Б) В соответствии с КЗоТ запрещается необоснованный отказ в приеме на работу
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Задание 15.Сделайте вывод путем обращения следующих посылок:
а) Некоторые свидетельские показания не являются достоверными.
б) Марксизм – не догма.
Задание 16. Сделайте вывод путем превращения из следующих посылок:
а) Ни один свидетель не должен давать ложных показаний.
б) Не все утверждения защитника были убедительными.
ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ ПОСЫЛОК
Задание 17. Определите состав, фигуру и модус следующих силлогизмов; найдите вывод, термины силлогизма, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем:
а) Акула дышит жабрами, значит она не является млекопитающим, так как ни одно млекопитающее не дышит жабрами.
б) Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Иванов изучал логику, следовательно, он ее знает.
Задание 18. Правильно ли построен следующий силлогизм? Выясните допущенные ошибки:
а) Все существующее имеет начало и конец. Материя существует, значит она имеет начало и конец.
б) Студенты Академии ФСИН России не являются участниками смотра технического творчества молодежи. Юноши и девушки пригородного поселка не являются студентами Академии ФСИН России. Следовательно юноши и девушки пригородного поселка являются участниками смотра технического творчества молодежи.
Задание 19. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру и модус силлогизма. Установите, следует ли вывод с необходимостью.
а) Некоторые слушатели – отличники. Иванов - отличник. Следовательно…
б) Все адвокаты имеют высшее юридическое образование. Петров имеет высшее юридическое образование. Следовательно…
ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ ПОСЫЛОК
Задание 20. Постройте приведенный текст в форме чисто условного умозаключения, найдите основания и следствие, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.
«При расследовании дела о массовом падеже скота было установлено, что причина падежа – истощение организма животных. Дальнейшее расследование показало, что причиной истощения является недостаток кормов, причиной же недостатка кормов явилось их расхищение и разбазаривание»
Задание 21.Правильно ли сделаны следующие выводы? Обоснуйте свой ответ.
а) Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим. Судья К. не является потерпевшим. Следовательно, он может участвовать в рассмотрении дела.
б) Если в момент совершения преступления потерпевший оставил ссадины на руке преступника, то они должны быть на нем. На руках, лице и шеи подозреваемого М. имеются ссадины. Следовательно, они оставлены потерпевшим.
Задание 22. Можно ли сделать правильный вывод из следующих пар посылок? Если можно, то какой? Если нельзя, то почему? Дайте символическую запись умозаключения:
а) Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИТК или тюрьме. Осужденный к лишению свободы М. не отбывает наказание в ИТК. Следовательно…
б) Потерпевшему может быть нанесен моральный или имущественный ущерб. Потерпевшему Н. нанесен моральный ущерб. Следовательно…
Задание 23. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования. Запишите схему.
Заключение «данное государство является Федеративным» следующее из посылок «государство может быть либо Федеративным, либо унитарным», «данное государство не является унитарным» - достоверно.
Задание 24. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования. Запишите схему.
Дается тезис: «Полученный в лаборатории металл не является натрием».
Для его доказательства мы располагаем рядом аргументов:
1) Все щелочные металлы различают воду при комнатной температуре. 2) Натрий – щелочной металл. 3) Полученный в лаборатории металл не различает воду при комнатной температуре.
Все перечисленные в качестве аргументов утверждения являются истинными.
ВАРИАНТ III
ПОНЯТИЕ
Задание 1. Выражают ли следующие слова одни и те же понятия?
а) Бесплатный проезд. Безбилетный проезд.
б) Событие. Происшествие. Случай.
Задание 2. Дайте полную логическую противоречащие и противоположные данным:
а) Близкий родственник обвиняемого б) Бесконечность.
Задание 3. Найдите понятия, соподчиненные данным:
а) Отличник учебы б) Смелость
Задание 4. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
а) Пистолет б) Нож
в) Орудие преступления г) Огнестрельное оружие
Задание 5. Обобщите следующие серии понятий:
а) Стойкость, смелость, малодушие, коварство, лицемерие.
б) Сержант, лейтенант, генерал, артиллерист.
Задание 6. Проверьте правильность следующих ограничений:
а) Преступление – должностное преступление – халатность – получение взятки;
б) кооперация – артель – колхоз.
Задание 7. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила не соблюдены.
а) Учебник логики состоит из одиннадцати глав.
б) Углы бывают тупые, острые и смежные.
Задание 8. Выясните, являются ли следующие высказывания определениями. В неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.
а) Свидетель – лицо, дающее свидетельские показания.
б) Феодализм – есть общественный строй, основанный на эксплуатации.
СУЖДЕНИЕ
Задание 9. Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений. Определите распределенность терминов и выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем.
а) Некоторые орудия – артиллерийские.
б) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Задание 10. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи.
а) Если произошло увеличение или уменьшение семьи нанимателя, то это обстоятельство влечет за собой изменение условий договора найма жилого помещения.
б) Рабочие и служащие имеют право участвовать в обсуждении и решении вопросов развития производства. Вносить предложения по улучшению его работы.
Задание 11. Опираясь на закон непротиворечия, установите могут ли быть одновременно истинными обе пары суждений:
а) Организатором ограбления кассы был Н. – Организатором ограбления кассы был А.
б) Большая часть машин находилась в парке. – В парке не было ни одной машины.
Задание 12. Является ли первое из приведенных ниже пар суждений основанием для второго?
а) Иванов хорошо учится. – Иванов достоин именной стипендии.
б) Данное определение соразмерно. – Данное определение правильно.
Задание 13. Требование каких формально-логических законов нарушено в приведенных ниже отрывках?
а) В. говорил, что когда к нему пришел раненый П., он был дома. А согласно показаниям П., В. тогда дома не было, и он пришел откуда-то позже.
б) Учитель: «Надеюсь, Том, что не увижу, что ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь».