Хронокарта занятия и аудиторная деятельность студента
№ п/п | Вид деятельности | Хронометраж* 2 акад. часа |
1. | Организационная часть | |
1.1 | Приветствие | 1 мин |
1.2 | Регистрация присутствующих в журнале | 1 мин |
2. | Введение | |
2.1. | Озвучивание темы, ее актуальности, цели и плана практического занятия | 1 мин |
2.2 | Ответы на вопросы студентов, возникшие при подготовке к занятию | 4 мин |
2.3 | Выдача методических указаний, необходимых для проведения занятия | 1 мин |
3. | Разбор теоретического материала | |
3.1 | Обсуждение основных положений темы | 20 мин |
3.2 | Заслушивание мультимедийных презентаций | 10 мин |
Перерыв | 10 мин | |
4. | Проведение вводного инструктажа по технике безопасности (при работе с оборудованием) | 1 мин |
5. | Практическая часть занятия | |
5.1 | Разбор микропрепаратов с использованием биологического микроскопа с компьютером и встроенной цифровой камерой, демонстрируя их на плазменной панели | 15 мин |
5.2 | Практическая работа студентов | 12 мин |
5.3 | Решение ситуационных задач | 10 мин |
6. | Заключительная часть | |
6.1 | Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы | 1 мин |
6.2 | Информация для студентов, получивших неудовлетворительные оценки | 1 мин |
6.3 | Сообщение темы следующего занятия, вопросов для самостоятельной подготовки, рекомендуемой литературы | 1 мин |
6.4 | Завершение занятия, оформление учебного журнала | 1 мин |
*Примечание - продолжительность некоторых этапов может варьировать в течение нескольких минут.
7. Описание работы студентов с микропрепаратами:
1. Гипофиз человека. Окраска азаном. Увеличение малое и большое.
На малом увеличении определить переднюю, промежуточную и заднюю доли гипофиза. На большом увеличении рассмотреть аденоциты передней доли; прерывистые тяжи клеток и кистозные полости, содержащие белковый коллоид в промежуточной доле; питуициты и кровеносные капилляры в задней доле.
2. Щитовидная железа. Окраска азаном. Увеличение малое и большое.
На малом увеличении обратить внимание на большое содержание фолликулов разной величины. При большом увеличении изучить строение фолликула и межфолликулярного пространства, найти кровеносные сосуды. В фолликулах определить тироциты, коллоид с резорбционными вакуолями.
3. Околощитовидная железа. Окраска азаном. Увеличение малое и большое.
Изучить препарат на малом увеличении. Определить трабекулярное строение железистой паренхимы; найти соединительнотканную капсулу, артерии, вены, скопления белых адипоцитов. На большом увеличении рассмотреть паратироциты и кровеносные капилляры.
4. Надпочечник. Окраска азаном. Увеличение малое и большое.
Изучить препарат на малом, а затем большом увеличении. Отыскать капсулу, корковое и мозговое вещество, кровеносные сосуды. Обратить внимание на расположение клеток в различных зонах коркового вещества: концентрические структуры в клубочковой, параллельные тяжи в пучковой и разреженное расположение клеток в сетчатой зоне.
5. Хромафинные клетки мозгового вещества надпочечника новорожденного. Окраска по Визелю. Увеличение малое.
Мозговое вещество надпочечников образовано скоплением сравнительно крупных клеток округлой формы, в которых после обработки бихроматом калия откладывается бурый осадок низших окислов хрома. Вследствие этого клетки получили название хромаффиноциты.
6. Панкреатический островок. Окраска азур2 и эозин. Увеличение большое.
В паренхиме поджелудочной железы находятся скопления эпителиальных клеток, пронизанные густыми сетями кровеносных капилляров и окрашенных слабее, чем концевые отделы железы.
8. Внеаудиторная самостоятельная работа студента по теме «Морфофункциональные особенности органов эндокринной системы у детей»
1. Самостоятельная работа по теоретической части занятия с использованием методических указаний для обучающихся по практическому занятию.
2. Подготовиться к решению ситуационных задач.
3. Подготовить мультимедийную презентацию по одной из предложенных тем:
- "Возрастные изменения гормональных функций эпифиза",
- "Варианты строения щитовидной железы новорожденных",
- "Эмбриональное развитие надпочечника. Надпочечник новорожденного".
9. Критерии оценок деятельности студента при освоении учебного материала:
Критерии оценки опроса: оценка «отлично» ставится при полном и безошибочном ответе, оценка «хорошо» - если допущены незначительные погрешности при ответе, оценка «удовлетворительно» - допущены значительные погрешности, оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент не знает ответа на вопрос или дает неверный ответ.
Критерии оценки решения ситуационной задачи: оценка «отлично» ставится при безошибочном решении ситуационной задачи, оценка «хорошо» - если допущены незначительные погрешности при решении, оценка «удовлетворительно» - допущены значительные погрешности, оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент не может решить ситуационную задачу или решает ее неверно.
Критерии оценки выступления по подготовленной мультимедийной презентации : оценка «отлично» ставится при полном раскрытии студентом темы и безошибочных ответах на вопрос; оценка «хорошо» - если допущены незначительные погрешности при раскрытии темы и в ответах на вопросы; оценка «удовлетворительно» - тема сообщения раскрыта не в полном объеме или допущены принципиальные погрешности при раскрытии темы, студент не знает ответов на вопросы или дает неверные ответы; оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент не подготовил выступление.