Вопрос 2.Основные ступени познания. Особенности абстрактно-логического мышления. Понятие логической формы. Понятие логического закона. Логическая правильность и истинность мысли
Вопрос 1. Основные этапы развития формальной логики. Традиционная и современная логики. Классическая и неклассическая логики.
Логика-это наука о закономерностях правильного мышления.
Как самостоятельная наука сложилась в 4 в. До н.э. Основателем является Аристотель. В своих трудах под общим названием «Органон» сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия, описал важнейшие логические операции.
Важным этапом в развитие учения Аристотеля явилась логика античных стоиков.Основой логики стоиков является логика высказываний. Также следует отметить Галена именем которого названа 4-ая фигура категорического силлогизма; Порфирия( схема отображения отношения подчинения между понятиями. Существенные изменения произвела схоластика, она исказила учение Аристотеля, приспособив для обоснования религиозной догмы. Важнейшим этапом в развитие являлась теория индукции разработанная английским философом Ф.Бэконом. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные в последствии английским философом и логиком Дж. С. Миллем. Все эти открытия составили основу общеобразовательной дисциплины, которую принято называть формальной(возникла и развивалась как наука о формах мышления. Её также называют традиционной или аристотелевской логикой. Внесли большой вклад в логику:
Французский философ Декарт- развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования.
Немецкий философ Лейбниц- сформулировал закон достаточного основания.
Русские ученые и философы: Ломоносов, Радищев, Чернышевский. Каринский, Рутковский известны своими новаторскими идеями в теории умозаключения. Поварин- развил логику отношений.
Символическая логика-интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество разделов(логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика).
Многозначная логика – в которой помимо принятых в традиционной логики двух значений истинности( истинно и ложно) – допускается много значений истинности.
Лукасевичем была разработана трёхзначная логика( вводиться третье значение «возможно». Также существуют вероятностная логика, исследующая высказывания, временная логика, принимающая множество степеней правдоподобия.
Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика( Гегель). Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления. Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления без которой нельзя прийти к истинности. Современная формальная логика это наука которая активно развивается и включает в себя целый ряд направлений. Традиционная логика, начавшаяся со времён Аристотеля.
Классическая логика состоит из: традиционной, логики классов, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика. Символическая логика(математическая) Дж. Буль.
Схоластика- философия подчиняется теологии.
Казуистика- основана на рассмотрение случаев в их связи с общими принципами права, морали.
Догматика- способом обоснования без логического доказательства, опытной проверки.
Вопрос 2.Основные ступени познания. Особенности абстрактно-логического мышления. Понятие логической формы. Понятие логического закона. Логическая правильность и истинность мысли.
Предметом логики являются законы и формы, приёмы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий мир.
Чувственное познание протекает в трёх формах.
Ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов – их цвета формы запаха вкуса. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств называется восприятием.
Представление –это сохранившиеся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Представление также формируется на основе описания предметов. Чувственное познание даёт нам знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах.
Основные особенности мышления:
1. Мышление отражает действительность в обобщённых образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единично, выделяет в предметах общее повторяющееся. Выделяя всем людям свойства- способность трудиться, мыслить создаёт образ человека.
2. Мышление – процесс опосредованного отражения действительности. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний – опосредованно. По показанию термометра можно судить о погоде не выходя на улицу.
Знание полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту называется выводным, а сам процесс его получения – выведением.
3. Мышление неразрывно связано с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты свое мыслительной работы.
4. Мышление- процесс активного отражения действительности. Применяя все эти особенности, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их как средствами языка так и символами языка.
Логическая форма- это способ связи элементов, её строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Основные формы мышления это понятие, суждение, умозаключение.
Форма понятия – это как различные предметы отражаются в мышление человека.
Форма сужден6ия- отражаются связи между предметами и их свойствами.
Форма умозаключения- это из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Логический закон- это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Он формируется независимо от воли и желания человека.
Следует различать истинность мысли и логическую правильность рассуждения. Мысль является истиной если она соответствует действительности, если не соответствует является ложной. Другим необходимым условием является логическая правильность рассуждения. Логическая правильность рассуждения обусловлена законами мышления. Нарушение требований ведёт к ошибкам.