Соединенный метод сходства и различия

Первый случай: АВС – вызывает явление «у».

Второй случай: GLВ – явление «у» происходит.

Третий случай: GВС – явление «у» происходит.

Четвертый случай: АС – явление «у» не происходит.

Пятый случай: GL – явление «у» не происходит.

Шестой случай: – явление «у» не происходит.

По-видимому, В является причиной явления «у».

Например, требуется определить причину отравления ряда работников химического предприятия, которые занимались приготовлением различных растворов. Согласно соединительному методу сходства и различия ход мысли может быть таким:

1. Отравление получили те, кто готовил растворы А, В, С.

Отравление получили те, кто готовил растворы А, К, Е.

Отравление получили те, кто готовил растворы А, Р, О.

2. Не получили отравление те, кто готовил растворы В, С, Х.

Не получили отравления те, кто готовил растворы К, Е, G.

Не получили отравление те, кто готовил растворы Р, О, L.

Вероятно, приготовление раствора А явилось причиной отравления ряда работников.

МЕТОД СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Первый случай: АВСD – дает явление «у».

Второй случай: А1ВСD – дает явление «у1»

Третий случай: А2ВСD – дает явление «у2».

По-видимому, А находится в причинной связи с «у».

Например, независимо друг от друга, в разных сферах исследования были составлены два графика солнечной активности и график динамики сердечно–сосудистых заболеваний (в частности, инфарктов) людей на Земле. Сопоставление графиков жало сенсационный результат: они практически совпадали, что дало основание заключить, что вероятно, рост активности Солнца вызывает рост заболеваемости (смертности) сердечников.

МЕТОД ОСТАТКОВ

Первый случай: АВС – вызывает явление «abc».

Второй случай: А вызывает «a».

Третий случай: В вызывает «b».

По-видимому, С вызывает «с».

Классическим примером применения метода остатков является открытие планеты Нептун. В Солнечной системе орбиты планет Уран и Нептун находятся друг за другом на удалении около 1,5 миллиарда километров. При наблюдении планеты Уран было обнаружено ее отклонение от величины орбиты, несмотря на то, что силы тяготения других планет оставались неизменными и никак не могли влиять на отклонение орбиты Урана. Французский астроном Леверье, используя метод остатков, выдвинул гипотезу о существовании неизвестной планеты и описал некоторые ее характеристики. Вскоре, в 1847 году, немецкий астроном Галле открыл планету Нептун.

В зависимости от схемы, по которой получен данный индуктивный вывод, его, следует отнести к тому или иному методу. Что касается оценки правильности применения методов индуктивного исследования, то надо руководствоваться следующим:

– чем больше рассмотрено случаев и чем разнообразнее обстоятельства в них, если к тому же установлено точно, что сходны эти случаи лишь в одном единственном обстоятельстве, тем строже соблюдены требования метода сходства;

– чем строже обеспечена идентичность всех, кроме одного, из обстоятельств в обоих исследованных случаях, тем правильнее соблюдены требования метода различия. При этом должно быть точно установлено, что эти случаи различны лишь в одном-единственном обстоятельстве;

– чем надежнее наши сведения: 1) что все, кроме одного, обстоятельства в рассмотренных случаях неизменны; 2) что изменение этого единственного обстоятельства находится в правильном соответствии с изменением явления, причину которого мы ищем, тем точнее вывод по методу сопутствующих изменений;

– чем надежнее наши данные о причинах уже изученных частей явления, тем надежнее будет умозаключение по методу остатков о существовании ранее неизвестного обстоятельства.

Своеобразие метода остатков заключается в том, что по этому методу делается умозаключение о наличии такого обстоятельства, о существовании которого до того не было известно.

Упражнение 3

В приведенных примерах найдите заключение, определите, какой метод исследования причинных связей применен и правильно ли он применен. Если он применен не правильно, выясните, какие допущены ошибки. Определите, достоверно ли заключение или оно только вероятно.

1. Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важнейших предпосылок быстрого развития производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов общественного развития.

