Отдельно взятое вино не является подклассом всех вин
Распространенная ошибка при моделировании – это включение в иерархию варианта одного и того же понятия как в единственном, так и во множественном числе, сделав первое подклассом второго. Например, будет неправильно определить класс Вина и класс Вино как подкласс класса Вина. Как только вы начинаете считать, что иерархия представляет собой отношение “kind-of”, то ошибка при моделировании становится очевидной: отдельное Вино не является видом Вин. Лучший способ избежать таких ошибок – всегда использовать имена классов или в единственном, или во множественном числе (присваивание имен понятиям подробно рассмотрено в Главе 6).
Транзитивность иерархических отношений
Отношение подкласса транзитивно:
Если В – это подкласс А, а С – подкласс В, то С – подкласс А.
Например, мы можем определить класс Вино, а потом определить класс Белое вино как подкласс класса Вино. Затем мы определяем класс Chardonnay как подкласс класса Белое Вино. Транзитивность отношения подкласса означает, что класс Chardonnay также является подклассом класса Вино. Иногда мы различаем прямые и косвенные подклассы. Прямой подкласс– самый близкий подкласс класса: в иерархии между классом и его прямым подклассом нет других классов. То есть, между классом и его прямым надклассом в иерархии нет других классов. В нашем примере Chardonnay – это прямой подкласс класса Белое вино и не прямой подкласс класса Вино.
Развитие иерархии классов
Поддержание последовательной иерархии классов может вызывать сложности по мере того, как развиваются предметные области. Например, много лет все вина Zinfandel были красными. Поэтому мы определяем класс вин Zinfandel как подкласс класса Красное вино. Тем не менее, производители вин иногда начали выжимать виноград и сразу удалять цветообразующие вещества из винограда, изменяя таким образом цвет получаемого вина. Так мы получаем «белое Zinfandel» розового цвета. Теперь нам нужно разбить класс Zinfandel на 2 класса zinfandel – Белое zinfandel и Красное zinfandel – и классифицировать их как подклассы классов Розовое вино и Красное вино соответственно.
Классы и их имена
Важно различать класс и его имя:
Классы представляют понятия предметной области, а не слова, которые обозначают эти понятия.
Имя класса может измениться, если мы выберем другую терминологию, но сам термин представляет объективную реальность мира. Например, мы можем создать класс Shrimps, а потом переименовать его в Prawns – класс представляет все то же понятие. Вина, которые подходили к блюдам из shrimp, должны подходить к блюдам из prawn[4].
В действительности нужно все время соблюдать правило:
Синонимы одного и того же понятия не представляют различные классы.
Синонимы – всего лишь разные имена понятия или термина. Следовательно, у нас не должно быть класса с именем Shrimp и одновременно с этим класса с именем Prawn, а также класса с именем Crevette[5]. Предпочтительнее будет иметь один класс с именем Shrimp или Prawn. Многие системы позволяют ассоциировать с классом список синонимов, переводов или имен представления. Если система не позволяет осуществлять такие ассоциации, то синонимы всегда можно перечислить в документации к классу.
Избежание циклов классов
Нам следует избегать циклов в иерархии классов. Мы говорим, что в иерархии есть цикл, когда у некоторого класса А есть подкласс В и в то же время В – это надкласс А. Создание такого цикла в иерархии равнозначен объявлению того, что классы А и В эквивалентны: все экземпляры А – это экземпляры В, а все экземпляры В также являются экземплярами А. Действительно, поскольку В – подкласс А, то все экземпляры В должны быть экземплярами класса А. Поскольку А – подкласс В, то все экземпляры А также должны быть экземплярами класса В.
4.2. Анализ узлов-братьев в иерархии классов