Оценка правильности, устойчивости и обоснованности измерения

Проблемы разработки детализированных рейтиноговых шкал.

При выборе или разработке шкалы исследователь должен ответить на след. вопросы: (1) определить кол-во категорий в шкале, общее правило при опред. числа категорий 7-+2. При выборе числа категорий учитывается след. факторы: 1.осведомленность об объекте исслед. 2. природа рассматриваемых объектов. 3. способ сбора данных. 4. метод анализа данных. (2) Сбалансированность шкалы – в сбалансир. шкале число положит. и отриц. категорий одинаковое. Все полуоси шкалы должны быть работающими, если это нарушается то разрабатываются несбалансир. шкалы. (3) Четкость или нечеткость категорий в шкале, при нечетном числе категорий центральное положение в шкале занимает нейтральная категория. (4) решение вопроса о наличии пункта – «не знаю». (5) Хар-р и степень вербально описания шкалы, исслед. должен решить выделять ли числами каждую категорию в шкале, либо он выб. только крайние категории. Исследователь должен решить будет ли дана вербальная хар-ка каждой категории.

Оценка правильности, устойчивости и обоснованности измерения.

Измерение – это процедура сравнения объектов по определенным показателям или характеристикам (признакам).

Каждая составляющая процесса измерения может быть источником ошибки, связанной либо с устойчивостью, либо с правильностью, либо с обоснованностью. Однако, как правило, исследователь не в состоянии разделить эти ошибки по источникам их происхождения и поэтому изучает ошибки устойчивости, правильности и обоснованности всего измерительного комплекса в совокупности. При этом правильность (как отсутствие систематических ошибок) и устойчивость информации – элементарные предпосылки надежности. Наличие существенной ошибки в этом отношении уже сводит на нет проверку данных измерения на обоснованность.

При изучении правильности устанавливается общая приемлемость данного способа измерения (шкалы или системы шкал). Непосредственно понятие правильности связано с возможностью учета в результате измерения различного рода систематических ошибок. Систематические ошибки имеют некоторую стабильную природу возникновения: либо они являются постоянными, либо меняются по определенному закону.

Устойчивость характеризует степень совпадения результатов измерения при повторных применениях измерительной процедуры и описывается величиной случайной ошибки. Она определяется постоянством подхода респондента к ответам на одинаковые или подобные вопросы.

В отличие от правильности и устойчивости, которые могут быть измерены достаточно строго и выражены в форме числового показателя, критерии обоснованности определяются либо на основе логических рассуждений, либо на основе косвенных показателей. Обоснованность связана с доказательством того, что измерено вполне определенное заданное свойство объекта, а не некоторое другое, более или менее на него похожее.

29. Разработка анкеты: этапы и правила

Анкета

Анкета (questionnaire), называемая также программой опроса, формой опроса или инструментом измерения, — это формализованный набор вопросов для получения данных от респондентов. Этапы разработки анкеты по Малхотри: (1) опред. цели, задачи, либо формулировки проблемы. (2) подбор и формулирование первонач. вопросов в анкете. Начальные вопросы должны: помочь установить контакт с и заинтересовать респондента, поэтому начальные вопросы должны быть простыми; позволить выявить ур. информированности респондента о предмете исследования. (начальных вопросов 2-3). (3) Группировка списка задач на однородные группы и подбор каждой задаче типа вопроса. Различают след. типы вопросов: - открытый(вопрос без вар. ответов), - структурированные вопросы – вопросы с полным взаимоисключающим перечнем ответов. (4) Опред. словестной формулировки вопроса. Любой вопрос должен четко отражать предмет исслед., а такие отвечают на доп. вопросы: что? кто? где?. (5) определение порядка расположения вопроса для определения порядка ? классиф. на гр: 1) начальные вопросы 2) основные ? анкеты ( ? раскрыв. осн. задачи исслед). 3) классиф. ? (идут следом за основными), к ним относ. ? о соц. демогр. хар-кам. 4) идентификационные ?. (6) Оформление анкеты (должно сод. обращение). (7) Тестирование анкеты – выявление всех неясностей, тестир. проходит на малой выборке 15 человек, принадлеж. ген. совок.

Наши рекомендации