2. Исследуя происхождение цветов радуги, английский мыслитель Роджер Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света через шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что - то же явление имеет место
и при прохождении света через другие прозрачные среды; он обнаружил его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде. Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы. (В. Минто)

3. Всякий раз, когда затылочные доли полушарий головного мозга животного удалялись, животные теряли зрительный рефлекс. Из этого следует, что затылочные доли полушарий головного мозга являются необходимыми условиями зрительного рефлекса.

4. Холестерин – очень нужное вещество, но избыток его в организме является так же опасным, как и недостаток. Известно, например, что избыток холестерина в человеческом организме ведет к атеросклерозу. Это доказано экспериментально. Опыты проводились в ряде стран.

В течение семи лет в США подверглись испытанию 4000 американцев среднего возраста, имеющие высокое содержание холестерина в крови. Они были разделены на две группы. Одна группа получала диету, предназначенную для снижения холестерина, и плюс лекарство такого же действия, другая – ту же диету плюс плацебо («пустые» пилюли, не имеющие никакого эффекта). Эксперимент проводился так, что пациенты вообще не подозревали о плацебо. В группе лиц. Применяющих лекарство, снижающего уровень холестерина, отмечено на 195 меньше сердечно – сосудистых заболеваний и на 24% меньше смертельных исходов. Сделан вывод: избыток холестерина – смертельный враг.

Но как снизить уровень холестерина за счет естественных продуктов питания? Группа исследователей одного из французских университетов решила изучить действие яблок на холестериновый обмен в человеческом организме, как это было сделано ранее в эксперименте, поставленном на животных (хомяках). Тридцать добровольцев в возрасте от 26 до 65 лет съедали по 2 – 3 яблока в день. Тридцать семь человек в возрасте от 59 – 96 лет, которые находились под наблюдением геронтологов, тоже получали сырые яблоки – целые или потертые. Двадцать три человека из первой группы показали снижение холестерина на 14%. Девятнадцать человек из второй группы тоже показали снижение, но меньше. Холестерин у людей преклонного возраста оказался более стойким. Общий и важный факт для обеих групп: снижение холестерина было тем более ощутимо, чем выше был его первоначальный уровень, это отмечено также международной группой исследователей.

В дальнейшем ученые занялись выяснением причин, почему яблоки снижают уровень холестерина эффективнее, чем лекарственные препараты. Предположили, что снижение уровня холестерина идет за счет пектинов, содержащихся в яблоках, в комплексе с другими компонентами (аскорбиновая кислота, фруктоза, магний и др.), которыми богаты эти фрукты. Данное предположение подтвердилось.

Несмотря на то, что яблоки обладают эффектом лекарства против склероза, не следует преувеличивать их лечебные возможности, поскольку существует множество причин, способствующих повышению уровня холестерина (злоупотребление сахаром, солью, тугоплавкими жирами и пр., а также эмоциональное напряжение), употребление яблок не может избавить всех больных склерозом от медикаментозного лечения. А при язве желудка, например, яблоки в сыром виде вообще противопоказаны.

5. К. А. Тимирязев утверждал, что для образования хлорофилла нужны свет и кислород. «Чтобы доказать это, – писал он, – прорастим
в темноте какие-нибудь семена. Известно, что ростки получаются не зеленые, а желтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки: одни оставим в обыкновенном воздухе, другие заключим в прибор с воздухом, лишенным кислорода, и вынесем на свет. Первые через какие-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зеленую окраску; вторые, сколько бы мы их ни держали на свету, останутся желтыми. Но допустим к ним кислород, и они немедленно позеленеют.

6. Двум студенческим группам было предложено заучить один и тот же материал за одно и тоже время. Студентов первой группы предупредили, что их будут проверять через день, а студентам второй группы сказали, что их будут проверять через неделю. Однако проверяли обе группы через две недели. Результаты опроса показали, что гораздо лучше помнили материал студенты второй группы.

7. Пропала у Магниса овца. Он пошел в горы искать ее. Пришел в такое место, где одни голые камни. Чувствует Маглис, что сапоги его прилипают к камням. Он потрогал камни рукой – они сухие и к рукам не липнут. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни. Тронет кожей – не прилипает, а как тронет гвоздями, так прилипает. Он тронул камень деревом – не прилипает, тронул железом – прилипало. Так был открыт магнит.

