Задания для самостоятельной работы.
Задание1.Сделайте сравнительный анализ классификаций источников научной информации и обзор информационных источников для вашего диссертационного исследования.
Задание 2.Составьте в виде таблицы схему собственного научного исследования на 3 года, в которой должны быть отражены следующие этапы:
1. Выбор темы исследования.
2. Определение объекта и предмета исследования.
3. Определение цели и задач.
4. Формулировка названия работы.
5. Разработка гипотезы.
6. Составление плана исследования.
7. Работа с литературой.
8. Подбор исследуемых.
9. Выбор методов исследования.
10. Организация условий проведения исследования.
11. Проведение исследования (сбор материала).
12. Обработка результатов исследования.
13. Формулирование выводов.
14. Оформление работы.
Этап | Виды работ | Сроки | Примечания |
Задание 3.Дайте краткую характеристику процедуре экспертизы результатов работы научного коллектива. Приведите примеры плодотворной работы научных коллективов из истории современной науки.
Задание 4.Опишите понятийно-категориальный аппарат собственного научного исследования. Дайте определения всем категориям, изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между категориями и понятиями по объемам.
Примерные темы эссе
1. Роль логики и математике в научном познании.
2. Логические основы научного спора.
3. Теоретические и практические аспекты научной дискуссии.
4. Доказательство и его поиск. Основы эвристики.
5. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении.
6. Абстрагирование, идеализация, формализация как методы научного познания.
7. Анализ и синтез, индукция и дедукция в научном познании.
8. Принцип системности в научном познании.
9. Соотношение исторического и логического в научном познании.
10. Роль философских идей и принципов в научном познании.
Примерные вопросы к зачету
1. Наука как особая духовная форма освоения реальности.
2. Методологическое значение научной картины мира в научной теории.
3. Особенности научного мышления, научного метода, научного знания.
4. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук по предмету и методу.
5. Основные логические категории и их значение в научном исследовании.
6. Особенности диалектического метода мышления и его значение в научном познании.
7. Принципы детерминизма, системности, структурности и развития в научном познании.
8. Методологические особенности эмпирического и теоретического уровней в науке.
9. Индукция и дедукция.
10. Анализ и синтез в научном познании.
11. Соотношение абстрактного и конкретного в научном мышлении.
12. Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование как методы научного познания.
13. Значение логики в научном познании.
14. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятий.Отношения между понятиями.
15. Определение и деление научных понятий.
16. Простой категорический силлогизм. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.
17. Условно-категорическое умозаключение, его правильные модусы.
18. Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы.
19. Логическая характеристика вопросов: логически корректные и логически некорректные вопросы.
20. Вопросно-ответные ситуации в науке.
21. Обратная дедукция и обобщающая индукция.
22. Методы установления причинных связей между явлениями. Аналогия как вид индуктивных умозаключений.
23. Доказательство и его структура. Виды доказательства. Правила и ошибки в доказательстве.
24. Основные характеристики и виды проблем.
25. Основные характеристики гипотезы. Опровержение и доказательство гипотез.
26. Общая характеристика теории. Объясняющая и предсказательная функции теорий.
27. Виды хранения научной информации, ее поиски и обработка.
28. Этапы научного исследования и их содержание.
29. Организация коллективного научного исследования.
30. Нормы научной этики.