Теоретические исследования.
Для решения обозначенной выше проблемы и связанной с ней задачи авторами разработана специальная методика. Опишем порядок действий, изначально и коротко предложенный в работах [7, 8], более детально:
Вначале выделяются 10 групп грамматических задач, которые объединены в матрицу (таблица 1) и которые обязательно должен решать любой произносящий предложение. В первой колонке даны номера задач, во второй – сами задачи. Назовем ее сводной матрицей речевых задач:
Таблица 1 (4) – сводная таблица речевых задач
№ | Альтернативы | |||
Простое | Главное | Придаточное24 | ||
Повествовательное24 | Вопрос | Вопрос к подлежащему24 | Восклицательное | |
Схемы (см ниже) 1 2 3 4 5 | ||||
Безличное | Именное безличное | There be | ||
Модальный глагол45 | Эквивалент модального глагола | |||
Прошедшее | Настоящее | Будущее45 | Будущее в прошедшем45 | |
Простое | Длительное45 | Совершенное45 | Длительное в совершенном45 | |
Изъявительное | Побудительное | Сослагательное | ||
Действительный залог | Страдательный залог45 | |||
Инфинитив | Причастие I | Причастие II | Герундий | |
Сокращенные обозначения задач в формулах предложений (см. примеры в данной работе) | ||||
Прост | Главн | Прид24 | ||
Пов24 | ? | ?п24 | ! | |
Схемы (см ниже) 1 2 3 4 5 | ||||
Безл | ИмБезл | Сущ | ||
М45 | ЭМ | |||
П | Н | Б45 | Бп45 | |
П | Д45 | С45 | ДС45 | |
Из | Поб | Сосл | ||
Дз | Стр45 | |||
Inf | P1 | P2 | G |
Опишем строки этой таблицы:
1 – статус предложения: простое, главное, придаточное;
2 – тип высказывания:
повествовательное, вопросительное, вопрос к подлежащему, восклицательное;
3 – одна из пяти схем предложения (схемы даны и описаны в таблице 2);
цифры верхним индексом означают, что данные задачи могут быть реализованы только в указанных схемах;
4 – безличные конструкции (безличные, именные безличные и оборот there be);
5 – выражение модальности: модальный глагол, эквивалент модального глагола;
6 – время глагола: прошедшее, настоящее, будущее, будущее в прошедшем;
7 – действие глагола: простое, длящееся, совершенное, длящееся в совершенном;
8 – наклонение глагола: изъявительное, побудительное, сослагательное;
9 – залог: действительный или страдательный;
10 – выражение действия с помощью неличных форм глагола: инфинитива, причастия I, причастия II, герундия.
Вторая часть таблицы представляет собой набор сокращений, используемых в формулах предложений в примерах анализа и синтеза, приведённых в настоящей работе ниже. Для того, чтобы читать схемы предложений, рассмотренных в качестве примеров ниже, следует находить соответствующую ячейку верхней подтаблицы таблицы 1, соответствующую ячейке нижней подтаблицы, в которой находится сокращение, встретившееся в формуле предложения.
В строке 3 упоминаются 5 схем, по которым русскоязычный обучающийся сможет построить английский перевод русского предложения, а также перевести с английского языка на русский (См. рис. 7 и описание к нему). Дадим более подробные пояснения к схемам:
1. Предназначена для построения побудительных предложений (делай, будь и тп), причем при отрицании глагола-сказуемого (не делай) перед ним необходимо произносить do not (= don’t). Глагол всегда в форме инфинитива без to.
2. Положительная (без отрицания глагола) схема; предназначена для повествовательных предложений, придаточных предложений, вопроса к подлежащему, только для действительного залога в настоящем простом и прошедшем простом временах. В настоящем простом глаголы принимают форму либо (а) V (инфинитива без to), либо (б) Vs (в 3 лице, единственном числе). Глагол be употребляется в формах am (1 лицо, единственное число), is (3 лицо, единственное число), are (множественное число) настоящего и was (единственное число), were (множественное число) прошедшего времён.
3. Отрицательная схема с частицей not; предназначена для повествовательных предложений, придаточных предложений, вопроса к подлежащему, но только для построения предложений с глаголом be: am (1 лицо, единственное число), is (3 лицо, единственное число), are (множественное число); was (единственное число), were (множественное число);
4. Положительная и отрицательная схема; предназначена только для построения вопросительных предложений с глаголом be: am (1 лицо, единственное число), is (3 лицо, единственное число), are (множественное число); was (единственное число), were (множественное число);
5. Положительная (без отрицания глагола) схема; предназначена для повествовательных предложений, придаточных предложений, вопроса к подлежащему. Для действительного и страдательного залогов во всех временах, причем в действительном залоге глагол нельзя употреблять в формах настоящего простого и прошедшего простого времен.