8. Под Неаполем находится пещера, носящая имя «Собачьей». Такое название ей дали потому, что когда в нее забегала собака, то она там погибала. Путем внесения в пещеру небольших животных, которые держали на руках, было установлено, что лишь нижняя часть пещеры опасна для жизни (там скопился удушающий газ).

9. Чем больше воздуха подается в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же совсем прекратить доступ воздуха в горн, то огонь гаснет. Значит, воздух – необходимое условие горения.

10. Климат Японии субтропический. В лежащем почти на тех же широтах недалеко от Японии Приморье климат гораздо суров. У берегов Японии проходит теплое течение. У берегов Приморья нет теплого течения. Следовательно, причина различия в климате Приморья и Японии – во влиянии морских течений.

11. В день, когда обнаружено повреждение средств сигнализации на железной дороге, гражданин G. находился вблизи предупредительного диска. Известно, что G. был в неприязненных отношениях с бригадиром F. На основании этих фактов G. было предъявлено обвинение в умышленном повреждении средств сигнализации.

12. В парке «Кусково» был обнаружен труп гр–на G. Медицинское исследование показало, что смерть наступила от тяжелого огнестрельного ранения, нанесенного дробовым оружием. Дробины изъяты из тела. В 10 м от трупа найден пыж, сделанный кустарным способом из листа, вырванного из какой-то книги. В убийстве подозревался гр–н F., который после допроса был задержан. При проверке оказалось, что F. имеет дробовое ружье, в свободное время охотился. Был сделан вывод, что гр–на G. убил F.

13. 18 декабря на Лесной улице, напротив кафе, гр–на G. догнали два молодых человека и неожиданно ударили ножом в спину. Когда G. упал, молодые люди обшарили его карманы. В тот вечер на Краснопролетарской улице в 1000 метрах от нападения на гр–на G. неизвестные люди нанесли ножевые ранения гр–ну L. Потерпевший не разглядел нападавших и сообщить о них ничего не мог. Вскоре поступили сведения о разбойном нападении на гр–на F., которое произошло в ночь на 19 декабря. Преступники настигли F. на улице Новослободской, нанесли ему ножевые ранения в спину и отобрали наручные часы. Возникло предположение, что, перечисленные преступления совершены одной и той же группой лиц. Все нападения совершены одной и той же группой лиц. Все нападения совершены в одном микрорайоне, характер действия во всех случаях был одинаков: преступники нападали сзади, ударяли потерпевшего ножом в спину и, когда тот уже не мог сопротивляться, грабили.

14. «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал свой перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в подмятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и, когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешнего влияния». (А. П. Чехов)

15. Туристы, прибывшие в незнакомый город в часы пик, обратили внимание на то, что транспорт был перегружен. Они сделали вывод о постоянной перегруженности транспорта в этом городе.

Пример:

Чем меньше трения между колесом и осью повозки, тем меньше замедление ее движения. Следовательно, трение – причина замедления движения повозки. (Метод сходства, применен правомерно, вывод достоверный)

Упражнение 4

Сделайте вывод из посылок, укажите, какой метод установления причинной связи был использован.

1. Предприятие должно отправить свои товары в четыре города Московской области: Мытищи, Пушкин, Ивантеевку, Дмитров партиями по 3, 4, 8 и 2 вагона. К сожалению, документы на заказ груза потерялись, однако удалось вспомнить, что 3 вагона надо отправить в г. Дмитров, 8 в г. Ивантеевку, а 2 в г. Пушкин…

2. Группа студентов сдает экзамены по философии, экологии и политологии в понедельник, четверг и субботу. Философию сдают в четверг, политологию в субботу….

