внедрённых в практику, бизнес, производство, образование.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Говорят и про «новизну изобретения», имея ввиду его острую потребность, нетрадиционность, прогрессивность, поразительный (неожиданный) результат, постановку задачи изобретательского уровня, преодоление технических трудностей, некопирование, осуществимость, полезность и применимость изобретения, его коммерческий успех.

И всё-таки, новизна – это приращенное новое знание, инновации – внедрение нового научного знания в практику.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Все новые открытия чаще всего тесно связаны с инновациями, то есть с внедрением научных достижений в практику. Это можно воспринимать как большой прогресс, а можно и как регресс человечества. Потому что техногенные приоритеты, рационализация мира приводят: а) к опустошению души, духовной катастрофе, б) к отрицанию того, что нарушает сложившиеся научные традиции, например, перемещения во времени, в космическом пространстве, чтения мыслей, предсказаний, разумности небелковых тел и многих других «загадок».

НО! Поскольку защищаться мне пришлось в диссертационном совете, в котором господствовала идея ценности инноваций, то есть практической пользы науки, я был готов доказывать научное приращение своих открытий с ориентацией на техногенное общество. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Анекдот.

Среди аспирантов организовали конференцию на актуальнейший научный вопрос «Сколько будет дважды два?».

Аспирант-инженер колдует с рулеткой и логарифмической линейкой, после чего уверенно объявляет результат: «3,99».

Аспирант-программист обратился в службу технической поддержки, поставил численный эксперимент на компьютере и доложил: «между 3,98 и 4,02».

Аспирант-математик посмотрел в потолок, подумал и сказал, что точного ответа он не знает, но зато может доказать, что этот ответ существует.

Аспирант-филолог попросил более точно определить, что такое «дважды два».

Аспирант-философ полчаса рассуждал о том, что «дважды два» можно понимать совершенно по-разному.

Аспирант-социолог провёл опрос и выявил процент ответивших «3», «4» и «5».

Аспирант-педагог задал этот вопрос детскому населению и поставил в среднем «хорошо».

Аспирант-экономист сказал: «Закройте все двери и окна, а теперь ответьте – а сколько вы хотите получить?».

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Новизна моего исследования не сводилась только к новому ответу на оригинальный научный вопрос. Новизна моего исследования была во всём –во всех методологических, содержательных, структурных и оформительских элементах процесса и результатов исследования.

Новизна в названии, в постановке проблемы, в разработке научного аппарата, авторской методологии, теории, в программе исследования, критериях оценки, привлекаемых для решения теоретических задач классических зарубежных и отечественных концепций… В оформлении работы, даже в цвете обложки.

Новизна во всём, новизна всякая: методологическая, теоретическая, технологическая, практическая. Без новизны моя работа не представляла бы интереса. Здесь нет места скромности – за неё степень не присваивают.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Более того, научная новизна – главное требование при внешней оценке диссертации: «диссертация должна содержать новое решение научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, расширяя её границы, или новые научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач экономики».

Поэтому мне нужно было много читать, чтобы понять: то, что я открыл – на самом ли деле новое для других и для науки вообще, а не только для меня.

Новизна ВОПРОСА. Вопрос поставлен впервые или это новая формулировка известного вопроса. Вопрос о пересмотре старых положений науки, прежних открытий. Вопрос о механизме появления нового знания в реализации научного предвидения. Вопрос об источниках нового знания и понимания. Новый вопрос об исследовательских методах, теоретических позициях. Вопрос о привлечении новых научных фактов. Вопрос о новой концентрации научного внимания. Вопрос об оригинальности пути достижения научного результата. Вопрос, интересный не только для отдельной отрасли знания, но и для науки в целом…

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Новизна ГИПОТЕЗЫ. Новый подход к выдвижению гипотезы. Новое предположение. Новое подтверждение предположения. Новое использование индукции, аналогии и сравнения. Новое превращение гипотезы в теорию. Новые логические доказательства. Новая апелляция к авторитетам, обращение к практике и истории вопроса. Новое согласование эмпирических фактов. Новое моделирование процесса или явленияна базе известных моделей. Новые допущения или снятие допущений. Новое использование эффектов. Новые подходы к решению…

