Инновационность как один из принципов образования

В последние годы инновационность в обучении и воспитании привлекает внимание не только педагогов, но и социологов, фи­лософов, психологов. По своему основному смыслу понятие «ин­новация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям, изменениям в образе деятельно­сти, стиле мышления, который с этими новшествами связан.

Наиболее значимой особенностью современной ситуации в системе образования является сосуществование двух стратегий организации обучения: традиционной и инновационной. Сами термины: инновационное и традиционное, нормативное обучение и идея их альтернативности были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 г., обратившему внимание миро­вой научной общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и к развитию ее познавательных возможностей [2].

Инновационное обучение трактовалось как ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переме­нам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людь­ми. Главные черты инновационного обучения - «предвосхищение» и «участие». При этом Дж Боткин предупреждает от смешения спо­собности к предвосхищению со способностью к прогнозу. После­дний часто означает «не более чем экстраполяцию на будущее ут­ративших актуальность тенденций» [2, с.43]. Он считает, что требуется нечто большее, чтобы внедрить предвосхищающее обу­чение... Это нечто большее касается ценностей... постоянное стрем­ление к переоценке ценностей, сохранение тех из них, которые обладают непреходящей значимостью, и отказ от тех, которые ус­тарели... Переоценка ценностей является существенной частью исследования будущего. Обобщая специфику инновационного обучения, Дж Боткин подчеркивает его черты: открытость обуче­ния будущему, способность к предвосхищению на основе посто­янной переоценки ценностей, способность к совместным действи­ям в новых ситуациях.

На первый взгляд, ситуация инновационного обучения, посту­лируя открытость будущему и развитие личности посредством со­вместной творческой деятельности, не несет ничего нового для науки. В известных научных школах уже давно использовались эти принципы. Диалоги Сократа давно стали образцом организации инновационного обучения, а отношения учителя и ученика этало­ном творческого демократизма. Однако необходимо отметить тот факт, что модели инновационного обучения сегодня - это не от­дельные островки научных школ, а проявление глубинной потреб­ности общественного развития в новом типе личности. Иннова­ционное обучение как стратегия массового образования несет более глубокое изменение в образовании.

По общему признанию, вторая половина и конец XX столетия - это период «глобальных инноваций» во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни. Ин­новация преобразует всю систему отношений человека с миром и самим собой. Глобальные инновационные процессы сопровожда­ются ускорением развития всех сторон общественной жизни, что обостряет и углубляет противоречие между темпами обществен­ного и индивидуального социокультурного развития. Рассматри­вая функции современной системы образования в масштабах этих перемен, следует связать возможности преодоления противоречия с двумя альтернативными стратегиями организации образования.

Первый путь намечается традиционной стратегией организации обучения, которая в принципе не меняет место и роль человека в культуре, меру его готовности к переменам в жизни, ибо сохраня­ется сложившаяся система организации образования. Компонен­ты этой системы лишь модернизируются и усовершенствуются. Но при всех изменениях усиливается деструктивная роль школы по отношению к личности: социальное отчуждение, отход учеников от ценностей образования и др. В данном случае не обеспечивает­ся готовность к позитивным переменам в обществе.

Инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитатель­ного процесса, раскрепощающий личность педагога и ученика.

Большинство исследователей (В.Л. Ляудис, Н.Р. Юсуфбекова и др.) понимают под инновационным обучением процесс и результат такой учебной деятельности, которая стимулирует вносить инно­вационные изменения в существующую культуру, социальную сре­ду. Такой тип обучения (и образования) помимо поддержания су­ществующих традиций стимулирует активный отклик на возника­ющие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации.

Отправляясь от идей и методов психологии развивающего обу­чения, созданной работами А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, П.Я.Галь­перина, Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова, В.Я. Ляудис сконструировала одну из моделей, помогающих исследованию особенностей стра­тегии инновационного обучения и его функций в развитии лич­ности [15]. В качестве модели автор выделяет ситуацию совместной продуктивной и творческой деятельности педагога с учащимися (ситуация СПД), которая позволила выделить существенные черты инновационной стратегии и расширить спектр их исследо­вания, преодолев те ограничения, которые создавали методы пси­хологического изучения, связанные с начальным этапом разработка концепции развивающего обучения. Принципиальное отличие инновационного обучения в данном случае состоит в переориен­тации смысла и порядка организации всего учебного процесса, а именно: предоставление ведущей роли на всех этапах учения твор­ческим и продуктивным задачам, опережающим решение репро­дуктивных задач. Решение творческих задач в сотрудничестве с учителем изменяет психологическую структуру учебно-воспита­тельной ситуации в целом, так как создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отноше­ний, общения как между учителем и учениками, между самими уча­щимися, так и в коллективе учителей.

Стратегия инновационного обучения предполагает мобилиза­цию всех социальных, коммуникативных резервов организации и самоорганизации учения. «Вводя психологическую полифонию интеллектуальной деятельности в процессе становления ее, она с неизбежностью вводит полифонию социальных коммуникаций – системную организацию форм учебных взаимодействий учителя с учениками, учеников друг с другом, многообразие их межлично­стных отношений и форм обучения… Роль ведущей скрипки в по­буждении к многообразию форм социальных и межличностных взаимодействий между участниками обучения играют продуктив­ные и творческие задачи» [15, с.29].

