Интеллектуальный акт и его строение
ГОУ ВПО «МПГУ»
Доклад
Нейропсихология
На тему:
«Интеллектуальный акт»
Работу выполнила студентка
дефектологического факультета
304 группы
Плешкова М.А.
Работу проверила
Холод М.Т.
Москва, 2012
Введение
Благодаря тому что человечество располагает общественно выработанными средствами закрепления своего опыта, и в первую очередь языком, мы можем передавать друг другу (от поколения к поколению) самые сложные достижения нашего познания. Чем дальше, тем больше этих элементов познания, этих крупиц общественного опыта, общественной практики оказывается в распоряжении человечества. И каждый из нас, появляясь на свет, не просто ощущает, не просто воспринимает реальную действительность органами чувств, но начинает познавать эту реальную действительность, изучая то, что знают о ней другие люди, все человечество. По выражению Ф. Энгельса, к деятельности органов чувств у человека обязательно присоединяется деятельность мышления.
Постараемся разобраться, как это происходит. Мы знаем, что многое в деятельности человека, как и почти все в деятельности животного, сводится к рефлекторной деятельности. Это могут быть простейшие — безусловные рефлексы. Если мы уколем руку, то сразу же непроизвольно ее отдернем. Если мы голодны, то стремимся к пище.
У истоков безусловного рефлекса стоит потребность — в пище, в самосохранении. Если рефлекторное действие удовлетворяет эту потребность, оно прекращается. Безусловнорефлекторное поведение врожденно у животного и человека: не будь безусловных рефлексов, они просто не смогли бы жить. Самый первый самостоятельный акт в жизни человека — крик новорожденного младенца — это безусловный рефлекс, в результате которого ребенок, набирает воздух в легкие.
Это могут быть и более сложные рефлексы — условные. Они не врожденны, а формируются у животного (или человека) прижизненно, благодаря его индивидуальному опыту. Существование условных рефлексов позволяет животному приспосабливаться к изменяющимся условиям, реагировать на те раздражители, которые раньше не встречались ему. Но характер этой реакции существенно не меняется: это такое же рефлекторное действие, возникающее так же автоматически и неосознанно, имеющее такое же простейшее строение.
Но есть еще и третья форма поведения, существенно отличающаяся от первых двух. Это так называемая интеллектуальная деятельность, интеллектуальное поведение. Если условный рефлекс автоматичен, то интеллектуальный акт предполагает выбор из нескольких возможных способов поведения. Чтобы произвести его, мы должны, как говорят, произвести ориентировку в задаче, проанализировать ее и наметить такие формы и средства нашего поведения, с помощью которых поставленную задачу можно было бы решить.
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Интеллектуальная деятельность типична для человека: по крайней мере на 7/8 человеческое поведение складывается из интеллектуальных актов и только 1/8 приходится на условно- и безусловнорефлекторное поведение.
Каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей.
Первая — это предварительная ориентировка в ситуации, в условиях действия и составление программы действия.
Вторая — исполнение, осуществление тех планов, которые были намечены.
Третья часть — сличение результата с поставленной целью.
Интеллектуальный акт и его строение
Лурия отмечал, что существуют три основные формы поведения, наблюдаемые уже у животных и претерпевающие существенное развитие с переходом к человеку.
1. Наиболее элементарный характер носят простейшие формы элементарного сензомоторного поведения. Они проявляются в том, что у животного непосредственно возникают простые формы поведения, появляющиеся под влиянием его основных врожденных влечений или потребностей (голод, половая потребность), или в том, что оно реагирует нужными рефлекторными движениями в ответ на непосредственные внешние воздействия. В наиболее сложной и развернутой форме этот вид поведения принимает форму поведения, при котором восприятие признаков какой-либо ситуации пускает в ход врожденные программы поведения, в некоторых случаях очень сложные. Такие сензомоторные и инстинктивные акты поведения сохраняются и у человека, у которого они, однако, отодвигаются на задний план, оттесняясь более сложными формами психической деятельности.
2. Следующей основной формой является перцепториое поведение. Оно возникает с развитием сложных органов чувств, усложнением ориентировочно-исследовательской деятельности и возникновением высших уровней мозгового аппарата – коры головного мозга. Эта форма поведения основана на анализе той наглядной ситуации, в которой находится животное, выделении ее наиболее существенных элементов и приспособлении поведения к условиям непосредственно воспринимаемой ситуации.
