Методические указания к семинарским и практическим занятиям

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Процессуальные и организационные вопросы судебно-медицинской экспертизы в Украине

Цель: студенты должны знать основы законодательства Украины об охране здоровья граждан, уголовно - процессуальное законодательство, нормативные акты. регламентирующие проведение и документирование экспертиз, права и обязанности судебно - медицинских экспертов положение о действиях специалиста в области судебной медицины при производстве первоначальных следственных действий, организационное построение бюро СМЭ.

Вопросы к занятию:

1.Организация СМ службы в Украине

2.Правовая регламентация СМЭ

3.Особенности назначения СМЭ

4.Особенности проведения СМЭ

Доклад:

Взаимодействие с судебно-медицинским экспертом сторон уголовного процесса.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: СМ освидетельствование и СМ экспертиза живых лиц

Цель: Изучить особенности и методику освидетельствования и экспертизы живых лиц.

Вопросы к занятию:

1.СМЭ состояний здоровья

2.СМЭ при спорных половых состояниях и половых преступлениях

3.Определение возраста.

4.Идентификация личности

Доклад:Определение степени тяжести телесных повреждений и их значение для квалификации преступлений

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Судебно - медицинская экспертиза вещественных доказательств

Цель:знакомство с организацией, общими правилами проведения судебно-иммунологических, цитологических, медико-криминалистических экспертиз.

Вопросы к занятию:

1.Порядок сбора вещественных доказательств

2.СМ – характеристика крови

3.СМ – характеристика выделений организма

4.СМ – характеристики иных биологических объектов

Доклад:Судебно-медицинская характеристика человеческой спермы

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Судебно - медицинская танатология

Цель: Изучить особенности судебно-медицинской экспертизы и осмотра трупа.

Вопросы к занятию:

1.Особенности СМ - осмотра трупа на месте его обнаружения

2.Ранние и поздние трупные явления

3.СМ признаки наступления смерти

4.Направление трупа на СМ-экспертизу

5.Вопросы, решаемые СМЭ при обнаружении трупа

Доклад:Детоубийство и СМ - особенности смерти новорожденных

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Судебно - медицинская травматология

Цель: Изучить особенности исследования повреждений, причиненных тупыми и острыми предметами.

Вопросы к занятию:

1.Общая СМ-характеристика травматических повреждений

2.Повреждения тупыми предметами

3.Повреждения острыми предметами

4.Вопросы, решаемые СМЭ при наличии травматических повреждений острыми и тупыми предметами

Доклад: СМ- и правовая характеристика спортивных травм

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Отдельные виды травматических повреждений

Цель: Изучить особенности судебно-медицинской экспертизы трупа в случаях смерти вследствие транспортной травмы и падения с высоты. Изучить особенности судебно - медицинской экспертизы трупа в случаях смерти от действия высокой и низкой температур и электричества.

Вопросы к занятию:

1.СМ-признаки травматических повреждений

2.СМ-особенности падения с высоты

3.СМ-особенности транспортной травмы

4.Вопросы, решаемые СМЭ при наличии транспортной травмы и падении с высоты

Доклад:СМ-характеристика производственной травмы

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Огнестрельные повреждения

Цель: Изучить особенности и методику экспертизы огнестрельной травмы.

Вопросы к занятию:

1.СМ-определение вида огнестрельного оружия

2.СМ-определение дальности выстрела

3.Вопросы, решаемые СМЭ при наличии огнестрельных повреждений

Доклад:СМ-характеристика повреждений, вызываемых современным огнестрельным оружием

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Асфиксии

Цель: Изучить особенности судебно-медицинской экспертизы в случаях смерти от асфиксии.

Вопросы к занятию:

1.СМ-признаки и разграничение различных видов асфиксий

2.Определение давности пребывания трупа в воде

3.Вопросы, решаемые СМЭ при различных видах асфиксий

4.Вопросы, решаемые СМЭ при утоплении и смерти в воде

Доклад:Асфиксия в замкнутых пространствах

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: Судебно - медицинская экспертиза повреждений, вызванных воздействием

Тема: Судебная психиатрия

Цель: особенности посттравматического поражения головного мозга, влияние на поведенческое настроение. Особенности построения выводов.

Вопросы к занятию:

1.Процессуальные и организационные вопросы судебно-психиатрической экспертизы.

2.СМ критерии вменяемости и невменяемости

3.СМ критерии дееспособности и недееспособности

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

Тема: Судебная психиатрия

Цель: особенности посттравматического поражения головного мозга, влияние на поведенческое настроение. Особенности построения выводов.

Вопросы к занятию:

1.Причины психических заболеваний.

2.Течение психических заболеваний.

3.Основные симптомы и синдромы психических болезней.

Доклад:Воздействие алкоголя на психику человека

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Значимость самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом, в котором предусмотрено выделение значительного объема внеаудиторной, т.е. самостоятельной работы. Исходя из этого, учебным и рабочим учебным планом определяется общий объем часов самостоятельной работы по конкретным учебным дисциплинам, в том числе и по «Судебной медицине и психиатрии». Поэтому при составлении не только программы, но и в целом учебно-методического комплекса по данной учебной дисциплине общий объем часов самостоятельной работы распределяется по темам курса для внеаудиторного изучения студентами программного материала.

В теории педагогики самостоятельная работа выделяется как одна из четырех основных форм учебной деятельности. Вместе с тем, реализация этой формы учебной деятельности возможна только при соблюдении ряда условий, наиболее значимыми из которых являются наличие мотивации и базовых учебных навыков самостоятельной работы студентов и эффективная организация их деятельности преподавателем.

Самостоятельная работа – это планируемая учебная и научная работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией учебной дисциплины, ее учебно-методическим обеспечением.

Каким бы квалифицированным и опытным ни был преподаватель, он лишь определенным образом организует и направляет познавательную деятельность студентов. Однако познание осуществляет сам студент и эту работу за него никто выполнить не может. Поэтому ее эффективность в первую очередь зависит от собственной познавательной деятельности студента.

Индивидуальный поиск знаний является самой характерной чертой студентов, а весь процесс обучения в учебном заведении – это, в конечном счете, эффективно организованная самостоятельная работа студентов. И в этой связи самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса, главным методом глубокого изучения и усвоения учебного материала. При этом самостоятельная работа студентов осуществляется на всех видах учебных занятий (лекции, семинарские и практические занятия) под руководством преподавателя.

Самостоятельная работа студентов способствует формированию культуры их умственного труда, а также необходимых навыков и умений, в конечном счете, является определяющим фактором в достижении положительных результатов обучения. Она развивает у студентов организованность, дисциплинированность, инициативу, волю, вырабатывает умение анализировать факты и явления, приучает к самостоятельному мышлению. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что самостоятельная работа служит главным средством превращения полученных знаний в убеждения и навыки. Из этого вытекает, что одной из основных задач преподавателя является не только вооружить студентов суммой определенных знаний, но научить их работать самостоятельно.

Современное развитие информационных технологий качественно влияет на все стороны общественной жизни, включая правовое образование. При изучении юридических дисциплин студенты приобретают навыки будущей работы в качестве профессионального юриста.

Одним из главных качеств современного юриста является его способность к аналитической работе с большим объемом информации. Динамическое развитие правовой системы Украины на всех уровнях, требует от юриста умения постоянно обновлять свои знания, актуализировать их на конкретный момент принятия того или иного решения, оперативно находить и анализировать последние изменения в законодательстве, знать обстоятельства и условия их появления, быть в курсе политической и социально-экономической жизни в стране.

Общие методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов

Организация самостоятельной работы студентов – актуальна. Результативность самостоятельной работы зависит от многих составляющих. Поэтому процесс организации самостоятельной работы должен содержать следующие структурные компоненты:

1. Мотивационный– показ практической значимости учебной деятельности и результатов труда.