6. Отрицательная схема; предназначена для повествовательных предложений, придаточных предложений, вопроса к подлежащему. Для действительного и страдательного залогов во всех временах.
7. Положительная и отрицательная схема; предназначена только для построения вопросительных предложений в действительном и страдательном залогах во всех временах.
В 4 и 5 схемах глаголы употребляются в следующих формах во всех временах: V (Простое действие), Ving (длительное действие и длительное в совершенном), V3ed (совершенное действие и в страдательном залоге во всех временах).
Поскольку примеры с применением активной грамматики уже были выше рассмотрены, то ниже рассмотрим примеры с применением пассивной грамматики.
С пассивной грамматикой эффективнее всего работать при непосредственном общении с преподавателем (носителем языка) или специально разработанной программы. Преподавателем записываются по очереди слова из предложения в последовательности, в какой они произносятся в реальной речи. При использовании компьютерных программ слова автоматически выводятся на экран. Рассмотрим конкретный пример процесса восприятия предложения «Your task is reading the text» и дадим его лексико-грамматический анализ.
Суть работы заключается в том, чтобы постепенно вычеркивать ненужные речевые задачи в таблице 1(4) . Задача преподавателя заключается в том, чтобы по мере необходимости давать объяснения.
На доске записывается первое слово – Your.
Сначала идентифицируется слово – притяжательное местоимение со значением «ваш».
1. Первое слово your: в этом случае начинать снимать задачи следует со схем предложений (см. строку 3): 1, 3 и 5 нужно зачеркнуть.
Объяснение: 1 схема (побудительное предложение с глаголом в соответствующем наклонении) может начинаться только с глагола, 3 схема – с вопросительного слова, вопросительного словосочетания или глаголов am, is, are, was, were, have, has, had, 5 схема может начинаться с вопросительного слова, вопросительного словосочетания, вспомогательного или модального глагола.
Во второй строке зачеркиваются «?» (вопросительное предложение, схемы 3 и 5, см. объяснение в предыдущем предложении) и «?п» (вопрос к подлежащему, схемы 2 и 4, но начинаться оно может только с вопросительного слова или вопросительного словосочетания).
В строке №1 зачеркивается «Прид24» (со слова your нельзя начинать придаточное предложение – только с союза). В строке № 8 следует зачеркнуть «Поб1» (побудительное наклонение).
Следует отметить, что нельзя зачеркнуть задачи в строке № 4: возможно употребление независимого причастного оборота, после которого возможны указанные предложения (безличное предложение, именное безличное предложение и оборот there be).
2. Добавляется второе слово your + task.
В данном случае ничего нельзя зачеркнуть.
3. Записывается третье слово your task + is.
Идентификация: is – глагол с функциями вспомогательного глагола, эквивалент модального глагола, смыслового глагола и глагола-связки.
На данном этапе можно зачеркнуть в строке №4 «Безл», «ИмБезл» (безличное и именное безличное предложение с формальным подлежащим it) и «Сущ» (оборот there be, в котором there – формальное подлежащее). Объяснение: перед глаголом is может быть произнесено только подлежащее (в данном случае не it и не there).
Модальность, выражаемая модальным глаголом («М45»), зачеркивается, поскольку be – не модальный глагол.
В строке №6 обводится кружком настоящее время («Н»), а остальные – зачеркиваются.
В строке №7 зачеркиваются «совершенный вид действия» и «длительное в совершенном», так как таким глаголом нельзя выразить данные виды действия.
В строке №8 обводится изъявительное наклонение («Из») и зачеркивается сослагательное («Сосл»). Последнее зачеркивается потому, что в простом, главном предложении (см. строку №1) в сослагательном наклонении не должно быть зачеркнуто время «Бп» (будущее в прошедшем - в строке № 6).
4. Записывается четвертое слово your task is + reading.
Идентификация и перевод: Ving в предложении может быть произнесено в качестве причастия-1 или герундия. Be подтверждается как глагол-связка, а reading – как герундий в качестве ИЧС, поэтому в строке №7 зачеркивается длительный вид действия («Д»).
В строке №8 необходимо зачеркнуть страдательный залог и обвести действительный. В пятой колонке необходимо зачеркнуть эквивалент модального глагола («ЭМ»), поскольку не был произнесен инфинитив после is. Зачёркивается 4-я схема, поскольку глагол be является связкой,
а в 4-й схеме в форме is он может быть произнесен только в функции вспомогательного глагола.
5. Записывается пятое слово your task is reading + the text.
Поскольку предложение закончилось, можно зачеркнуть «главное предложение (Главн)» в строке №1, восклицательное предложение («!») в строке №2, а в строке №10 обвести герундий, а остальные зачеркнуть.
Полная формула предложения по окончании разбора выглядит так: