Методические указания к семинарским и практическим занятиям

Форма образовательного процесса, направленная на практическую подготовку - практические занятия, призванные активизировать работу магистров при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Практические занятия используются для выработки умений и навыков, необходимых для практического использования теоретических знаний, полученных при освоении дисциплины.

Практические занятия проходят в групповой форме, участие в групповых занятиях расширяет общий, профессиональный и культурный кругозор, что развивает творческую самостоятельность магистрантов, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью, содействуя выработке практических навыков работы. Практическое занятие является средством контроля за результатами самостоятельной работы магистрантов, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов.

Практические занятия проходят в виде семинара. Для каждого практического занятия разработаны темы и контрольные вопросы, которые представлены в УМК по дисциплине; для подготовки к ним магистрант использует список основной и дополнительной литературы.

На практическом занятии используются формы контроля знаний – устный опрос на вопросы, которые выдаются в начале освоения дисциплины и проверочные тесты, выполнение которых дает возможность самостоятельно проверить и оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы.

Кроме того на практических занятиях магистранты делают доклады по теме своего реферата (если требует программа), доклады и сообщения вызывают вопросы, желание выступить с дополнением или опровержением. Ход обсуждения сообщений на практических занятиях направляется преподавателем, чтобы внимание магистрантов не было отвлечено от того основного, что определено его темой. Но это, ни в какой мере не исключает необходимости в ряде случае рассмотреть возникшие в ходе обсуждения острые и волнующие вопросы. Они имеют большое познавательное и воспитательное значение, хотя и не предусмотрены планом занятия. На практическом занятии проходит представление разработки электронных презентаций по теме дисциплины. Темы для выполнения рефератов выдаются в начале изучения дисциплины, а также представлены в УМК, которые находятся в методическом кабинете на кафедре физиологии человека и животных и валеологии.

Пропущенное практическое занятие должно быть отработанно, при отработке обучающийся полностью сдает теоретический материал по соответствующей теме.

Тестовые задания

ВАРИАНТ 1

1. Выберите правильное определение понятия «регуляция физиологических функций»:

А. - Это совокупность нервных механизмов направленных на поддержание относительного постоянства внутренней среды организма;

Б.- Это совокупность физиологических механизмов обеспечивающих функционирование целостного организма, согласованность его функций в процессе взаимодействия с его окружающей средой;

В.– Это совокупность гуморальных реакций обеспечивающих взаимодействие организма с его окружающей средой.

Г. – Это совокупность местных механизмов, направленных на поддержание гомеостаза.

2.Какой из перечисленных механизмов регуляции физиологических функций эволюционно самый современный?

А. Нервный;

Б. Гуморальный;

В. Местный.

Г. Нейро-гуморальный.

3.Регуляция физиологических функций по принципу отрицательной обратной связи:

А. Способствует возвращению физиологической системы к первоначальному уровню;

Б. Способствует снижению активности окислительных процессов в клетках и тканях;

В. Способствует повышению чувствительности органов-мишеней к гормонам.

Г. Способствует увеличению синтеза гормонов.

4. Какие клетки синтезируют гистамин?

А. Вставочные нейроны спинного мозга;

Б. Секреторные клетки подчелюстной железы;

В. Все соматические клетки.

Г. Только железистые клетки.

5. Какое вещество не относятся к катехоламинам?

А. адреналин;

Б. дофамин;

В. окситоцин.

Г. Норадреналин.

6. Рефлекс – это:

7.Где располагаются центры симпатического отдела вегетативной НС?

А. В передних рогах серого вещества грудного и поясничного отделов спинного мозга;

Б. В передних рогах серого вещества шейного и поясничного отделов спинного мозга;

В. В боковых рогах серого вещества грудного и поясничного отделов спинного мозга.

Г. В боковых рогах серого вещества шейного и грудного отделов спинного мозга.

8. Медиатором парасимпатической вегетативной НС является:

А.Ацетилхолин;

Б. Норадреналин;

В. ГАМК.

Г. Дофамин

9.Под влиянием симпатической вегетативной НС происходит:

А.Расслабление гладкой мускулатуры кишечника;

Б. Сужение зрачка;

В.Снижение ЧСС.

Г. Снижение артерильногодавления

10.Кожа иннервируется:

А. Симпатической вегетативной НС;

Б. Парасимпатической вегетативной НС;

В. Симпатической и парасимпатической НС.

Г. Ни сипатической, ни парасимпатической.

11.Как называется местная регуляция работы сердца, при которой изменяется исходная длина миокардиальных клеток?

А. Гомеометрическая саморегуляция;

Б. Гетерометрическая саморегуляция;

В. Миогенная саморегуляция.

Г. Автоматия

12. Под влиянием тироксина наблюдается:

А. Усиление и учащение сердечных сокращений;

Б. Ослабление и замедление сердечных сокращений;

В. Временная остановка сердца.

Г. Тироксин не оказывает влияния на сердце.

13. С какими структурами сердца вступают в контакт аксоны нейронов симпатического отдела вегетативной НС?

А. С узлами проводящей системы сердца;

Б. Непосредственно с клетками миокарда;

В. Только с мышцами предсердий.

Г. Только с мышцами желудочков.

