Методические указания о выполнению контрольных работ
Содержание
Введение.................................................................................................. 4 | |||
1.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины………… 4 2. Методические указания по подготовке контрольных работ….…. 6 3. Варианты контрольных работ…………………………………..… 10 Список используемых источников…………………….…………..…. 13 Приложение А Пример оформления титульного листа работы…... 13 Приложение Б Вопросы для подготовки к экзамену………………. 14 Приложение В Глоссарий…………………………………………….. 15 | |||
| |||
Введение
Цели дисциплины: формирование у магистрантов общих представлений о теоретико-методологических основах научно-исследовательской деятельности правилах выполнения, оформления и порядке представления результатов различных учебно-исследовательских работ.
Задачи дисциплины:
1) формирование у магистрантов целостных теоретических представлений об общей методологии научного исследования и творчества;
2) ознакомление с общими требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям, основам их планирования и организации;
3) ознакомление с требованиями, предъявляемыми к оформлению различных исследовательских работ.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Студент-магистрант должен обладать определенным перечнем компетенций:
1)общекультурных (ОК):
- способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу (ОК-1).
2) общепрофессиональных (ОПК):
- способность и готовность ориентироваться в постановке задачи, применять знания о современных методах исследования, анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОПК-10);
- способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- основные методологические принципы научного исследования (объективности, сущностного анализа, единства логического и исторического оснований, концептуального единства); методологический и методический инструментарий проведения научных исследований; особенности организации исследовательской деятельности магистра (ОК-1);
- способы и методы получения информации (ОПК-10);
- требования к оформлению, представлению результатов научных исследований (ОПК-11).
Студент должен уметь:
- разрабатывать научно-методологический аппарат и программу научного исследования; организовывать и управлять научным исследованием (ОК-1);
- использовать способы и методы получения информации (ОПК-10);
- соблюдать требования к оформлению, представлению результатов научных исследований; соблюдать требования к оформлению, представлению и докладам о результатах выполняемых работ (ОПК-11).
Наука ><в ><современных ><условиях ><является ><важным ><фактором, ><обусловливающим ><прогрессивные ><преобразования ><в ><обществе ><во ><всех ><областях деятельности, ><в ><том ><числе ><в строительстве. ><><Научно-методическая ><под><готовка ><служит ><важнейшей ><составляющей ><профессионализма ><действующих ><специалистов ><и ><залогом ><высокого ><уровня ><>профессиональной< ><готовности.
Методические указания о выполнению контрольных работ
Контрольная работа является одной из форм проверки знаний и умений, уровня компетентности студентов. Эта работа требует не только глубокого раскрытия вопросов по теме, изучения литературных, нормативно-правовых источников, но и способности:
- самостоятельно работать с учебной литературой и нормативными материалами;
- анализировать и обобщать собранный материал;
- грамотно, логично и творчески излагать изученный материал в письменной форме;
- закрепить знания по определенной теме, приобретенные в результате прослушивания лекций, получения консультаций и самостоятельного изучения различных источников литературы;
- применить знания, умения и навыки в выполняемой работе.
При написании контрольной работы, на основе анализа источников, рекомендуемых для изучения дисциплины, студенты должны рассмотреть позиции различных авторов на рассматриваемую проблему и сформулировать собственное решение, или выбрать существующее, но обосновав его оптимальность по сравнению с другими, изученными.
Контрольная работа должна содержать следующие составные части:
1. Титульный лист (Приложение 1)
2. Содержание
3. Ответы на вопросы согласно варианта.
4. Список используемой литературы (печатать только изученную литературу).
Объем контрольной работы – 8-10 страниц, отпечатанных в текстовом редакторе Word на листах стандартной писчей бумаги формата А4 через 1,5 интервала.
При написании текстового материала необходимо соблюдать следующие требования:
- шрифт Times New Roman, размер 14-ый, межстрочный полуторный интервал;
- расстояние от левого края страницы до границы текста составляет 30 мм;
- расстояние от правого края страницы до границы текста составляет 10 мм;
- расстояние от верхней строки текста до верхней границы листа 20 мм;
- расстояние от нижней строки до нижней границы листа 20 мм;
- красная строка - отступ 1,5см.
Контрольная работа должна быть представлена в папке (пластиковой или бумажной).
Титульный лист, задание к контрольной работе, а также лист с содержанием, включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе не проставляется. Номера страниц проставляют в середине нижнего поля (размером шрифта 12).
Ответы на вопросы, список литературы начинаются с новой страницы и пишутся прописными буквами, жирным текстом, с выравниванием по центру. Точку в конце заголовка не ставят.
При указании в тексте контрольной работы источника приведенной цитаты, цифровых данных, формулы и т.п. следует писать в виде ссылки в квадратных скобках: [21] .
Текст на страницах в рамки обводить нельзя и цветовое украшение заголовков не использовать.
Текст в работе не подчеркивается, печать текста жирным шрифтом допускается в крайне важном случае.
При составлении и оформлении таблиц рекомендуется выполнять ряд требований (правил), основными из которых являются следующие:
- таблица должна быть снабжена текстовым заголовком, который располагается над таблицей с выравниванием по тексту. Заголовок пишется с прописной буквы без точки в конце. Таблицы второстепенного вспомогательного материала можно не озаглавливать;
- все таблицы в работе должны быть пронумерованы. Таблицы последовательно нумеруются арабскими цифрами, сквозной нумерации по всей работе. Перед номером таблицы ставится слово «Таблица». Слово «Таблица» с указанием ее номера пишется по ширине над таблицей.
При представлении формул рекомендуется выполнять ряд требований:
- формулы должны быть напечатаны с использованием редактора формул Microsoft Equation.
- нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте.
- формулы следует располагать посредине строки, непосредственно следующей за строкой, содержащей ссылку на это выражение.
При представлении иллюстративного материала рекомендуется выполнять ряд требований, основными из которых являются следующие:
- все иллюстрации в работе должны быть пронумерованы; каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, которая состоит из наименования графического сюжета, обозначаемого словом «Рисунок», порядкового номера иллюстрации без знака номера и тематического заголовка иллюстрации.
Подписи на рисунках необходимо размещать горизонтально, без рамок. Подписи должны выполняться единообразно по размеру и шрифту. Необходимо следить за высокой контрастностью графического материала, слово рисунок пишется внизу рисунка с большой буквы и посредине (см. пример: Рисунок 1).
Особое внимание следует уделить составлению списка литературы. Список литературы (библиографический список) является существенной частью контрольной работы. Список должен включать не менее 5 наименований, за последние 2 года. В библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте, и которые фактически не были использованы при подготовке контрольной работы. Порядок указания источников следующий:
- законодательные акты;
- указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
- нормативные акты;
- источники фактографической информации: статистические ежегодники и сборники, материалы социологических исследований;
- учебники, монографии, диссертации и т.п.;
- статьи из периодических изданий;
- электронные источники информации.
Внутри каждого подраздела списка литературы литературные источники располагаются в алфавитном порядке (авторов и названий).
Список литературы имеет общую нумерацию, т.е. каждый источник имеет свой номер, который указывается в ссылке внутри текста контрольной работы в квадратных скобках. Вместе с номером источника можно указать и номер страницы, на которой размещена ссылка, например: [1, с.56], или [3, с. 10-15].
С примерами библиографического описания различных видов источников можно ознакомиться в библиотеке, в учебно-методическом кабинете, на кафедре, в Интернете.
Качество оформления работы учитывается при ее оценке: небрежно выполненные работы (написанные неразборчиво, содержащие зачеркнутые строки, вписанные слова, редакционные и грамматические ошибки) возвращаются для исправления.
Сокращение слов в тексте работы является недопустимым, за исключением общеупотребительных аббревиатур, а также многократного повторения в тексте какого-либо наименования (при этом сокращение возможно только при третьем и последующих упоминаниях одного сложного наименования).
Выполненную контрольную работу сдают на кафедру СК
Проверив работу, преподаватель, на титульном листе отмечает «допущена к защите» или «не допущена, требует доработки …».
Оценка «допущена к защите» предполагает подготовку студентом ответов на вопросы и исправление указанных ошибок. Поскольку темы дисциплины взаимосвязаны, студент должен быть готов и к ответу на сопряженные и другие дополнительные вопросы. Поэтому при подготовке к защите работы необходимо тщательно проработать лекционный и учебный материал и, если возникают какие-либо затруднения, - обратиться за консультацией к преподавателю. Защита работы проходит путем краткого доклада- изложения результатов работы и ответов на вопросы преподавателя. По результатам защиты выставляется окончательная оценка.
Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре шифра зачетной книжки студента.
Варианты контрольных работ
Вариант 1
1. Методология, теория, исследовательские приемы и методы научного исследования.
2. Цели исследования: объект, предмет, новизна, практическая значимость, методы исследования.
3. Структура научного знания. Характер научного знания и его функции.
4. Обоснование введения, содержания и заключения научного исследования.
ВАРИАНТ 2
1. Эмпирический и теоретический уровни знания. Философские основания науки.
2. Системный подход и системный анализ.
3. Общенаучные и частные методы исследования систем.
4. Оформление титульного листа и остальной части научного доклада на семинар, конференцию, международный семинар.
ВАРИАНТ3
1. Наука как специфическая форма общественной деятельности. Цель науки. Наука как процесс познания.
2. Наука как социальный институт. Наука и общество.
3. Наука как система и система наук.
4. Оформление титульного листа и остальной части курсовой работы и дипломного проекта (работы).
ВАРИАНТ 4
1. Особенности современной науки.
2. Взаимосвязь различных уровней знания.
3. Структура научной дисциплины.
4. Представление цифрового материала в виде таблиц, схем, приложений.
ВАРИАНТ 5
1. Научные революции, парадигмы и научные сообщества.
2. Исследовательские программы и их методология.
3. Поиск и отбор информации. Работа с источниками информации. Работа с научной литературой.
4. Цитирование как особая форма фактического материала.
ВАРИАНТ 6
1. Характерные особенности развития современной науки.
2. Традиции и новации современной науки.
3. Перспективы современных научных разработок.
4. Методика оформления списка использованной литературы.
ВАРИАНТ 7
1. Научный аппарат исследования. Язык научного исследования.
2. Формальные признаки научной работы.
3. Структура и логика научной работы.
4. Особенности и правила написания введения и заключения курсовой и дипломной работ.
ВАРИАНТ 8
1. Формальная логика как метод мышления. Понятие как исходная и конечная форма логического мышления.
2. Суждение как основная форма логического мышления.
3. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключения третьего. Закон достаточного основания.
4. Основные методики оформления.
ВАРИАНТ 9
1. Виды квалифицированных научных работ студентов: научный доклад на семинар, на конференцию, на международный семинар.
2. Умозаключение как форма получения выводного знания. Законы формальной логики.
3. Основные принципы методологии. Эмпирико-теоретические методы. Логико-теоретические методы.
4. Опровержение и его структура. Логические ошибки.
ВАРИАНТ 10
1. Виды квалифицированных научных работ студентов: курсовая работа, дипломный проект (работа), магистерская диссертации.
2. Диалектика. Основные законы мышления в диалектической логике.
3. Доказательство. Состав и структура доказательства.
4. Формы теоретического мышления.