Перечень знаний и практических навыков
Практическое занятие 1
Тема. Методы лучевой диагностики. Организация работы отделения лучевой диагностики. Принципы радиационной безопасности.
Цель: определить роль и значение методов лучевой диагностики в современной медицине, ознакомиться с принципами радиационной безопасности.
Перечень знаний и практических навыков
Знать:
- предмет, структуру и задачи лучевой диагностики
- основные методы и средства лучевой диагностики;
- виды излучений, применяемых в лучевой диагностике;
- свойства различных видов излучений;
- диагностические возможности каждого метода лучевой диагностики;
- показания и противопоказания к применению различных методов лучевой диагностики;
- принципы противолучевой защиты при диагностическом использовании излучений;
- устройство и санитарно-гигиенические требования к рентгенодиагностическому кабинету;
- основные средства защиты от ионизирующих излучений.
Уметь:
- определить метод лучевого исследования, проекцию.
- определить качество лучевого изображения;
- определить показания и противопоказания к лучевому исследованию;
Учебно-целевые вопросы:
1. Основные методы лучевой диагностики.
2. Виды излучений, применяемых в лучевой диагностике.
3. Методы лучевой диагностики с применением ионизирующего и неионизирующего излучений.
4. Рентгенологические методы исследования: определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки
5. Радиоизотопные методы исследования: определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки
6. Компьютерная томография (КТ): определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.
7. Магнитно-резонансная томография (МРТ): определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.
8. Ультразвуковые методы исследования: определение, виды, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.
9. Медицинская термография: определение, виды, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.
Структура и содержание занятия:
1. Знакомство с группой -10 мин
2. Ознакомление студентов с требованиями кафедры (дисциплина, внешний вид, экипировка, график и форма отработок) - 15 мин
3. Знакомство со структурой учебного процесса и рейтинговой системой - 20 мин
4. Цель, задачи и методы лучевой диагностики. Средства противолучевой защиты - 90 мин
5.Ознакомление со структурой и организацией работы отделения лучевой диагностики - 45 мин
6. Подведение итогов. Задание на дом - 10 мин
Излагается краткая история медицинской радиологии, вклад отечественных и зарубежных ученых в ее развитии. Определяется роль лучевой диагностики в системе подготовки врача общей практики.
Студенты знакомятся с различными видами излучений (электромагнитные, ультразвуковые, инфракрасные и др.) и с основными методами исследования лучевой диагностики (рентгенологический, радионуклидный, ультразвуковой, магнитно-резонансный, термографический).
Рентгенологический метод исследования: история открытия рентгеновских лучей, их природа и свойства, элементарные процессы, вызываемые ионизирующим излучением в тканях и органах. Понятия «доза» и «дозиметрия». Основные методики рентгенологического исследования (рентгенография, рентгеноскопия, линейная томография, флюорография и др.), специальные и контрастные методы исследования. Компьютерная рентгеновская томография. Принципы получения компьютерных томограмм, особенности изображения органов и тканей на них.
Принципы радионуклидных исследований. Радиофармацевтические препараты. Методики радионуклидного исследования – клиническая и лабораторная радиометрия, радиография, радионуклидная визуализация (сканирование, сцинтиграфия и др.).
Ультразвуковая диагностика: методики – одномерная эхография, ультразвуковое сканирование (сонография), доплерография.
Принципы использования ядерно-магнитного резонанса. Магнитно-резонансная томография. Особенности изображения органов и тканей на магнитно-резонансных томограммах.
Термографическое исследование (тепловидение). Методики термографии: контактная жидкокристаллическая термография, дистанционная инфракрасная термография, радиометрия.
Интервенционная радиология. Рентгеноэндоваскулярные вмешательства. Лечебные рентгенохирургические вмешательства на органах грудной и брюшной полости и забрюшинного пространства (удаление камней, дренирование абсцессов, билиарная декомпрессия и дренирование желчных путей).
Обеспечение занятия: негатоскоп, наборы рентгенограмм, томограмм, сонограмм, отделение лучевой дигностики.
