Вопрос 43.Прымые выводы логики высказывания
Символы для Правила СНВ позволяют оперировать со всеи связками, имеющимися в алфавите языка. Они делятся на правила введения(в) и правила исключения(и) связок.
(Формулы на стр.159)
— конъюнкция (и) истинна, когда оба входящих в нее высказывания истинны;
— дизъюнкция (или)истинна, когда хотя бы одно из входящих в нее
высказываний истинно;
— строгая дизъюнкция (или) истинна, когда одно из входящих в нее
высказываний истинно, а второе ложно;
— импликация (если.. то) истинна в трех случаях: ее основание и следствие истинны; основание ложно, а следствие истинно; и основание, и следствие ложны;
— эквивалентность (если и только если) истинна, когда два приравниваемых в ней
высказывания оба истинны или оба ложны;
— отрицательное высказывание истинно, когда отрицаемое высказывание ложно, и наоборот.
№44.Непрямые выводы логики высказывания.
НЕ ПОНЯЛ!!! Посмотри стр.159 и спроси у Дегтярева на консультации!!!
Вопрос 45.Логические особенности индуктивных умозаключений. Полная и неполная индукция. Энумеративная и элиминативная индукция.
В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них определенных признаков. Устойчивая повторяемость наводит на мысль (индуцирует), что каждый из таких признаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениям определенного класса. Логический переход от знания об отдельных явлениях к знанию общему совершается в этом случае в форме индуктивного умозаключения, или индукции.
Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.
В основе логического перехода от посылок к заключению в индуктивном выводе лежит положение о всеобщем характере причинной связи, проявлении необходимых признаков явлений через их всеобщность и устойчивую повторяемость. Именно эти методологические положения оправдывают логическую состоятельность и эффективность индуктивных выводов.
Основная функция индуктивных выводов в процессе познания — генерализация, т.е. получение общих суждений.
Полная и неполная индукция
Полная индукция — это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.
Индуктивные умозаключения такого типа применяются лишь в тех случаях, когда имеют дело с закрытыми классами, число элементов в которых является конечным и легко обозримым.(Число государств в Европе, число субъектов федерации в данном государстве)
В одних случаях полная индукция дает утвердительные заключения, если в посылках фиксируется наличие определенного признака у каждого элемента или части класса. В других случаях в качестве заключения может выступать отрицательное суждение, если в посылках фиксируется отсутствие определенного признака у всех представителей класса.
Схема умозакл. полной индукции.
1)S1 имеет признак P
S2 имеет признак P
……………………………
Sn имеет признак P
2)S1,S2,…,Sn-составляют класс К
____________________________
Заключение: Всем предметам класса К присущ признак Р.
Выраженная в посылках этого умозаключения информация о каждом элементе класса служит показателем полноты исследования и достаточным основанием для логического переноса признака на весь класс. Т.е. вывод в умозакл. полной индукции носит демонстративный характер. Это означает, что при истинности посылок заключение в выводе будет необходимо истинным.
Познавательная роль умозаключения полной индукции проявляется в формировании нового знания о классе или роде явлений. Логический перенос признака с отдельных предметов на класс в целом не является простым суммированием. Знание о классе или роде — это обобщение, представляющее собой новую ступень в развитии знания.
Демонстративность полной индукции позволяет использовать этот вид умозаключения в доказательном рассуждении.
Неполная индукция — это умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.
Неполнота индуктивного обобщения выражается в том, что исследуют не все, а лишь некоторые элементы или части класса. Логический переход в неполной индукции от некоторых ко всем элементам или частям класса не является произвольным. Он оправдывается эмпирическими основаниями — объективной зависимостью между всеобщим характером признаков и устойчивой их повторяемостью в опыте для определенного рода явлений. Отсюда широкое использование неполной индукции в практике.
Для неполной индукции характерно ослабленное логическое следование-истинность посылки обеспечивают получение лишь проблематичного заключения. На этом основании неполную индукцию относят к правдоподобным(недемонстративным) умозакл. В таких выводах заключение следует из истинных посылок с определенной степенью вероятности, которая может колебаться от маловероятной до весьма правдоподобной.