Такое поведение включает:
а) операции наглядного анализа и синтеза;
б) формирование известных двигательных образов, или «слепков» с окружающей среды;
в) выработку тех приспособительных актов, которые делают животное адаптированным к изменяющейся ситуации.
Наиболее существенным для этого перцепторного поведения является то, что выработка новых форм приспособительного поведения протекает в условиях непосредственных активных проб, и после многократных повторений той же ситуации новые формы приспособительной деятельности автоматизируются, приспособительная деятельность животного превращается в систему прочно закрепленных навыков.
Эти формы наглядного, или перцепторного, поведения, формирующиеся на основе ориентировочно-исследовательской деятельности, начинают занимать ведущее место у высших позвоночных; не теряя связи с инстинктивными формами поведения, они становятся основной формой поведения высших млекопитающих и сохраняют значительное место в сознательной деятельности человека.
3. Третьей и наиболее сложной формой поведения является интеллектуальное поведение, которое имеется у животных лишь в зачаточных формах, а у человека становится едва ли не основной формой сознательной деятельности. Характерная особенность интеллектуального поведения заключается в том, что ортентировочно-интеллектуальная деятельность, которая ранее входила в состав всякого поведения, начинает выделяться и становится самостоятельной деятельностью, предшествующей поведению, создающей для него основу.
Высшие млекопитающие (приматы) ориентируются в условиях окружающей среды, задерживая свои непосредственные реакции и формируя предварительный «образ действия», который начинает служить «ориентировочной основой действия» и определять дальнейшие сложные формы двигательного акта.
В процессе ориентировочно-исследовательской деятельности происходит следующее:
• формируется конкретная задача;
• создается общая «стратегия» деятельности, которая должна привести к ее решению;
• возникает «тактика» действий, которая может привести к успеху;
• выделяются те способы решения или операции, которые могут привести к выполнению задачи.
Наконец, здесь же возникают известные контрольные механизмы, с помощью которых эффект действия сличается с исходным намерением. Если этот эффект действия не приводит к нужному результату и между исходным намерением и эффектом действия продолжает существовать известное «рассогласование», автоматически включаются новые поиски нужного решения, продолжающиеся, пока решение не будет достигнуто.
«Интеллектуальное» поведение носит выраженный наглядный характер, даже его наиболее высокие формы продолжают сохранять теснейшую связь с восприятием и протекают в пределах непосредственно воспринимающего поля. Только у человека, переходящего к общественному труду, с возникновением орудий и языка этот наглядный характер интеллектуального поведения уступает место новым формам.
Усвоение сложных исторически сложившихся форм предметной деятельности, овладение языком, дающим возможность отвлеченного кодирования информации, приводит человека к совершенно новым вилам ориентировочно-исследовательской деятельности. Она перестает протекать в наглядном поле, отрывается от непосредственно воспринимаемой ситуации. Человек в состоянии сам сформулировать задачу в речи, усваивать отвлеченные принципы ее решения; он становится способным передать стратегию своей деятельности, опираясь не па наглядные образы, а на отвлеченные речевые схемы, и его планы и программы действия приобретают свободный характер, становясь независимыми от непосредственной ситуации. У пего возникают новые формы подлинно интеллектуального поведения, при котором сложные задачи сначала решаются в «умственном плане», а затем осуществляются во внешних действиях. Изменяется соотношение основных психических процессов. Если раньше интеллектуальная деятельность всецело подчинялась наглядному восприятию, то сейчас восприятие изменяется под влиянием тех отвлеченных схем, которые формируются на основе усвоения исторического опыта и овладения отвлеченными кодами языка.
Возникает скачок от чувственного к рациональному, который настолько изменяет основные законы психической деятельности, что классики материалистической философии с основанием считали его таким же важным событием, как скачок, возникший с переходом от неживого к живому или с переходом от растительного мира к животному.
Сейчас мы должны обратиться к анализу основных форм интеллектуальной деятельности человека, и начнем с анализа более простых форм наглядной интеллектуальной деятельности.