Методические указания о выполнению контрольных работ

Содержание

Введение.................................................................................................. 4  
1.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины………… 4 2. Методические указания по подготовке контрольных работ….…. 6 3. Варианты контрольных работ…………………………………..… 10 Список используемых источников…………………….…………..…. 13 Приложение А Пример оформления титульного листа работы…... 13 Приложение Б Вопросы для подготовки к экзамену………………. 14 Приложение В Глоссарий…………………………………………….. 15  
   
   
   
     
 
   

Введение

Цели дисциплины: формирование у магистрантов общих представлений о теоретико-методологических основах научно-исследовательской деятельности правилах выполнения, оформления и порядке представления результатов различных учебно-исследовательских работ.

Задачи дисциплины:

1) формирование у магистрантов целостных теоретических представлений об общей методологии научного исследования и творчества;

2) ознакомление с общими требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям, основам их планирования и организации;

3) ознакомление с требованиями, предъявляемыми к оформлению различных исследовательских работ.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Студент-магистрант должен обладать определенным перечнем компетенций:

1)общекультурных (ОК):

- способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу (ОК-1).

2) общепрофессиональных (ОПК):

- способность и готовность ориентироваться в постановке задачи, применять знания о современных методах исследования, анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОПК-10);

- способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОПК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные методологические принципы научного исследования (объективности, сущностного анализа, единства логического и исторического оснований, концептуального единства); методологический и методический инструментарий проведения научных исследований; особенности организации исследовательской деятельности магистра (ОК-1);

- способы и методы получения информации (ОПК-10);

- требования к оформлению, представлению результатов научных исследований (ОПК-11).

Студент должен уметь:

- разрабатывать научно-методологический аппарат и программу научного исследования; организовывать и управлять научным исследованием (ОК-1);

- использовать способы и методы получения информации (ОПК-10);

- соблюдать требования к оформлению, представлению результатов научных исследований; соблюдать требования к оформлению, представлению и докладам о результатах выполняемых работ (ОПК-11).

Наука ><в ><современных ><условиях ><является ><важным ><фактором, ><обусловливающим ><прогрессивные ><преобразования ><в ><обществе ><во ><всех ><областях деятельности, ><в ><том ><числе ><в строительстве. ><><Научно-методическая ><под­><готовка ><служит ><важнейшей ><составляющей ><профессионализма ><действующих ><специалистов ><и ><залогом ><высокого ><уровня ><>профессиональной< ><готовности.

Методические указания о выполнению контрольных работ

Контрольная работа является одной из форм проверки знаний и умений, уровня компетентности студентов. Эта работа требует не только глубокого раскрытия вопросов по теме, изучения литературных, нормативно-правовых источников, но и способности:

- самостоятельно работать с учебной литературой и нормативными материалами;

- анализировать и обобщать собранный материал;

- грамотно, логично и творчески излагать изученный материал в письменной форме;

- закрепить знания по определенной теме, приобретенные в результате прослушивания лекций, получения консультаций и самостоятельного изучения различных источников литературы;

- применить знания, умения и навыки в выполняемой работе.

При написании контрольной работы, на основе анализа источников, рекомендуемых для изучения дисциплины, студенты должны рассмотреть позиции различных авторов на рассматриваемую проблему и сформулировать собственное решение, или выбрать существующее, но обосновав его оптимальность по сравнению с другими, изученными.

Контрольная работа должна содержать следующие составные части:

1. Титульный лист (Приложение 1)

2. Содержание

3. Ответы на вопросы согласно варианта.

4. Список используемой литературы (печатать только изученную литературу).

Объем контрольной работы – 8-10 страниц, отпечатанных в текстовом редакторе Word на листах стандартной писчей бумаги формата А4 через 1,5 интервала.

При написании текстового материала необходимо соблюдать следующие требования:

- шрифт Times New Roman, размер 14-ый, межстрочный полуторный интервал;

- расстояние от левого края страницы до границы текста составляет 30 мм;

- расстояние от правого края страницы до границы текста составляет 10 мм;

- расстояние от верхней строки текста до верхней границы листа 20 мм;

- расстояние от нижней строки до нижней границы листа 20 мм;

- красная строка - отступ 1,5см.

Контрольная работа должна быть представлена в папке (пластиковой или бумажной).

Титульный лист, задание к контрольной работе, а также лист с содержанием, включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе не проставляется. Номера страниц проставляют в середине нижнего поля (размером шрифта 12).

Ответы на вопросы, список литературы начинаются с новой страницы и пишутся прописными буквами, жирным текстом, с выравниванием по центру. Точку в конце заголовка не ставят.

При указании в тексте контрольной работы источника приведенной цитаты, цифровых данных, формулы и т.п. следует писать в виде ссылки в квадратных скобках: [21] .

Текст на страницах в рамки обводить нельзя и цветовое украшение заголовков не использовать.

Текст в работе не подчеркивается, печать текста жирным шрифтом допускается в крайне важном случае.

При составлении и оформлении таблиц рекомендуется выполнять ряд требований (правил), основными из которых являются следующие:

- таблица должна быть снабжена текстовым заголовком, который располагается над таблицей с выравниванием по тексту. Заголовок пишется с прописной буквы без точки в конце. Таблицы второстепенного вспомогательного материала можно не озаглавливать;

- все таблицы в работе должны быть пронумерованы. Таблицы последовательно нумеруются арабскими цифрами, сквозной нумерации по всей работе. Перед номером таблицы ставится слово «Таблица». Слово «Таблица» с указанием ее номера пишется по ширине над таблицей.

При представлении формул рекомендуется выполнять ряд требований:

- формулы должны быть напечатаны с использованием редактора формул Microsoft Equation.

- нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте.

- формулы следует располагать посредине строки, непосредственно следующей за строкой, содержащей ссылку на это выражение.

При представлении иллюстративного материала рекомендуется выполнять ряд требований, основными из которых являются следующие:

- все иллюстрации в работе должны быть пронумерованы; каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, которая состоит из наименования графического сюжета, обозначаемого словом «Рисунок», порядкового номера иллюстрации без знака номера и тематического заголовка иллюстрации.

Подписи на рисунках необходимо размещать горизонтально, без рамок. Подписи должны выполняться единообразно по размеру и шрифту. Необходимо следить за высокой контрастностью графического материала, слово рисунок пишется внизу рисунка с большой буквы и посредине (см. пример: Рисунок 1).

Особое внимание следует уделить составлению списка литературы. Список литературы (библиографический список) является существенной частью контрольной работы. Список должен включать не менее 5 наименований, за последние 2 года. В библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте, и которые фактически не были использованы при подготовке контрольной работы. Порядок указания источников следующий:

- законодательные акты;

- указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;

- нормативные акты;

- источники фактографической информации: статистические ежегодники и сборники, материалы социологических исследований;

- учебники, монографии, диссертации и т.п.;

- статьи из периодических изданий;

- электронные источники информации.

Внутри каждого подраздела списка литературы литературные источники располагаются в алфавитном порядке (авторов и названий).

Список литературы имеет общую нумерацию, т.е. каждый источник имеет свой номер, который указывается в ссылке внутри текста контрольной работы в квадратных скобках. Вместе с номером источника можно указать и номер страницы, на которой размещена ссылка, например: [1, с.56], или [3, с. 10-15].

С примерами библиографического описания различных видов источников можно ознакомиться в библиотеке, в учебно-методическом кабинете, на кафедре, в Интернете.

Качество оформления работы учитывается при ее оценке: небрежно вы­полненные работы (написанные неразборчиво, содержащие зачеркнутые строки, вписанные слова, редакционные и грамматические ошибки) возвращаются для исправления.

Сокращение слов в тексте работы является недопустимым, за исключением общеупотребительных аббревиатур, а также многократного повторения в тексте какого-либо наименования (при этом сокращение возможно только при третьем и последующих упоминаниях одного сложного наименования).