2. Содержательный– выделение дидактических единиц для самостоятельного изучения, актуализация уже имеющихся знаний.

3. Процессуальный– подбор и определение действий, ведущих к достижению результатов.

4. Обучающий –педагогически обоснованная помощь преподавателя - конкретизация, постановка наводящих вопросов, консультации.

Остановимся на характеристике процессуального компонента организации внеаудиторной работы. Самостоятельная работа по изучению учебной дисциплины будет только в том случае эффективной, если она будет:

· носить плановый характер на всех уровнях;

· иметь системный и организованный характер;

· иметь необходимое методическое обеспечение;

· контролироваться на всех уровнях;

· иметь критерии оценки;

· дифференцированной и вариативной;

· иметь форму отчетности.

Следует помнить и понимать, что только хорошо организованная самостоятельная работа студентов будет способствовать подготовке выпускника, отвечающего требованиям государственных образовательных стандартов не только к уровню их подготовки по учебной дисциплине, но и к уровню общей образованности.

Самостоятельная работа является важным дополнением к аудиторным занятиям и дополняет их.

Можно выделить следующие цели применения самостоятельной учебной деятельности студентов:

1) оптимизация процесса обучения с точки зрения экономии аудиторного учебного времени;

2) актуализация и активизация поиска новых знаний;

3) развитие творческого характера образования;

4) повышение качества усвоения учебной программы.

Готовность студентов к самостоятельной деятельности по изучению учебной дисциплины определяется:

1) наличием базовых учебных навыков самостоятельной работы;

2) наличием навыков работы с нормативно-правовыми документами, словарями и справочной литературой;

3) умением работать с компьютерным программным обеспечением и Интернетом;

4) приобретение навыков работы с учебниками, учебно-методическими пособиями.

Возможности очень быстрого распространения правовой и социально-политической информации посредством современных информационных технологий и, прежде всего, сети Интернет, должны осваиваться и использоваться студентами уже с первых курсов обучения.

Что может дать Интернет при изучении «Судебной медицины и психиатрии»:

1. Использовать международно-правовой опыт деятельности в познании исторического, научного развития национального законодательства, правовых систем и правовых семей на правовой карте мира.

2. Доступ к правовой информации.

3. Доступ к научной информации, в том числе о проходящих научных конференциях, семинарах, симпозиумах по праву вообще и в области судебной медицины и психиатрии.

Украинский и российский сегменты сети Интернет содержит большое количество информационных ресурсов, посвященных право­вой тематике (в данном случае речь не идет о базах данных рефератов весьма сомнительного качества). Их количество постоянно растет. Для поиска научной правовой информации можно пользоваться наиболее известными поисковыми системами типа Яндекса (www.yandex.ru), ба­зами данных на них (например, www.rambler.ru/db/law), специализиро­ванными правовыми каталогами (www.pravopoliten.ru), отдельными online-библиотеками, как правовыми («ЮрЦентр»-http://text.jurcenter.ru, «Юридический Клуб» - http://lawyerclub. kodeks.net, портал «Law Firm» - www.lawfirm.ru,«Обра­зовательный юридический портал»- http://law.edu.ru) и т.д.

В процессе обучения и работы над изучением «Судебной медицины и психиатрии» следует выделить четыре разновидности самостоятельной работы студента. Каждая из них отличается спецификой целенаправленности и планирования:

1) постановка цели и планирование предстоящей деятельности студента осуществляется с помощью преподавателя;

2) постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется студентом самостоятельно;

3) постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется студентом самостоятельно в рамках представленного преподавателем задания;

4) работа выполняется студентом по собственной инициативе; он без помощи преподавателя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.

Важнейшим средством формирования у студента всех перечисленных разновидностей самостоятельной познавательной деятельности является выполнение им различных видов самостоятельных работ, которые построены с учетом внутри дисциплинарных и междисциплинарных связей изучаемого материала.

К основным видам внеаудиторной самостоятельной работы студентов можно отнести:

1. Выполнение домашних практических заданий.