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Новизна ИСТОРИИ вопроса. Новые авторы. Новые мысли известных авторов. Новые смыслы известных высказываний. Новое применение цитат в конкретном контексте. Доказательство искажений смысла в анализируемых источниках. Новые подходы к предмету в зарубежных и отечественных источниках. Новое доказательство истоков концепций, теорий, взглядов. Открытие их корней. Переосмысление истории, постулатов. Новый анализ исторического развития. Обнаружение ростков нового знания. Новизна анализа вопроса в социально-философском дискурсе. Анализ предвидения.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Новизна используемых ИСТОЧНИКОВ. Новый подход к ссылкам или цитированию. Новая систематизация. Новые инструменты анализа текстов. Неожиданный обстоятельный обзор, анализ и обобщение источников, научной литературы. Новое сопоставление существующих точек зрения. Расширение информационного поля исследуемого предмета. Критический анализ.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Новизна АКТУАЛЬНОСТИ. Новые способы выявления актуальности. Новое в освещении разработки вопроса. Новое в соотношении теории и практики. Новые идеи и взгляды. Новая систематизация известных фактов. Новые неожиданные факты.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Новизна ТЕМЫ. Новизна замысла. Новое в сочетании научного и прикладного значения. Новые задачи. Новизна классификации объектов анализа. Новое в логике названия, например, как перехода знания от стадии описания к стадии объяснения, а затем – предвидения процесса или явления.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Новизна ОБЪЕКТА и ПРЕДМЕТА. Новая детализация известного процесса, явления. Оригинальная классификация объекта и предмета исследований по различным основаниям. Установление новой иерархии признаков, свойств, отношений объектов изучения. Авторское представление и сравнение количественных оценок.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Новизна РЕЗУЛЬТАТОВ (ответа). Получен новый ответ или переформулирован известный ответ. Получены новые научные факты, связи, методы, теории, закономерности. Получено новое знание на стыке наук. Углубление, конкретизация, дополнительная аргументация старого. Использование старого в новых условиях, областях знания и практики. Новое обобщение накопленного научного материала. Описание новых явлений, процессов или эмпирических данных. Новое в использовании методов, способов, инструментов исследования одной отрасли науки в другой, позволивших получить новые результаты. Разработка математических моделей процессов. Создание на основе известных положений нового обобщения с разработками прикладного характера. Разработка авторской концепции, оригинальное сопоставление её с другими парадигмами науки, точками зрения, обращением к практике.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Новизна ЭКСПЕРИМЕНТА. Новый метод или новое применение известного метода. Усовершенствование имеющихся или разработка новых методик. Разработка авторского инструментария. Вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала. Новые результаты, критерии оценки, конкретные зависимости. Разработка новых проектов и их внедрение. Достижения в результате внедрения инновационных разработок. Новое приложение науки к практике. Разработка уникальных рекомендаций.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Новизна ВЫВОДОВ. Новизна в конкретике, в логике. Новизна в критике исходных концепций. Новое, существенное в совокупности частных результатов. Новое соотношение между понятиями, выделение главного и второстепенного. Новое в частичном или полном решении задачи. Новое в обосновании выбора методов исследования и последовательности решения плановых задач. Новое для использования результатов в науке и практике.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru Новизна ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Новое научное обобщение исследований. Нетривиальность собственных положений. Представление нового научного знания. Оригинальная обобщенная итоговая оценка. Новое дополнение теории. Новый уровень профессиональной зрелости и научной квалификации автора. Новые идеи по продолжению исследуемой темы. Возможные новые формы и методы её дальнейшего изучения. Новые научные вопросы и задачи для будущих исследователей. Новые практические предложения по использованию полученного знания. Наличие новых побочных научных результатов.

Анекдот.

Сын спрашивает у отца-синоптика:

– Папа, скажи, твои прогнозы всегда совпадают с погодой?

– Прогнозы-то всегда, а вот даты - нет...

Переместимся в будущее.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Что нового привнесли вы своим открытием в науку? Что можете назвать инновационным?

 

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

За своё путешествие поставьте себе оценку от 1 до 5. Полученный балл впишите в секретный код в конце книги.

грань 13. новизна и инновационность - student2.ru

Наши рекомендации