14. Под влиянием парасимпатических нервов наблюдается:

А. Уменьшение амплитуды сокращений сердца;

Б. Увеличение амплитуды сокращений сердца;

В. Сохранение постоянной амплитуды сокращений сердца.

Г. Они не оказывают влияния на сердце

15. Как называются нейроны дыхательного центра управляющие вдохом?

А. Инспираторные;

Б. Дыхательные;

В. Экспираторные.

Г. Пневмотаксические

16. Как называются рецепторы, расположенные в гладких мышцах трахеи и бронхов, возбуждающиеся при вдохе?

А. Медленно адаптирующиеся рецепторы растяжения легких;

Б. Ирритантные быстро адаптирующиеся механорецепторы;

В. J-рецепторы.

Г. Экспираторные

17. При снижении температуры окружающей среды наблюдается:

А. Увеличение секреции гормонов надпочечников;

Б. Снижение секреции гормонов щитовидной железы;

В. Снижение секреции катехоламинов.

Г. Все выше перечисленное.

18.У каких термочувствительных клеток порог раздражения ниже?

А. Кожные терморецепторы;

Б. Холодовые терморецепторы;

В. Центральные терморецепторы.

Г. Тепловые терморецепторы.

19.В какую стадию стресса наблюдается значительное снижение активности защитных систем организма?

А.Аварийная;

Б. Резистентности;

В.Истощения.

Г. На всех стадиях.

20. Какой отдел вегетативной НС активируется на начальном этапе развития стресс-реакции?

А. Парасимпатическая;

Б. Симпатическая;

В. Парасимпатическая и симпатическая.

Г. Среди представленных вариантов нет правильного.

ВАРИАНТ 2

1.Какой из перечисленных механизмов регуляции физиологических функций является эволюционно самым древним?

А. Нервный;

Б. Гуморальный;

В. Местный.

Г. Нейро-гуморальный

2.Чем отличаются БАВ от гормонов?

А. Ничем;

Б. Местом синтеза и выделения;

В. Отсутствием рецепторов к БАВ.

Г. Механизмом воздействия

3. Какие отделы включает ЦНС?

А. Головной и спинной мозг;

Б. Спинной мозг и нервные сплетения;

В. Чувствительные ганглии и головной мозг.

Г. Симпатический и парасимпатический отделы.

4.Назовите структурные отличия вегетативной НС от соматической.

5. Медиатором симпатической вегетативной НС является:

А. Серотонин;

Б. Дофамин;

В. Норадреналин.

Г. Ацетилхолин

6. Под влиянием парасимпатической вегетативной НС происходит:

А. Увеличение тонуса сосудов;

Б. Расширение зрачка;

В. Активация секреции желез желудка.

Г. Все выше перечисленное.

7. Какой показатель сердечно-сосудистой системы является относительно постоянным?

А. Минутный объем крови;

Б. Сосудистый тонус;

В. Объем циркулирующей крови.

Г. Артериальное давление

8.Сопровождающий сердечно-сосудистый компонент поведенческих реакций формируется:

А. В продолговатом мозге;

Б. В гипоталамусе;

В. В коре больших полушарий.

Г. В ретикулярной формации

9. Вазопрессин обладает:

А. Сосудорасширяющим действием;

Б. Липолитическим действием;

В.Сосудосуживающим действием.

Г. Анаболическим действием

10. При влиянии симпатических нервов на сердце наблюдается:

А. Понижение возбудимости сердечной мышцы;

Б. Неизменность возбудимости сердечной мышцы;

В. Повышение возбудимости сердечной мышцы.

Г. Зависит от ситуации.

11. Где располагается сосудодвигательный центр?

А. В гипоталамусе;

Б. В стволе мозга;

В. В среднем мозге.

Г. В гипофизе

12. Какие функции у дыхательного центра?

А. Двигательная;

Б. Гомеостатическая;

В. Двигательная и гомеостатическая

Г. Экспираторная.

13. Где располагается пневмотаксический центр?

А. В продолговатом мозге;

Б. В варолиевом мосте;

В. В промежуточном мозге.

Г. В гипоталамусе.

14. Где находится центр терморегуляции?

А. В продолговатом мозге;

Б. В варолиевом мосте;

В. В гипоталамусе.

Г. В промежуточном мозге.

15. Какие отделы ЦНС обеспечивают возникновение субьективных температурных ощущений?

А. Продолговатый мозг;

Б. Лимбическая система;

В Ретикулярная формация.

Г. Все выше перечисленное.

16. Какой орган обладает более низкой температурой?

А. Печень;

Б. Сосуды поверхности тела;

В.. Почки.

Г. Мочевой пузырь

17. Дайте определение стресса.

18. Какую ответную реакцию гуморально-гормональной системы вызывают чрезмерные мышечные нагрузки?

А. Гипореактивную;

Б. Нормореактивную;

В. Гиперреактивную.

Г. Никакую.

19.При каком типе ответной реакции гуморально-гормональной системы на стресс проявляется снижение продукции адренокортикальных гормонов?

А. Гипореактивном;

Б. Нормореактивном;

В. Гиперреактивном.

Г. При всех перечисленных

20. Какой отдел ЦНС является связующим звеном между НС и ЖВС?

А. Гипоталамус;

Б. Продолговатый мозг;

В. Варолиев мост.

Г. Кора больших полушарий

Наши рекомендации