Глава 1 теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………..………………….………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ………….………. ………………………..………............5
1.1 Понятие «познавательная активность» и его сущность …………………….5
1.2 Уровни познавательной активности ………….……….….……...………….....9
1.3 Пути и средства формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения……………………………………………..........14
Выводы по первой главе………………………….………………..…………..........17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………….…….….………….19
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников………………………………………………………………..19
2.2 Формирование познавательной активности младших школьников в процессе учебной деятельности…………………..….………..................................................21
2.3 Сравнительный анализ полученных данных...………..…………...…………..25
Выводы по второй главе ..……………………….………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………….….…………………..…………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .................................................31
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………….…………………………….................33
ВВЕДЕНИЕ
Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.
Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.
Проблеме развития познавательной активности школьников посвящены труды многих ученых-педагогов (Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др.).
Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к школе. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г.И.Щукина: «Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несёт в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания».
Познавательная активность – это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.
Следует отметить, что особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста т. к. степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что формирование познавательной активности школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
Объект исследования– познавательная активность младших школьников.
Предмет исследования– методы и приёмы формирования познавательной активности в процессе обучения младших школьников.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятия «познавательная активность».
2. Проанализировать условия формирования познавательной активности.
3. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
4. Определить педагогические условия, выявить наиболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.
Методы исследования:теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и обработка данных экспериментальной работы.
База исследования: ГУО «Тимковичская СШ им. К.Чорного» Копыльского района Минской области.
Практическая значимость результатов исследования: определение эффективных методов и приемов, педагогических условий развития познавательной активности младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителя начальных классов по формированию познавательной активности младших школьников в процессе учебной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Выводы по первой главе
Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательную активность можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как средство обучения.
Познавательная активность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.
Анализ литературы показал, что познавательная активность как педагогическое явление — это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
На учителя начальных классов возлагается большая ответственность за обучение учащихся. Педагог должен знать особенности развития познавательной активности детей младшего школьного возраста и уметь выбрать правильный подход для работы с детьми. В большинстве случаев доброжелательная доверительная обстановка между учителем и учениками на уроках является необходимым условием для формирования познавательной активности младших школьников.
Таким образом, познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Тип учебной активности — это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть мысль о том, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтёт только отсидеться на уроке.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выводы по второй главе
Проблема познавательной активности — одна из актуальных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на более высокий уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до самого высокого уровня.
Особо хочется подчеркнуть, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтет ничего не делать.
Таким образом, развитию познавательной активности младших школьников способствовала смена видов деятельности, организация групповых форм работы, проблемные методы обучения, проведение нестандартных уроков, а также использование занимательного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательная активность как психолого-педагогическое явление — это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.
Необходимо подчеркнуть также, что активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Понятие "познавательная активность" раскрывается через понятие "познавательная деятельность", а "деятельность" - через понятие "активность". Активная деятельность определяется как деятельность усиленная, энергичная, а понятие "познавательная активность" включает в себя и отношение человека к окружающему.
В ходе исследования нами были выделены показатели познавательной активности младших школьников: активность (проявление интереса к предмету со стороны обучающихся, интерес на объект изучения на уроке, стремление задавать вопросы); самостоятельность (самостоятельность выполнения задания, настойчивость в достижении цели).
Также описаны уровни познавательной активности младших школьников: высокий уровень, средний уровень и низкий уровни познавательной активности.
В результате теоретического анализа научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования можно указать на следующие условия, способствующие развитию познавательной активности младших школьников:
-создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
-концентрировать внимание на главном в учебном материале;
- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебновоспитательного процесса;
-избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
Была организована опытно-экспериментальная работа, цель которой выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Таким образом, в результате проведенной экспериментальной работы мы пришли к выводу о том, что развитию познавательной активности младших школьников способствовала смена видов деятельности обучающихся на уроке, организация групповых форм работы, проблемные методы обучения, проведение нестандартных уроков, а также использование занимательного материала.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………..………………….………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ………….………. ………………………..………............5
1.1 Понятие «познавательная активность» и его сущность …………………….5
1.2 Уровни познавательной активности ………….……….….……...………….....9
1.3 Пути и средства формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения……………………………………………..........14
Выводы по первой главе………………………….………………..…………..........17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………….…….….………….19
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников………………………………………………………………..19
2.2 Формирование познавательной активности младших школьников в процессе учебной деятельности…………………..….………..................................................21
2.3 Сравнительный анализ полученных данных...………..…………...…………..25
Выводы по второй главе ..……………………….………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………….….…………………..…………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .................................................31
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………….…………………………….................33
ВВЕДЕНИЕ
Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.
Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.
Проблеме развития познавательной активности школьников посвящены труды многих ученых-педагогов (Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др.).
Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к школе. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г.И.Щукина: «Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несёт в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания».
Познавательная активность – это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.
Следует отметить, что особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста т. к. степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что формирование познавательной активности школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
Объект исследования– познавательная активность младших школьников.
Предмет исследования– методы и приёмы формирования познавательной активности в процессе обучения младших школьников.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятия «познавательная активность».
2. Проанализировать условия формирования познавательной активности.
3. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
4. Определить педагогические условия, выявить наиболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.
Методы исследования:теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и обработка данных экспериментальной работы.
База исследования: ГУО «Тимковичская СШ им. К.Чорного» Копыльского района Минской области.
Практическая значимость результатов исследования: определение эффективных методов и приемов, педагогических условий развития познавательной активности младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителя начальных классов по формированию познавательной активности младших школьников в процессе учебной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