2. Работа над терминами.

3. Выполнение тестовых заданий.

4. Решение ситуационных задач.

5. Составление категориального (понятийного) словаря.

Наиболее простой вид самостоятельной работы - выполнение домашних практических заданий. Выполнение практических заданий контролируется непосредственно на занятиях во время, отведенное на опрос. Положительными сторонами этого вида самостоятельной работы являются ее регулярность и возможность накопления оценок для более объективной оценки знаний студентов. Желающие могут давать ответы в специально заведенных для этой цели тетрадях, если не могут отвечать устно.

Работа над терминами заключается в освоении правовых терминов, ознакомлении с понятиями и категориями, взятыми из словарей, справочников, нормативно-правовых актов, лекционных материалов. Контроль этого вида самостоятельной работы осуществляется при помощи тестового опроса после изучения каждого раздела рабочей программы.

Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы является её индивидуальный характер и постепенное усложнение. С этой целью преподавателем составляются индивидуальные тестовые задания в целом по курсу дисциплины. Работа с ними предполагает поиск ответов не только в учебной литературе, но и в нормативно-правовых актах международного и национального права. В современных условиях компьютеризации можно использовать компьютерное тестирование для проверки качества усвоения учебного материала в области сравнительного правоведения.

Задания выдаются в начале изучения курса, а контроль осуществляется на последних занятиях. В течение семестра преподаватель контролирует ход выполнения самостоятельной работы на консультациях, где также дает рекомендации по поиску первоисточников. Таким образом, осуществляется самостоятельное и более детальное ознакомление студентов с учебно-методическим, научным материалом.

Решение ситуационных задач преследует цель практического применения теоретических положений дисциплины и содержания нормативных актов. Выполнение этого задания предполагает работу студента с нормативно-правовыми актами и литературными источниками, последующее обобщение и систематизацию материала.

Ответы на вопросы, поставленные в задачах (в контрольных заданиях студентов заочной формы обучения), должны объясняться и обосновываться в соответствии с базовыми источниками.

Составление словаря категориального (понятийного) аппарата позволяет обогатить свою память и знания новой научной терминологией и ее происхождением с целью использования не только в перспективной научно-исследовательской деятельности, но и в правоприменительной практике.

Критериями оценки ответа являются полнота и правильность представленных на проверку материалов, умение логично, кратко и аргументировано излагать существующие точки зрения и собственную позицию, формулировать выводы.

Помимо перечисленных, следует назвать такиевиды самостоятельной работы студентов, как:

1. Конспектирование лекций и ответов на выносимые планами семинарских занятий вопросов;

2. Конспектирование по отдельным темам курса, как в целом монографий, так и отдельных ее глав и разделов, а также журнальных статей;

3. Реферирование научной литературы по отдельным темам курса и по вопросам семинарских занятий по заданию преподавателя;

4. Подготовка докладов и научных сообщений по вопросам, выносимым на семинарское занятие;

5. Работа с электронной библиотекой и использование информационных систем;

6. Сбор материалов для написания контрольных заданий и их написание;

7. Составление комментариев по отдельным международно-правовым и внутригосударственным источникам;

8. Участие в работе студенческих и научных конференциях;

9. Участие в конкурсах на лучшее контрольное задание, а также на лучший научный доклад или сообщение;

10. Участие в викторинах;

11. Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов;

12. Групповые и индивидуальные консультации;

13. Написание рефератов, докладов, фиксированных выступлений по отдельным проблемам «Судебной медицины и психиатрии».

Указанные виды для организации самостоятельной работы студентов предлагаются преподавателем с учетом сложности изучаемых тем и разделов учебной дисциплины. На их выбор также оказывают влияние не только опыт преподавательской работы, но и степень подготовленности студентов.

Лекция является наиболее важной формой учебного процесса. Ей принадлежит особая роль в повышении эффективности самостоятельной работы студентов, именно на лекции преподаватель организует и направляет весь учебный процесс по соответствующей учебной дисциплине.

