Типологические критерии, существенные для сопоставления частей речи

Для того чтобы иметь возможность установить типоло­гические признаки нескольких языков на уровне частей речи,. необходимо, постараться найти такие критерии, ко­торые бы имели наиболее общий характер, благодаря чему они могли бы быть приложимы к максимальному числу языков.

Поскольку части речи представляют собой большие
группировки или разряды, по которым распределяются
существующие в языке слова, то в них должны получить '
свое отражение обе стороны слова. Отсюда для "характери­
стики слова вытекают два критерия — семантический и
формальный, или морфологический. ' - ,

Семантический критерий предполагает отнесение дан­ного слова к широкой понятийной категории. Так, слова со значением предметности образуют семантический разряд 7 существительных, слова со значением признака свойства предмета образуют семантический разряд прилагательных и т. д. Этот критерий был давно установлен и служит одним из дифференциальных признаков, выделения частей речи в языках.

Морфологический критерий используется для отнесения
данного слова к определенному разряду на основании его
морфологических признаков. Так, например, наличие па­
радигмы склонения свидетельствует "о том, что слово, име­
ющее такую парадигму/, относится к разряду существитель­
ных, если этот морфологический признак совпадает с се­
мантическим признаком предметности. Если же наличие
парадигмы склонения совпадает с семантическим призна­
ком качества, свойств'а, то данное слово должно быть отне­
сено к прилагательным и т. д.

Кроме этих основных свойств значения и "формы, слово характеризуется способностью функционировать в речи, в предложении. При этом оказывается, что не все слова в языке могут выполнять тождественные функции в пред-, ложении. Так, слова с предметным значением, то есть су­ществительные, обычно лишены способности функциони-

совать как сказуемые предложения, то есть предицировать.
Из нормативного курса грамматики известно, что основной
функцией существительного-подлежащего служит управ­
ление сказуемым и дополнением; основной функцией гла*
гола является предицирование, то есть отнесение содержа­
ния высказывания к действительности, выраженное в пред­
ложении. Основной функцией наречия служит характери­
стика сказуемого или определения. . - _

Поэтому в "качестве третьего критерия определения ча­сти речи мы считаем необходимым назвать функцию слова в предложении, или функциональный критерий.

Анализируя различные разряды слов, мы можем легко
убедиться в том, что далеко не все слова могут в граммати­
ческом отношении сочетаться друг с другом. Так, наречия,
сочетаясь с прилагательными и глаголами, не сочетаются
ни с существительными, ни с местоимениями. Например,
.наречие хорошо сочетается с глаголами (хорошо пишет;
хорошо танцует и т. д.), но совершенно не сочетается
с существительными и даже с ирилагательнымй^(ср.: * хо­
рошо дом, * хорошо красный и т.д.).. Английское наречие
very также не сочетается с существительным—*very
house и т. д. - * -

Особенно большое/значение приобретает сочетаемость слов в тех языках, где морфологические показатели слабо развиты, .Так, в китайском языке с его широко развитой омонимией слов одним из критериев отнесения слов к раз­ряду существительных может служить сочетаемость с так называемыми счетными словами, которые занимают поло­жение между числительным и существительным; ср.: сань * бэнь шу 1 — три книги, букв, три корень книга. Счетное существительное бэнь — корень, показывает, что слово ШУ — существительное книги.

Критерий сочетаемости широко используется при" выде­лении двухосновных частей речи индонезийского языка — существительных и предикативов. Так, существительные в этом языке не сочетаются с отрицательным словом ti-dak — не, с которым с6четаются_предикативы (процессные и качественные слова). Пеэтому этот критерий следует вклю-" чить в число критериев, используемых для определения типологии частей речи. /

Наконец, для каждой части речи можно выделить свой­ственную только ей .словообразовательную парадигму. Так, в русском языке мы можем назвать ряд словообразователъ-

108'

ных аффиксов, наличие .которых свидетельствует о том, что данное слово относится к .существительным; ср. аффиксы -шик в словах ямщик, натурщики др.; относящий эти слова не только к существительным, но и сигнализирующий об их грамматическом роде, и -це в словах солнце, блюдце и т. д., относящий эти слова к разряду существительных с указа­нием на их принадлежность к среднему роду.

В английском языке мы также находим словообразова­тельные аффиксы, относящие. данное слово к разряду существительных; ср.: -ship в словах friendship— дружба, kinship — родство; -ment в словах arrangement — устрой­ство, .nourishment — питание и т. д.

Поэтому система словообразовательных аффиксов долж­на быть также учтена как один-из критериев выделения ча­стей речи.

Из указанного выше вытекают следующие критерии выделения, частей речи в типологическом плане: 1) семанти­ческий критерий — отнесение данного слова к широкой по­нятийной категории; 2) морфологический критерий — налиг-чие 'материально выраженных морфологических категорий; 3) синтаксический критерий — функция данного слова в ре­чевой цепи; ~4) критерий сочетаемости — способность слов данной части речи сочетаться с® словами других частей речи; 5) словообразовательный критерий — способность^ слов данной части речи И образованию новых слов по опре­деленному типу.

В качестве иллюстрации состава частей речи в языках различной структуры мы приведем несколько схем.

1) Китайский язык1: '

I Имя А Существительное числительное Слова-
II. Предикатив Прилагательное \ Глагол заменители
     
Б Наречие    

Из этой таблицы видно, что в китайском языке прилага­
тельные и глаголы обладают рядом общих морфологических
признаков, почему и объединяются в Одну группу предика­
тивов. ,>~ ' .

1 Драгунов А. А. Исследования по грамматике современного ки­тайского языка, т, I, Части речи, М, — Л„ 1952, с, 12.

109

Наши рекомендации