Выполненную контрольную работу сдают на кафедру СК

 
Критерии оценки контрольной работы: «зачет» - студент владеет знаниями в области общей теории дисциплины «Методология научных исследований», изучил концепции, методы, подходы, приемы, проблемы, полно и системно осветил теоретические вопросы контрольной работы согласно варианта, проявил самостоятельность анализа и суждений, решил поставленные задачи работы; «не зачет» - контрольная работа выполнена только на базе одного учебника, без полного ответа на вопросы, лишена элементов самостоятельности, поставленные задачи работы не решены.

Проверив работу, преподаватель, на титульном листе отмечает «допущена к защите» или «не допущена, требует доработки …».

Оценка «допущена к защите» предполагает подготовку студентом ответов на вопросы и исправление указанных ошибок. Поскольку темы дисциплины взаимосвязаны, студент должен быть готов и к ответу на сопряженные и другие дополнительные вопросы. Поэтому при подготовке к защите работы необходимо тщательно проработать лекционный и учебный материал и, если возникают какие-либо затруднения, - обратиться за консультацией к преподавателю. Защита работы проходит путем краткого доклада- изложения результатов работы и ответов на вопросы преподавателя. По результатам защиты выставляется окончательная оценка.

Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре шифра зачетной книжки студента.

Варианты контрольных работ

Вариант 1

1. Методология, теория, исследовательские приемы и методы научного исследования.

2. Цели исследования: объект, предмет, новизна, практическая значимость, методы исследования.

3. Структура научного знания. Характер научного знания и его функции.

4. Обоснование введения, содержания и заключения научного исследования.

ВАРИАНТ 2

1. Эмпирический и теоретический уровни знания. Философские основания науки.

2. Системный подход и системный анализ.

3. Общенаучные и частные методы исследования систем.

4. Оформление титульного листа и остальной части научного доклада на семинар, конференцию, международный семинар.

ВАРИАНТ3

1. Наука как специфическая форма общественной деятельности. Цель науки. Наука как процесс познания.

2. Наука как социальный институт. Наука и общество.

3. Наука как система и система наук.

4. Оформление титульного листа и остальной части курсовой работы и дипломного проекта (работы).

ВАРИАНТ 4

1. Особенности современной науки.

2. Взаимосвязь различных уровней знания.

3. Структура научной дисциплины.

4. Представление цифрового материала в виде таблиц, схем, приложений.

ВАРИАНТ 5

1. Научные революции, парадигмы и научные сообщества.

2. Исследовательские программы и их методология.

3. Поиск и отбор информации. Работа с источниками информации. Работа с научной литературой.

4. Цитирование как особая форма фактического материала.

ВАРИАНТ 6

1. Характерные особенности развития современной науки.

2. Традиции и новации современной науки.

3. Перспективы современных научных разработок.

4. Методика оформления списка использованной литературы.

ВАРИАНТ 7

1. Научный аппарат исследования. Язык научного исследования.

2. Формальные признаки научной работы.

3. Структура и логика научной работы.

4. Особенности и правила написания введения и заключения курсовой и дипломной работ.

ВАРИАНТ 8

1. Формальная логика как метод мышления. Понятие как исходная и конечная форма логического мышления.

2. Суждение как основная форма логического мышления.

3. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключения третьего. Закон достаточного основания.

4. Основные методики оформления.

ВАРИАНТ 9

1. Виды квалифицированных научных работ студентов: научный доклад на семинар, на конференцию, на международный семинар.

2. Умозаключение как форма получения выводного знания. Законы формальной логики.

3. Основные принципы методологии. Эмпирико-теоретические методы. Логико-теоретические методы.

4. Опровержение и его структура. Логические ошибки.

ВАРИАНТ 10

1. Виды квалифицированных научных работ студентов: курсовая работа, дипломный проект (работа), магистерская диссертации.

2. Диалектика. Основные законы мышления в диалектической логике.

3. Доказательство. Состав и структура доказательства.

4. Формы теоретического мышления.

Наши рекомендации