Упражнение 241. Чистить зубы

Функции, по уходу за собой: умывание, 3-4 года
Тонкая моторика: оперирование материалом, 3-4 года

Учебная цель: соблюдение личной гигиены

Задание: самостоятельно чистить зубы

Материал: мягкая зубная щетка, паста

Встаньте с Виктором перед зеркалом, чтобы он мог видеть, как Вы чистите зубы. Следите, чтобы он больше смотрел на Ваше отражение в зеркале, а не на Вас. Дайте ему подержать щетку, пока Вы выдавливаете на нее пасту. Встаньте за ним и медленно поднесите щетку ко рту. Говорите с ним спокойно и одобряюще. Другой рукой откройте ему рот и помогите медленно поводить щеткой вдоль зубов. Постепенно сокращайте контроль над его рукой, если видите, что он подражает Вашим движениям. Вначале можно взять немного крема на палец и помассировать им десны, чтобы сделать их менее восприимчивыми и приучить его ко вкусу зубной пасты. Следите, чтобы щетка была мягкой и чтобы он "чистил" зубы осторожно. Сначала он проделает одно или два движения, но постепенно увеличивайте период чистки зубов. Если он попытается укусить зубную щетку, то опустите его голову слегка назад, чтобы его подбородок принял нормальное положение.

Упражнение 242. Быстрое одевание

Функции, по уходу за собой: раздевание и одевание, 4-5 лет
Социальные отношения: независимость, 4-5 лет

Учебная цель: самостоятельно и быстро одеться

Задание: остановить утром будильник и самостоятельно одеться за определенное время

Материал: будильник

Прежде чем Даша ляжет спать, приготовьте с ней одежду, которую она должна одеть утром. Положите ее на место, где Даша может ее легко найти. Покажите ей будильник и объясните, что теперь у нее свой будильник, как у мамы и папы. Покажите, как нужно нажать кнопку звонка. Пусть несколько раз Даша потренируется. На следующее утро помогите ей встать по звонку будильника и остановить его, прежде чем перейти к одеванию. Если Вы уверены, что Даша знает, как остановить будильник, то ознакомьте ее с большой стрелкой. Скажите ей, что она получит большой сюрприз, если успеет одеться до того, как стрелка достигнет обозначенного места на циферблате. Отметьте это место на циферблате, чтобы она хорошо видела, когда выйдет время. Вначале Вы должны предоставить ей много времени, чтобы она добилась успеха. Когда утром прозвенит будильник, проследите, чтобы она встала и остановила звонок. Вы должны быть поблизости от Даши, чтобы проследить, не мешает ли она и не отвлекается ли. Будьте готовы помочь ей, но только тогда, когда это необходимо. Обязательно похвалите ее, если она старается. Поощрите ее чем-нибудь особенным, если она оденется за определенное время.

Упражнение 243. Самостоятельно приготовить закуску

Функции, по уходу за собой: прием пищи, 5-6 лет
Тонкая моторика: оперирование предметами, 4-5 лет
Социальные отношения: независимость, 4-5 лет

Учебная цель: приобретение навыков самостоятельности при приеме пищи

Задание: самостоятельно приготовить простую закуску

Материал: продукты для простой закуски, кухонные принадлежности

Спланируйте простую закуску, которую должен приготовить Саша самостоятельно. Это могут быть: кусок хлеба, пшеничные хлопья с молоком и сахаром, растворимый пудинг и т.п. Примените всю свою фантазию и знания того, что любит Саша, чтобы приготовить большое количество маленьких закусок. Следите, чтобы он овладел всеми этапами приготовления. Если необходимо взвесить некоторые продукты, сделайте это заранее и поместите их в особые емкости. Сначала помогайте Саше на каждом этапе приготовления. Если он научится готовить сам, то дайте ему свободу в выборе продуктов и способа приготовления. Попытайтесь так разнообразить рецепты, чтобы Саша изучил ряд действий: отрезать, наливать, помешивать, черпать, обмакивать и сыпать.

Упражнение 244. Самостоятельно купаться

Функции, по уходу за собой: уход за телом, 5-6 лет
Речь: словарный запас, 3-4 года

Учебная цель: самостоятельно купаться или принимать душ

Задание: самостоятельно регулировать температуру воды

Материал: смеситель с цветными кранами: красный - "гарячая вода", синий - "холодная"

Прежде чем позволить Игорю пользоваться душем, научите его с помощью смесителя регулировать температуру воды. Объясните, что красный кран обозначает "гарячая". Откройте оба крана так, чтобы бежала приятная теплая вода. Держите свои руки и руки Игоря в струе воды и говорите: "Теплая вода, приятно теплая!". Добавьте горячей воды, более горячей, чем можно использовать для приема душа. Недолго подержите свои и его руки под водой и скажите: "О, горячая вода, слишком горячая!". Мимикой выразите свое неудовольствие, чтобы Игорь видел, что горячая вода Вам не нравится. Преувеличивайте это спокойно. Привлеките внимание Игоря к синему крану, покажите, как им пользоваться. Затем покажите, как пользоваться синим краном, если вода слишком горячая. Упражняйтесь в этом ежедневно, пока он не научится. Затем пойдите с ним в душевую и покажите, как пользоваться душем, и как проверить воду с помощью руки. Велите ему раздеться, окунуть руку в струю воды и определить, является ли она "слишком горячей", "приятно теплой" или "слишком холодной". Если Вы установили, что Игорь может самостоятельно регулировать температуру воды и Вы довольны его решением, то можете попросить его в будущем звать Вас, чтобы перепроверить температуру воды, прежде чем он станет под душ. Можете больше ему доверять и самому принимать душ.



Наши рекомендации