Лекция продолжает сохранять роль основного логического звена во всем образовательном процессе. Но традиционная лекция по отдельным темам может быть преобразована и зависит это от того, студентам какой формы обучения она будет предложена. Если это очное обучение, то можно применить "лекцию-обсуждение", а если это студенты заочной формы обучения, то это "лекция - схема". Применение различных видов лекций придает колорит учебному процессу и побуждает студентов самостоятельно изучить предложенный материал.

Применение "лекции - обсуждение" позволяет достичь следующих целей:

- побудить студентов к самостоятельной работе над будущим лекционным материалом по учебникам и учебным пособиям, периодической литературе;

- выработать навыки логического мышления и схематизации экономических процессов и явлений вместо навыков конспектирования готового знания;

- приобщать студентов к коллективной творческой работе.

Предварительно преподаватель объявляет тему лекции и выдает обязательный перечень вопросов, которые необходимо будет проработать. Также можно порекомендовать литературу, которой студенты воспользуются при подготовке ответов. Студенты, имея вопросы должны самостоятельно изучить предложенный материал и подготовить ответы на поставленные вопросы. Ответы должны быть краткими и обоснованными. Для наглядности и подтверждения своих доводов можно использовать схемы, графики, рисунки, таблицы, т.е. при ответе используется любой материал, который поможет в полном объеме представить предложенную тему.

Перед началом занятия студенты готовят наглядный материал для своего выступления. В процессе изложения доклада или после него студенты могут задать вопросы, которые у них появились во время прослушивания предложенной темы. Если вывод сделан не верный, то проводится дальнейшее обсуждение, и по его результатам группа делает правильный вывод, который является представлением их единой точки зрения. После этого производятся записи в тетрадях. Роль преподавателя в данном процессе сводится к фиксированию различных точек зрения и проведению анализа выступлений и подведение итогов.

Применение "лекции - обсуждение" дает возможность студентам в процессе поиска, получения и осмысления дополнительной информации лучше усвоить теоретический материал; поможет сформировать навыки сопоставления различных точек зрения; принимать профессиональные решения по различным правовым проблемам.

"Лекция-схема" предназначена студентам заочной формы обучения, т.к. у них ограничено время аудиторной работы. Для более эффективного использования учебного времени студентам предлагается раздаточный материал или применяются мультимедиа проекторы для демонстрации схем, графиков, таблиц по предложенной теме лекции.

Применение мультимедиа слайдов предполагает наличие данной техники. Если же ее нет, то возможно использование схем-лекций в качестве раздаточного материала на бумажном носителе. Применяя их, преподаватель сможет высвободить время для пояснения материала, а у студента отпадает необходимость переносить схемы и графики в тетрадь.

Следовательно, целью применения схем-лекций является:

- интенсификация образовательного процесса студентов заочной формы обучения;

- обучение навыкам работы со схемами-лекциями и использование их для дальнейшего изучения материала по предложенной теме.

Достижению данной цели способствует реализация следующих задач:

- предоставление наглядного материала по изучаемой проблеме;

- развитие познавательно-поисковой деятельности студентами по изучаемой дисциплине.

Перед началом занятий студентам раздаются учебно-методические разработки или материал лекции или они предварительно приобретаются на кафедре. Текст лекции содержит: наименование темы лекции, ее план, далее идет краткое изложение вопросов лекции в виде схем, вывод по данной теме, а также список литературы, использованной при подготовке лекции.

В процессе изложения лекции преподавателем студенты обращаются к раздаточному материалу и делают необходимые поясняющие записи. При этом у них остается время для того, чтобы задать возникшие в процессе лекции вопросы.

Применение таких лекций-схем при подготовке к экзамену, даст возможность студенту быстро восстановить в памяти материал лекции и, обратившись к прилагаемому списку литературы и просмотрев предложенный материал, он лучше усвоит теорию. Это гарантирует ему успешную сдачу итоговую форму контроля (экзамен, зачет) и получить дополнительные знания по дисциплине.