Задачи однозначно репродуктивные не побуждают к актуализа­ции коммуникативного начала познавательной деятельности, ско­рее, они стимулируют разобщенность, изолируют учащихся друг от друга и стереотипизируют их отношения со сверстниками и преподавателями.

В обществе все большее распространение получает ориентация именно на инновационный тип обучения, в то время как в учеб­ных заведениях преобладает традиционная система обучения и воспитания. Это противоречие во многом объясняет неподготов­ленность общества к столкновению с новыми ситуациями соци­альной жизни, неготовность своевременно отозваться на возни­кающие проблемы – политические, экономические, экологичес­кие и др. Инновационность как характеристика педагогического процесса относится не только к дидактическому его построению, но и к его социально значимым результатам, а также, что не менее значимо, к психологическому облику преподавателя.

Инновационность – это, прежде всего открытость, проницае­мость для иного, отличного от собственного, мнения. Речь идет о готовности и умении отнестись к своей позиции не как един­ственно возможной и единственно истинной. Умение координи­ровать свою точку зрения с другими и не рассматривать ее как единственно существующую, т.е. осознание собственной субъек­тивности развивается на протяжении всей жизни человека. И на всем ее протяжении остается возможность психологического сбоя по типу: «есть моя точка зрения и другая – ошибочная». Открыто­сти, общению-диалогу в этом случае нет места.

Существенной характеристикой диалогического контакта явля­ется равенство психологических позиций взаимодействующих сторон. Это ситуация двустороннего, взаимного воздействия, а не односторонне направленного. Она подразумевает реальное учас­тие, т.е. активную роль всех задействованных в общении сторон. Сотрудничество и сотворчество в инновационном процессе пред­полагают отказ от менторского диктата и утверждение иного типа отношений: совместного поиска; принципиального, но доброже­лательного совместного анализа результатов; совместного поиска и анализа просчетов и т.д. Совместность в данном случае не озна­чает отказа от самостоятельности. Речь идет о другом – об отказе от позиции, будто твое мнение, подход единственно возможные и правильные.

Инновационная деятельность на высоте ее конструктивных воз­можностей призвана осуществляться в динамике столкновения и взаимообогащения различных «открытых», способных к самокри­тике и в то же время к риску принятия на себя свободной ответ­ственности, позиций. Диалогизм, полифония (термины М.М.Бах­тина) выступают как структурообразующие начала инновационной деятельности преподавателя. Готовность к конструктивному общению, не­предвзятому отношению к контраргументации, установка на при­знание рационального момента в иной позиции и проч. Выступа­ют, таким образом, не только как этические принципы, но и как необходимые условия осуществления деятельности. Безусловно, это имеет большое значение для современной теории и практики обучения как в школе, так и в вузе. Будущие учителя должны усваи­вать не некий монолит готового бесспорного знания, а приобщать­ся к «драме идей», развивать свое сознание, проигрывая эту драму, становясь активными ее соучастниками.

Исходя из этого, любое обучение должно строиться как диалог различных исторически существовавших логик, культур, способов понимания (античной, средневековой, нововременной, современ­ной). Эти логики не навязываются извне, а всплывают в репликах собеседников, ведущих учебный диалог. Рассмотрение научных понятий в «промежутке» разных логик и способов понимания (ан­тичное эйдетическое умное видение, средневековое причащение к предмету как к «продолжению» моей руки и моего слова», ново­временное познавательное экспериментирование и другое) обес­печивает выход учебного диалога на «вечные проблемы человеческого бытия», сообщает ему продуктивную неразрешимость, непол­ноту и в то же время глубинность. В этом смысле утверждается диалог логик.

Но самое важное новообразование, которое несет педагогу-инноватору новая ситуация общения, - это способность к созданию новой позиции личности в отношении к миру, к педагогической науке, к себе. Он освобождается от авторитарных претензий на единственную точку зрения, открывается всему богатству форм педагогического опыта. Новый тип общения поможет гуманизи­ровать отношения, освоить многообразные типы познания, прин­ципы и способы метадисциплинарного мышления (синергетика, «иррациональная логика», «детерминирующий хаос»). Именно в возможностях преодоления ригидности мышления посредством сотворчества инновационное обучение дает опору становлению нового образа и новой позиции педагога-инноватора.

Позиция продуктивной личности вопреки позиции личности потребительской формируется в атмосфере свободы и независи­мости открытого общения. Можно говорить также об изменении в способах мышления, в культуре интеллекта, которые коренятся в приобщении с ранних лет к многообразным типам интеллекту­альной деятельности, - к наглядно-образному, ассоциативному, интуитивному мышлению наряду с приобщением к логике науч­но-теоретического мышления. Ситуация совместного творческо­го поиска и решения обогащает мышление эмоциональными со­стояниями, развивает эмоциональную интуицию, не менее важную, чем интеллектуальная.

