Определение восприятия йогина

ВИДЫ, ОБОСНОВАНИЕ

Первое. Знание, свободное от ошибки, концепции относительно правильного объекта, а также являющееся следствием усиленного привыкания к созерцанию, соединяющего безмятежность и проникновение, есть определение восприятия йогина.

Второе. Также подразделяется на два: познание и последующее познание, являющиеся им. Также существуют пути видения, созерцания, не-учения трех колесниц, являющиеся им. В ясном восприятии йогина не существует восприятия не познания, так как все, что воспринимается им, с необходимостью постигаются. В Праманавартике сказано:

Все что видит высший разум,

Во всех аспектах познается

Третье. Обоснование. Субъект – мудрость, познающая бессамостность и сострадание по отдельности, имеет потенциальную способность развиться до окончательного и ясного восприятия с помощью созерцания, неотлучного от условия созерцания, так как является дхармой потока сознания, независящего от применения усилия, вследствие устойчивого привыкания к объекту основы, как, например, привязанность. Об этом в Праманавартике сказано следующее:

Поэтому правильное или не правильное

Чтобы ни было привычным опытом

И если привыкание доведено до предела

То его следствием будет ясное, не концептуальное сознание

Таким образом, основа сознания есть ясное ведение, а верхний и нижний пределы устойчивого ведения определяются посредством логики, устанавливающей беспредельность (сознания). В «Украшении» сказано:

Чувственное возникает от сознания внутреннего чувства

А сознание внутреннего чувства возникает от того

А то в свою очередь является тем же, поэтому

Сансара пребывает, не имея ни начала и ни конца

Второе. Хотя такая трактовка в общих чертах соответствует трактовке школы Читтаматра, все же в вкратце изложим их мнение. Сущность собственно ясного восприятия, особенности трех условий, подобие ясного восприятия, последующее принятие термина, этимологическое значение, обосновывающее определение.

Первое. Определение. Виды. Значение каждого по отдельности. Сознание, свободное от ошибки и мысли, являющееся следствием устойчивых привычек, есть определение ясного восприятия. В Праманавиничае сказано: поскольку устойчивы привычки, пока существует сансара, и то, что связано с ними, может лишь относительно носить название безошибочности - это и есть познание.

В комментарии «о соответствии» вышеприведенного сочинения сказано: осознавая учения, признающие и не признающие устойчивость (привычек), последователь Виджнянавадинов наставник (Дигнага)...

То есть общая позиция школ Саутрантики и Читтаматры была изложена ранее, а особая позиция Читтаматры должна соответствовать такой трактовке.

Второе. Здесь выделяется четыре вида: ясное восприятие через внешние чувства, ясное восприятие через внутреннее чувство, само-ведение, восприятие йогина. Первое подразделяется на пять - начиная с восприятия материи до восприятия осязания. В свою очередь каждая подразделяется па познание, последующее познание, а также на восприятие с отсутствием познания. Согласно «Семи логикам» сущность, виды и метод проявления восприятия внутренним чувством соответствует вышеизложенной позиции, а согласно «Пяти областям бхуми (стадий пути)» имеются некоторые расхождения, но во избежание излишнего многословия отсылаю к этому источнику.

Третье. Вышеизложенной позиции относительно само-ведения придерживаются следующие философские направления: Саутрантика, Читтаматра и Йогачара-мадхьямика. Мнения же школ Прасангика и Саутрантика-мадхьямика расходятся.

Четвертое. Имеются две традиции относительно восприятия йогина; согласно мнению Саутрантики, объект восприятия с необходимостью есть единичная характеристика, согласно другой традиции признается чувственное познание отсутствия самости в дхармах. Последнее изложено в «Компендиуме колесниц», Йогачара-мадхьямики по замыслу «Ланкаватары» также это признают.

Третье. Три условия согласно мнению Читтаматры. В «Анализе объекта направления (сознания)» сказано:

Сущность внутреннего познаваемого объекта

Есть то, что воспринимается как внешнее Поскольку есть сущность сознания и объекта

Есть также то, что является условием

Эти слова указывают на объект (условия) направления и на подобие объекта (условия) направления ясного восприятия синего цвета, так как синий цвет и другие, воспринимаемые как отдельные от ясного восприятия внешних чувств, являются объектами того или иного восприятия внешними чувствами, а также являются не только целью направления, но и условиями, поэтому они представлены здесь как условия направления. Это так, поскольку такое сознание, являясь сущностью сознания того, есть цель направления. В автокомментарии сказано: поскольку внутреннее сознание есть восприятие реального и рождается от него, оно обладает двумя дхармами, и то, что содержится только в нем, есть условие направления.

Таким образом, здесь говорится об условии восприятия; кроме того, хотя синий цвет, воспринимаемый через внешние чувства, являясь сущностью только лишь этого чувственного восприятия, по времени одновременен с ним, тем не менее, необходимо принять то, что он все же является его условием, так как если существует такой объект, то рождается чувственное восприятие, а при отсутствии такового не обнаруживается. Об этом в «Анализе объекта направления» сказано:

Даже если одна часть безошибочна, то является условием

В автокомментарии этого сочинения говорится:

То, что таким образом воспринимается, есть условие, но если спросить - его части одновременно рождаются и каким же образом то будет условием? Если даже одна часть... поэтому именуется как условие. И все же изложенное не является собственно мнением автора, а всего лишь представлено в соответствии с понятиями о шести видах причин, выдвигаемых учителями Абхидхармы. Поэтому здесь имеет место лишь понятие подобия условия направления.