Схемы-лекции можно использовать не только при изложении лекции на определенную тему, но также имеет смысл составить сборник таких лекций по темам, которые предусмотрены учебным планом. От умения преподавателя побудить интерес у студентов к изучаемой дисциплине зависит и их стремление углубить свои знания в ходе самостоятельной работы.

В современных условиях меняется характер лекции в связи с переходом от информативного к проблемно-методологическому изложению материала. Проблемное чтение лекций формирует у студентов стремление к знаниям, познавательную активность и мыслительную самостоятельность, что способствует глубокому и всестороннему изучению юридических дисциплин. В связи с этим проблемное обучение требует от преподавателя и от студентов большого творческого труда.

В ходе проблемной лекции преподаватель должен показать образец научного анализа проблемы, стимулировать студентов к участию в обсуждении проблемы на семинарских занятиях. Для создания проблемной ситуации на семинарском занятии следует ознакомить студентов с историей возникновения научной проблемы, разработкой ее отдельных аспектов в юридической литературе, сопоставить различные научные концепции, показать свое отношение к данной проблеме, выслушать и объективно оценить точки зрения студентов по спорным проблемам темы.

Семинарские и практические занятия. В ходе их проведения преподаватель может не только оценить качество самостоятельной работы, но и наметить пути улучшения. Семинарское занятие является коллективной формой обсуждения подготовленных по указанию и под руководством преподавателя сообщений, рефератов, докладов по определенной теме или разделу программы.

Семинарские занятия позволяют адаптироваться в группе, обмениваться информацией, устраивать дискуссии, формулировать собственное видение проблемы, ясно и убедительно излагать мысли.

Студенты на семинарском занятии должны соблюдать общепризнанные правила:

- на семинаре говори, а не читай материал подготовленного ответа;

- ответ должен быть четким и обоснованным;

- быстро включайся в обсуждение поставленных вопросов;

- слушай и оценивай ответ сокурсника и т.д.

Эти правила позволяют формировать у студента умение самостоятельно работать (отбирать источники информации, готовить выступление).

В планах семинарских занятий приводится довольно объемный перечень рекомендуемой литературы. Но это не означает, что студент обязан прочитать ее всю, хотя к этому нужно стремиться. Студент должен выбрать то, что считает необходимым и более доступным.

Практические занятия - это такие же групповые занятия со студентами под руководством преподавателя, на которых проводятся сопоставления, сравнения, различные расчеты, эксперименты и др., нередко, с применением компьютеров.

Семинарские и практические занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме:

- изучение учебной и дополнительной литературы;

- ознакомление с законодательными и нормативными актами международного характера и Украины.

Кроме того, студенты могут проконсультироваться с преподавателем по тому или иному вопросу, поскольку у преподавателя может быть своя точка зрения на те или иные проблемные ситуации.

К методам обучения, активизирующим учебный процесс, относятся деловые (ролевые) игры. Особое значение имеют учебные деловые игры, которые являются эффективной формой практического обучения будущих юристов, способствующей формированию практических навыков и умений, развитию творческого мышления.

Важное место в руководстве самостоятельной работы студентов занимают групповые и индивидуальные консультации.

Формы самостоятельной работы студентов

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА И ПСИХИАТРИЯ»

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тема 1. Процессуальные и организационные вопросы судебно - медицинской экспертизы в Украине.