Практическое занятие 2
Тема: Лучевая диагностика заболеваний легких и сердца.
Цель:на основании знаний нормальной и патологической анатомии и физиологии, пропедевтики внутренних болезней и теоретических основ рентгенологии научиться читать R-снимки.
Перечень знаний и практических навыков
Знать:
- особенности лучевого исследования органов грудной клетки;
- методы рентгенологического исследования легких и сердца;
- возможности различных методов лучевого исследования в диагностике заболеваний легких и сердца;
- лучевую анатомию органов грудной клетки;
- последовательность чтения переднего обзорного снимка органов грудной клетки;
Уметь:
- на основании анализа клинической картины заболевания определить показания и противопоказания к лучевому исследованию при заболеваниях легких и сердца;
- оформить направление больного к рентгенологу и осуществить подготовку больного к лучевому исследованию.
- наметить объем и последовательность лучевых исследований (рентгенологическое, ультразвуковое, радионуклидное и т.д.).
- самостоятельно опознать изображение всех анатомических структур грудной клетки на рентгенограммах.
- интерпретировать рентгенограмму органов грудной клетки (вариант нормы).
Учебно-целевые вопросы:
1. Основные R-методы исследования заболеваний легких и сердца.
2. R-скопия и R-графия: определение, показания, преимущества, недостатки.
3. Флюорография: определение, показания, преимущества, недостатки.
4. Линейная томография: определение, показания, преимущества.
5. Порядок чтения обзорного снимка органов грудной клетки.
6. Долевое и сегментарное строение легких.
7. Корень легкого: анатомический субстрат, расположение, R-норма.
8. Легочный рисунок: анатомический субстрат, R-норма.
9. Органы средостения: анатомический субстрат, контуры сердечной тени.
Структура и содержание занятия:
1. Регистрация студентов, цель и задачи занятия, вступительное слово преподавателя - 15 мин
2. Тест-контроль для выявления исходного уровня знаний - 15 мин
3. Обсуждение учебно-целевых вопросов - 60 мин
4. Самостоятельная работа студентов - 40 мин
5. Обсуждение результатов самостоятельной работы - 45 мин
6. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом - 10 мин
При обсуждении учебно-целевых вопросов выясняют роль современных методов лучевой диагностики, для распознавания заболеваний органов дыхания. Разбирают методы рентгенологического исследования (просвечивание, рентгенография, линейная томография, флюорография, контрастные методы исследования и др.).
Определяется последовательность чтения обзорной рентгенограммы органов грудной клетки. Разъясняется рентгенанатомия легких, долевое и сегментарное строение, высота стояния куполов диафрагмы справа и слева в зависимости от конституции и различных физиологических состояний организма.
Во время самостоятельной работы студентов со снимками требуется определить: а) область исследования, б) методику, в) проекцию, г) правильность укладки больного, д) качество снимка (резкость, контрастность, качество фотообработки, значение режима съемки – «жесткость» съемки и др.).
В отношении самих легких определить: а) нормальное изображение легочной ткани, б) анатомический субстрат легочного рисунка и корней легких, доли, в) доли и сегменты легких в рентгеновском изображении.
При этом необходимо обращать внимание на степень самостоятельности в разборе рентгенограмм, напоминать некоторые принципы анализа снимков.
При обсуждении самостоятельной работы студентов, сначала студент докладывает разобранную им рентгенограмму, после чего преподаватель вносит свои коррективы и дает оценку работы студента. Таким образом, каждый студент отчитывается перед аудиторией.
Подводятся итоги работы каждого студента (тест-контроль + самостоятельная работа), и определяется задание для следующего занятия.
Домашнее задание: основные рентгенологические синдромы заболеваний легких и сердца.
Обеспечение занятия: набор рентгенограммы, негатоскоп, рентгенологическое отделение, учебно-методический пакет, таблицы.
Занятие 3
Тема: Основные рентгенологические синдромы заболеваний легких.
Цель: сформировать представление о важнейших рентгенологических синдромах заболеваний легких.