3. Из квартир Иванова, Петрова, Сидорова и Родионова пропали ценные вещи. Каждый из пострадавших вспомнил, что обнаружил пропажу вскоре после ухода специалиста Мосэнерго Александрова…

4. Автомобиль ехал со скоростью 80 км/час и проехал необходимое расстояние за 2 часа, затем скорость увеличили до 120 км/час, и автомобиль прошел то же расстояние за 1, 5 часа…

5. В январе 2006 года в студенческом общежитии произошла кража сотового телефона, телевизора и компьютера из комнаты 86 на 8 этаже. Взлома не было, поэтому было решено, что кража совершена людьми, проживающими в общежитии. В общежитии в тот момент жили завхоз Петрова, комендант Иванов, сантехник Ильин и врач Евдокимова. В момент совершения кражи Петрова была в Большом театре России, Иванов отдыхал в доме отдыха, Ильин чинил кран на кухне 5 этажа….

6. Алехин готовился к экзамену по философии один день и получил «три», Петрова готовилась к этому экзамену неделю, и получил «четыре», а Качалин к экзамену не готовился и получил «два»…

7. В городе Санкт – Петербург в течении недели было совершено три квартирных кражи. Во всех случаях в квартирах помимо отпечатков пальцев хозяев обнаружили отпечатки неизвестного «домушника» Иванова. Иванов не смог объяснить, где он находился в момент совершения краж.

8. Студент первого курса Иванов, готовясь к первовому экзамену, прочитал учебник, хрестоматию и конспекты лекций. Экзамен он сдал на «пять». Готовясь ко второму экзамену, он снова прочитал учебник, хрестоматию и конспекты лекций. Этот экзамен он тоже сдал на «пять». Готовясь к третьему экзамену, Иванов ограничился прочтением учебника и хрестоматии. Экзамен сдал на «три»…

9. Бригаде строителей – ремонтников из трех человек (Петров, Иванов и Сидоров) поручили ремонт актового зала. Необходимо было покрасить окна и двери, побелить потолки, заменить люстры. Петров белил потолки, Сидоров заменял люстры. Что делал Иванов?

10. В кассе ночного клуба в течение пяти дней обнаруживалась недостача. В ночном клубе только два сотрудника имеют доступ к кассе. В первый день это были – Иванова и Сидорова, во второй Иванова и Петрова, в третий – Иванова и Кулик, в четвертый – Мартыненко и Иванова, в пятый – Иванова и Алексеева…

11. В вагоне метро сидит рядом пять девушек. Шура сидит через столько же человек от Оли, как и от Дины. Ира сидит через столько же человек от Шуры, как и от Дины, а студентка МосГУ Кристина сидит между своими школьными подругами. Как их зовут?

12. Известно, что:

1) Тот котенок, который любит рыбу, не может быть обучаемым.

2) Котенок, который имеет короткий хвост, не любит играть с обезьяной.

3) Котята, имеющие, усы, любят рыбу.

4) Ни один котенок, которого можно обучить, не имеет зеленых глаз.

5) Каждый котенок, не имеющий усов, имеет короткий хвост.

Какой котенок любит играть с обезьянкой?[3]

13. Четверо юношей: Андрей, Борис, Кирилл и Дмитрий влюблены и, увы, как это часто бывает в жизни, без взаимности. Андрей любит девушку, которая влюблена в юношу, любящего Таню. В Машу влюблен юноша, которого любит девушка, любимая Борисом. Кирилл влюблен в девушку, которая сама любит Диму. Если Бориса не любит Зина, а юноша, которого любит Галя, не любит Зину, то кто любит Андрея?

14. Следуя из города А в город В, почтовый поезд останавливался на промежуточных станциях В, F, D, Е, N, L и K, где принимал и выгружал почту. Известно, что за этот рейс почта была перевезена по следующим пунктам следования: ВL, FD, ЕВ, ЕK, NЕ, LК, KF (первая буква – пункт отправления, вторая – пункт получения). Найдите порядок расположения промежуточных станций по маршруту почтового поезда.[4]

15. Мария, Люба, Жанна и Клава – студентки факультета международных отношений МосГУ, увлекаются музыкой и каждая из них играет на каком-либо инструменте, но только на одном: арфе, гитаре, скрипке или фортепиано. Каждая из них учиться на одном из отделений: английского, французского, немецкого или испанского языка. Та из них, которая играет на гитаре, учиться на отделении испанского языка. Люба не играет ни на скрипке, ни на арфе, и не учиться на отделении английского языка. Мария тоже не играет ни на арфе, ни на скрипке, и не учиться на отделении английского языка. Студентка отделения немецкого языка не играет на арфе. А Жанна учиться на отделении французского языка и не играет на скрипке. Кто из студенток на каком инструменте играет, и на каком отделении факультета международных отношений учиться.

