Задания для самостоятельной работы.

Задание1.Сделайте сравнительный анализ классификаций источников научной информации и обзор информационных источников для вашего диссертационного исследования.

Задание 2.Составьте в виде таблицы схему собственного научного исследования на 3 года, в которой должны быть отражены следующие этапы:

1. Выбор темы исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Определение цели и задач.

4. Формулировка названия работы.

5. Разработка гипотезы.

6. Составление плана исследования.

7. Работа с литературой.

8. Подбор исследуемых.

9. Выбор методов исследования.

10. Организация условий проведения исследования.

11. Проведение исследования (сбор материала).

12. Обработка результатов исследо­вания.

13. Формулирование выводов.

14. Оформление работы.

Этап Виды работ Сроки Примечания
       
       

Задание 3.Дайте краткую характеристику процедуре экспертизы результатов работы научного коллектива. Приведите примеры плодотворной работы научных коллективов из истории современной науки.

Задание 4.Опишите понятийно-категориальный аппарат собственного научного исследования. Дайте определения всем категориям, изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между категориями и понятиями по объемам.

Примерные темы эссе

1. Роль логики и математике в научном познании.

2. Логические основы научного спора.

3. Теоретические и практические аспекты научной дискуссии.

4. Доказательство и его поиск. Основы эвристики.

5. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении.

6. Абстрагирование, идеализация, формализация как методы научного познания.

7. Анализ и синтез, индукция и дедукция в научном познании.

8. Принцип системности в научном познании.

9. Соотношение исторического и логического в научном познании.

10. Роль философских идей и принципов в научном познании.

Примерные вопросы к зачету

1. Наука как особая духовная форма освоения реальности.

2. Методологическое значение научной картины мира в научной теории.

3. Особенности научного мышления, научного метода, научного знания.

4. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук по предмету и методу.

5. Основные логические категории и их значение в научном исследовании.

6. Особенности диалектического метода мышления и его значение в научном познании.

7. Принципы детерминизма, системности, структурности и развития в научном познании.

8. Методологические особенности эмпирического и теоретического уровней в науке.

9. Индукция и дедукция.

10. Анализ и синтез в научном познании.

11. Соотношение абстрактного и конкретного в научном мышлении.

12. Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование как методы научного познания.

13. Значение логики в научном познании.

14. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятий.Отношения между понятиями.

15. Определение и деление научных понятий.

16. Простой категорический силлогизм. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.

17. Условно-категорическое умозаключение, его правильные модусы.

18. Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы.

19. Логическая характеристика вопросов: логически корректные и логически некорректные вопросы.

20. Вопросно-ответные ситуации в науке.

21. Обратная дедукция и обобщающая индукция.

22. Методы установления причинных связей между явлениями. Аналогия как вид индуктивных умозаключений.

23. Доказательство и его структура. Виды доказательства. Правила и ошибки в доказательстве.

24. Основные характеристики и виды проблем.

25. Основные характеристики гипотезы. Опровержение и доказательство гипотез.

26. Общая характеристика теории. Объясняющая и предсказательная функции теорий.

27. Виды хранения научной информации, ее поиски и обработка.

28. Этапы научного исследования и их содержание.

29. Организация коллективного научного исследования.

30. Нормы научной этики.

Наши рекомендации