В «Семичленной логике, проясняющей мрак сознания» говорится:

Такое мнение относительно понятия об условии направления является лишь повторением вслед за мнениями таких учителей Абхидхармы как Васубандху и другие, признававшие одновременность причины и следствия, а также не обязательное проникновение того, что причина и следствие являются отдельными субстанциями. Согласно собственному мнению наставника (Дигнага), реальное условие направления не должно быть одновременным, условие направления есть сознание, предшествующее этому сознанию, таким образом, здесь необходима такая последовательность, а одновременность противоречива.

В «Анализе объекта направления» сказано:

Или оставляя способность последовательно

Таким образом, та или иная способность, лежащая на основе предшествующих моментов чувственного восприятия, способная породить образ объекта в последующих моментах чувственного восприятия, является условием направления последующих моментов, последовательно порождающих цепь чувственного восприятия, так как является условием, устанавливающим образ объекта в цепи последующих моментов чувственного восприятия. Это так, поскольку под словом «способность» нужно понимать основу спора (т. е. субъект), а под словами «поскольку устанавливают» нужно понимать обоснование (т. е. основание). В противном случае, следуя прямому значению слов, легко впасть в ошибку того, что проникновение не имеет никакой связи, и того, что поток чувственного восприятия есть причина. Кроме того, следует не забывать о значении слов «устойчивые привычки». В «Семичленной логике, проясняющей мрак сознания» сказано: поэтому способность есть субъект (силлогизма), а слова «поскольку устанавливают» нужно отнести к обосновывающему основанию...

Такая трактовка логична, так как имеется следующее обоснование: субъект - синий цвет, непосредственно предшествующий восприятию синего цвета, а также непосредственно предшествующая этому восприятию способность порождать образ синего цвета в последующем моменте восприятия, они являются условиями направления последующего момента восприятия синего цвета, так как являются условиями, порождающими образ синего цвета в последующих моментах восприятия. В автокомментарии сказано:

То, что воспринимается как объективное, порождает следствие – сознание, соответствующее собственному восприятию, поэтому то, что способность является основой сознания, ничему не противоречит.

Проникновение необходимо, так как слова «воспринимается как объективное» означают, что синий цвет есть условие направления, слова «способность...» также указываются как условие направления. В «Семичленной логике, проясняющей мрак сознания» сказано:

Согласно Читтаматре то, что в чувственном восприятии возникает образ объекта, с необходимостью связано с устойчивыми привычками, а не то, что образ возникает из-за особой способности самого объекта... эта традиция утверждает, что является условием направления по той причине, что является основным условием, порождающим образ объекта в последующих моментах восприятия.

Субъект - синий цвет, непосредственно предшествующий восприятию синего цвета, а также способность порождать образ объекта в последующих моментах восприятия, не являются условиями направления по причине того, что являются и объектом восприятия и условиями восприятия в последующих моментах, так как, хотя об этом говорят последователи Абхидхармы, но все же не являются таковыми. Это так, поскольку необходимо такое условие, которое порождает образ синего цвета в последующих моментах восприятия. В «Семичленной логике, проясняющей мрак сознания» сказано:

По причине того, что являются и объектами направления и условиями последующих моментов, не являются условиями направления, а являются таковыми по другой причине, а именно являясь условиями, порождающими образ объекта направления в последующих моментах восприятия, поэтому их называют условиями направления.

В «Украшении логики» сказано:

Условие объекта направления, устанавливающее способность, есть синий цвет, непосредственно предшествующий восприятию синего цвета.

Субъект - синий цвет и синий цвет, проявляющий образ в восприятии, обладают двумя дхармами условия объекта направления, так как являются и объектом направления и условием, поэтому они есть условия направления, обладающие двумя дхармами. Это есть относительное (условное) условие объекта направления. Субъект - синий цвет, непосредственно предшествующий восприятию, и способность предшествующего восприятия, способная породить образ объекта в последующий момент, обладают двумя дхармами условия объекта направления, так как устанавливают образ объекта направления в восприятии, а также являются условием восприятия. В автокомментарии сказано:

Таким образом, поскольку внутренний объект направления обладает двумя дхармами, то принимаются как условия объекта восприятия.

Три условия восприятия внешних чувств таковы: условие объекта направления, преобладающее условие, непосредственное условие. Таким образом, условие объекта направления синего цвета не обязательно есть объект направления, а объект направления не обязательно есть условие объекта направления. Также и условие объекта направления не обязательно воспринимается также, как ни не воспринимается, не обязательно познается и ни не познается. Условие объекта направления и восприятие внешним чувством субстанционально различны, но при восприятии синего цвета объективное и субъективное субстанционально неразличимы, поэтому уясните пределы проникновений. Говорилось о двух видах условий объекта направления.

Положение о непосредственном условии соответствует мнению школы Саутрантика. В «Украшении логики» сказано:

То, что в основном непосредственно порождает ощущение восприятия материи

Существует много методов функционирования непосредственного условия, так как в «Украшении» сказано:

Непосредственное условие не сводится только лишь к однородному функционированию, так как мышление может воздействовать на восприятие, и наоборот, восприятие, а также восприятие белого цвета может воздействовать на восприятие желтого цвета.

Условие, способное самостоятельно порождать восприятие только материи при удержании материи, есть определение особого преобладающего условия при восприятии материи. Основа характеристики. Хотя и Саутрантика и Читтаматра признают, что преобладающее условие - внешний орган является материальным (рупа), но разница заключается в том, что для Саутрантика внешний орган является элементом, а для Читтаматрина это есть способность предшествующего восприятия. В «Анализе объекта направления» сказано:

Одновременно внешний орган и способность, Сущность которых и является способностью

А это, в свою очередь, не противоречит само-ведению.

Остальные разделы были ранее упомянуты и их легко понять, а что касается традиции изложения высшей из всех школ - школы Прасангики, то этому посвящен отдельный труд под названием «Учение о познании в соответствии с ясными словами Мадхьямики».

Наши рекомендации