Пример:

Различные растения, находящиеся под Солнцем, имеют зеленую окраску. Те же растения, помещенные в темноту, теряют зеленную окраску. Значит… (вывод – причиной зеленой окраски растений является солнечный свет; метод сходства и различия).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО АНАЛОГИИ

Умозаключением по аналогии называется индуктивное умозаключение, в котором на основании сходства двух объектов в некоторых признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.

Схема умозаключения по аналогии:

Объект А имеет признаки а, в, с.

Объект В имеет признаки а, в.

Объект В имеет признак с.

Если говорить об особенностях умозаключения по аналогии, то нужно отметить следующее:

1. Дедуктивное умозаключение, как правило, ведет нас от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности.

Например:

Все классические произведения бесценны (суждение типа А).

Некоторые детективы являются классическими произведениями (суждение типа I).

Некоторые детективы являются бесценными произведениями (суждение типа I).

В данном случае от большей общеутвердительной посылки (Все классические произведения бесценны) с учетом частноутвердительной меньшей посылки (Некоторые детективы являются классическими произведениями) мы перешли к частноутвердительному умозаключению, (Некоторые детективы являются бесценными произведениями), с помощью которого выражено заключение данного простого категорического силлогизма. Более того, для силлогизмов существует правило, согласно которому из двух частных посылок вывод с необходимостью не следует.

2. В индуктивных умозаключениях мы накапливаем знание о частных случаях, об отдельных примерах, какой-либо закономерности
и затем делаем вывод о наличии этой закономерности для всех предметов исследуемой общности, таким образом, значительно расширяя объем нашего знания. Это вполне очевидно при анализе схем умозаключений по полной и неполной индукции.

Однако в практике мышления часто возникает задача регулярного перехода к знанию той же степени общности, например, от единичных суждений к единичным, от частных – к частным и от общих –
к общим. Основание таких умозаключений – сходство предметов, их свойств или отношений, то есть всего того, что может служить объектами нашего познания. Например, аналогия между распространением теплоты и электричества в проводниках дала возможность физику Ому распространить на область электричества уравнения, разработанные Фурье для явлений теплоты.

В основании умозаключений по аналогии лежит понятие сходства.

Сходство – это отношение между объектами, состоящее в наличии у рассматриваемых объектов общих признаков.

Сходство предметов определяется двумя факторами:

1) числом признаков, общих у этих предметов;

2) степенью существенности этих признаков.

Чем больше у предметов общих признаков и чем более они существенны, тем более сходны эти предметы.

Например, предметы «стул» и «письменный стол» имеют много общих признаков. Оба они: а) предметы мебели, б) деревянные, в) имеют четыре ножки, г) имеют плоскую горизонтальную поверхность и т.п. Однако все эти признаки, кроме «быть предметом мебели», являются несущественными. Эти предметы различаются по своим существенным признакам: стул предназначен для сидения, стол – для письма; стул имеет спинку, а стол ее не имеет и т.д. Это означает, что данные стол и стул сходны по преимуществу в несущественных признаках и различаются существенными. Следовательно, нельзя говорить об их сходстве, которое может служить основанием выводов по аналогии.

Аналогия– это недедуктивное умозаключение. Это означает, что выводы из этих умозаключений не являются достоверно истинными даже при истинности посылок, а только вероятно истинными. Вероятность выводов по аналогии низка даже по сравнению с популярной индукцией. Поэтому в науке аналогия редко используется как средство обоснования или доказательства. Роль аналогии в науке – это роль источника догадок, предположений и гипотез.

Наши рекомендации