Органы государственного надзора и контроля
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.Главным надзорным органом по охране труда является Рострудинспекция при Министерстве труда и социального развития РФ, контролирующая выполнение законодательства, всех норм и правил по охране труда.
^Государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор, осуществляемый органами Министерства здравоохранения РФ, проверяет выполнение предприятиями и организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил.
^Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор) при Министерстве топлива и энергетики России контролирует правильность устройства и эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
На ^Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.
^Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Госгортехнадзор России) проверяет правильность устройства и безопасной эксплуатации установок повышенной опасности, в том числе подъемно-транспортных машин, установок под давлением.
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) контролирует источники ионизирующих излучений.
180.(Понятие «норматив»)
НОРМАТИВ — 1) универсальная норма, относящаяся преимущественно к удельному расходу сырья, материалов, энергии на единицу количества продукции, на другие единицы, характеризующие объект потребления ресурсов; 2) экономический Н. — обобщающая норма, установленная для обширного круга однородных экономических показателей, например Н. оплаты труда, Н. эффективности и пр.
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.
«Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский, - биосфера переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества … через организованный человеческий труд». Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен «мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте». В этих словах заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений человека и природы. Этот оптимизм должен быть закреплен и правовыми нормами. Ибо только право является тем барьером, который ограничивает беззаконие и произвол как властных и хозяйствующих структур, так и отдельных граждан.
Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.
Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.
Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.
Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.
Нормативное обеспечение охраны труда включает:
1. ССБТ система стандартов безопасности труда . (До 70 г. единых стандартов не было, действовали СН и Пп строительные нормы и правила СанПиНы . В 70г. началась работа по созданию СОБТ ГОСТ 12 .)
2. Соц-но-экономические нормативы (продолжительность рабочего дня, сверхурочное время и т.д.)
3. Инструкции, нормы и правила.
4. Сертификат безопасности предприятия (свидетельствует о том, что предприятие соответствует требованиям безопасности), и др.нормативные акты в области охраны труда(положение о расследовании несчастного случая, положение об аттестации рабочих мест)
Стандарты, нормы и правила разрабатываются гос. органом по охране труда (Управление по охране труда при Министерстве труда и занятости РБ.)
ССБТ является обязательными для всей территории РФ и РБ. В этой же главе говорится об обеспечении требований охраны труда при строительстве проектировании предприятий и объектов (при их эксплуатации)ю Органом по охране труда м.б. закрыто любое предприятие, не соотв-щее нормативам ССБТ. Гл.2. "З-на об охране труда РБ" также включает Ст.14 "Финансирование охраны труда"
Финансирование охраны труда осуществляется государством через фонды охраны труда . В государственном бюджете есть специальная статья на обеспечение охраны труда; эти бюджетные средства используются для содержания органов надзора и контроля за безопасностью , для финансирования НИ-работ в области безопасности и выполнения целевых программ по охране труда.
Фонд охраны труда (в рамках субъекта республиканский РБ) складывается из:
1. целевых ассигнований, выделяемых Советом Министров.
2. Части средств фонда социального страхования
3. Части фондов охраны труда предприятий.
4. Части штрафов налагаемых на предприятия за нарушение законодательства об охране труда.
5. Части штрафов, налагаемых на должностные лица.
6. Добровольных отчислений предприятий.
7. Добровольных взносов граждан и организаций.
Городской и районный фонд охраны труда формируется за счет тех же источников, за исключением 2, 5.
181. (Понятие «нормативный правовой акт»)
Нормативный правовой акт (НПА)- это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
182. (Понятие «нормативный технический документ)
Нормативный технический документ (НТД)- документ, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов.
К нормативам могут относиться Акты Президента РФ, Федеральные законы, Акты Правительства РФ, НПА федеральных органов исполнительной власти, отдельные НТД или технические акты.
Виды нормативов)
-Акты Президента РФ
-Федеральные законы
-Акты Правительства РФ
-Нормативный правовой акт федеральных органов исполнительной власти
-Нормативный технический документ или технические акты.