Органы государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства

Россия Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. ратифицировала Конвенцию МОТ N 81 «Об инспекции труда» (1947 г.) (вместе с Протоколом 1995 г. к данной Конвенции)[295] и тем самым обязалась иметь систему инспекций труда, инспекторы которых обязаны обеспечивать соблюдение трудового законодательства, включая нормы об охране труда. В соответствии с указанной Конвенцией это должны быть государственные органы, персонал которых должен состоять из государственных служащих.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В ТК РФ предусмотрен ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Такой контроль в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов РФ.

Таким образом, государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется системой государственных органов, обеспечивающих закрепленные в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ нормы о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Обязанность такой защиты реализуется в деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционное производство обеспечивает применение и толкование конституционных и иных правовых норм о правах и свободах человека и гражданина, обязательных для органов государственной власти.

Принципы и порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются предметом ведения федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК).

Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»[296] в статье 2 указывает, что в целях обеспечения верховенства закона и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

- надзор за исполнением законов Федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Весь правоохранительный механизм государства, который в настоящее время постепенно реорганизуется и совершенствуется, подчинен этой цели. В соответствии с процессуальным законодательством РФ органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью решений, выносимых судами общей юрисдикции по трудовым спорам.

При осуществлении надзора за исполнением законов и иных нормативных правовых актов трудового законодательства органы прокуратуры не подменяют другие контрольно-надзорные органы, осуществляющие свои функции в соответствии с законом.

При рассмотрении вопроса об органах, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, следует учитывать изменения, произошедшие в структуре федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. (в ред. от 22 июня 2010 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[297].

В соответствии с этим Указом в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Указом Президента РФ определены также функции этих органов исполнительной власти, включая функции по обеспечению государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Деятельность органов, полномочных осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, распространяется на всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Наши рекомендации