Следующий аспект принципа инновационносги – это откры­тость преподавателя культуре и обществу. Педагог стремится изменить действительность, определить проблемы и способы их разреше­ния.

Важную роль играет также открытость своего «Я», собственно­го внутреннего мира. Педагогическая среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию обра­за «Я». В рамках инновационного обучения создаются условия раз­вития личности, осуществляется ее право на индивидуальный твор­ческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу само­развития. Изменение относительной роли инновации и традиции в структуре инновационного обучения, обращенного к будущему, пред­полагает изменение типа отношений между поколениями, между педагогами и учениками. Эти отношения утрачивают характер при­нуждения, подчинения власти традиции. Они не могут быть не чем иным, как отношениями сотрудничества, взаиморегуляции, взаи­мопомощи равных. В процессе учения преобладающим становит­ся творческое начало, индивидуально-личностное своеобразие подхода к проблеме, к способу ее решения. Главная ценность от­ношений – сотворчество преподавателя и учащегося. Противоречие между репродуктивными и творческими компонентами учения разреша­ется посредством их согласования, гармонизации при ведущей, се­лективной роли творческого компонента. В этой связи можно от­метить возрастающую роль активной творческой позиции моло­дого поколения в сфере собственных социальных отношений, их инициатив по реорганизации педагогической действительности.

В разрабатываемой В.А. Сластениным и Л.С. Подымовым концепции инновационного обучения студентов в качестве основных функций выступают следующие:

· сознательный анализ профессиональной деятельности на осно­ве мотивов и диспозиций;

· проблематизация и конфликтизация действительности – виде­ние в ней непосредственно не воспринимаемых коллизий и несо­ответствий;

· критическое отношение к нормативам;

· рефлексия и построение системы смыслов (смыслотворчество);

· открытость среде, и профессиональным новшествам в частно­сти;

· творчески преобразующее отношение к миру, выход за преде­лы нормативной заданное;

· стремление к самореализации, к воплощению в профессиональ­ной деятельности своих намерений и образа жизни;

· субъективирование элементов содержания в личностно-смысловое содержание, т.е. наделение личностным смыслом.

Личностный смысл студент может обрести лишь сам на основе своеобразного исследования ситуации, ее связей с потребностя­ми. Личностное исследование ситуации выступает одновременно и как высшее проявление познавательной функции интеллекта, поскольку в момент личностной рефлексии происходит более полное отражение связей и отношений с окружающим миром. Личность полнее реализует себя, если предлагаемое содержание способно поколебать целостность личностного мировосприятия, социальный и профессиональный статус и др. Говорить о техно­логиях воздействия на личность можно лишь с определенной сте­пенью условности, подразумевая, что личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а то и инициатором процес­са своего образования. Инновационное обучение не имеет одно­значно предписанной методики организации педагогического процесса, не осуществляется одновременно для всех. Подлинно личностное порождается личностью, создается путем субъективирования смыслотворчества. Цели, содержание и методы обучения – косвенные стимулы этого процесса. С другой стороны, то, что было скрытым, выявляется в инновационном обучении: борьба мотивов, столкновение смыслов и ценностей становятся как бы осязаемыми.

Обобщая условия, обеспечивающие инновационное обучение, можно выделить такие формы и методы обучения, как диалог: пе­реработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов, что предполагает намеренное обострение коллизий, продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога, проектирование способов взаимодействия участников дискуссии и возможных ролей и условий их принятия, гипотети­ческое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение участников; система контекстно-игровых ситуаций, в которых были бы востре­бованы личностные функции. Игра ценна в дидактическом отно­шении именно своей импровизацией, особым игровым, т.е. твор­ческим, эвристическим состоянием личности, а не формальными атрибутами. Сценарий игры – это своего рода «способ генериро­вания событий». Здесь отрабатываются навыки продуктивного мышления, развивается способность решать все новые проблемы, возникающие как в действительности, так и в профессиональной деятельности. Готовность будущего преподавателя вносить конструктив­ный вклад в обновление образовательной среды сейчас особенно акцентируется в системе педагогического образования.

В этой связи при организации вузовского обучения необходи­мо, чтобы учебно-профессиональная задача выступала как иссле­довательская в контексте значимой проблемной ситуации. Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предмет­ные знания, умения, конкретные решения проблем и т.д.) особым результатом профессионального обучения должен стать рефлек­сивно осмысляемый опыт поисковой деятельности, где присут­ствовали бы мотивы освоения нового опыта, расширения позна­вательных возможностей, элемент состязательности (в том числе и с самим собой).

Вопросы для самоконтроля

1. Почему в последние годы инновационность в обучении и воспитании привлекает внимание не только педагогов, но и социологов, фи­лософов, психологов?

2. В чем отличие инновационного обучения от традиционного?

3. Какие основные функции выполняет инновационное обучение?

4. Какие формы и методы обучения обеспечивают инновационное обучение?

Наши рекомендации