Вопросы для отработки темы:

1.Организация СМ службы в Украине

2.Правовая регламентация СМЭ

3.Особенности назначения СМЭ

4.Особенности проведения СМЭ

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие, предмет, задачи, структура СМ

2. Организация СМ службы в Украине

3.Виды СМЭ

4.Права и обязанности эксперта

5.Правовая регламентация СМЭ

Тестовые задания:

1. Суд-мед экспертиза, в соответствии с УПК обязательно назначается:

a) для определения рода насильственной смерти

b) установления причины смерти

c) установление характера и степени тяжести телесных повреждений

d) при половых преступлениях

e) для установления возраста

2. При проведении экспертизы эксперт обязан:

a) явиться по вызову следователя, прокуратуры, суда

b) проконсультироваться с адвокатом

c) дать правильное заключение на поставленные вопросы

d) изучить уголовно-процессуалъный кодекс

e) соблюдать следственную тайну

3. Суд-мед экспертиза в Украине организована по принципу:

a) территориальности

b) судовых списков

c) инстанционности

d) приказов мин. здрава

4. Суд-мед экспертиза входит в систему органов здравоохранения:

a) да

b) нет

5. Учреждением, в котором проводится суд-мед экспертиза, является:

a) лаборатория

b) медико-криминалистические отделы

c) бюро суд-мед экспертизы

d) юридические НИИ

e) криминалистические отделы

Тема 8. Асфиксии

Вопросы для отработки темы:

1.СМ-признаки и разграничение различных видов асфиксий

2.Определение давности пребывания трупа в воде

3.Вопросы, решаемые СМЭ при различных видах асфиксий

4.Вопросы, решаемые СМЭ при утоплении и смерти в воде

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие и СМ- классификация асфиксий

2.Странгуляционные асфиксии

3.Обтурационные асфиксии

4.Компрессионные асфиксии

5.Утопление и смерть в воде

Тестовые задания:

1. В прижизненном течении асфиксии последовательно выделяют такие стадии:

a) децеребрационная регидностъ

b) терминальное дыхание

c) кратковременный покой

d) остановка дыхания и сердца

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические указания к семинарским и практическим занятиям

Планы и задания к семинарским и практическим занятиям по учебной дисциплине "Судебная медицина и психиатрия" для студентов 4 курса вечерней и 5 курса заочной форм обучения Экономико-правового факультета НУ «ОЮА» являются составной частью программы курса. Цель планов и заданий - оказать помощь студентам по обеспечению более глубокого усвоения теоретического материала, полученного ими в ходе прослушивания лекций, при самостоятельном изучении ими нормативного материала и рекомендованной литературы.

Планы семинарских и практических занятий и заданий к ним по своему содержанию соответствуют потребностям практической деятельности органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры, адвокатуры, суда. Указанные виды учебных занятий охватывают основные вопросы судебной медицины ипсихиатрии и по своей методике позволяют преподавателю и студентам, по выбору более гибко с учетом максимальных возможностей использовать учебное время для закрепления теоретических знаний в ходе семинаров и практических занятий.

На семинарских занятиях детально изучаются основные проблем­ные вопросы курса. До семинарского и практического занятий студентам необходимо ознакомиться с основной ли- тературой, рекомендуемой по каждой те­ме, и дополнительными источниками.

Оценка уровня и качества овладения теоретическими зна- ниями и практическими навыками работы в процессе семинар- ских и практичес­ких занятий осуществляется по пятибалльной системе, регистрирует­ся в соответствующем журнале и учитыва- ется при итоговом контроле. Задания для практических занятий и самостоятельной подготовки студентов выполняются в тетради-практикуме, которая представляет­ся для итогового контроля.

Одной из форм индивидуальной подготовки студентов является подготовка и защита докладов, фиксированных выступ- лений и рефератов. Тема доклада избирается студентом по согласованию с преподавателем по одному из наиболее актуаль-ных вопросов семинарского занятия и обсуждается в процессе проведения занятия. После проведения занятия доклад пред- ставляется преподавателю в письменном виде, оформленным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям. Наиболее интересные доклады могут быть рекомендованы кафедрой к опубликованию в научных изданиях университета.

В случае, если студент по тем или иным причинам пропус- тил семинарское или практическое занятия, либо был неудовлет- ворительно аттестован на них, по каждой теме он обязан в течении семестра представить преподавателю конспекты лекций, семинарских и практических занятий с проведением собеседо -вания по пропущенным или неудовлетворительно аттестованным учебным занятиям. Оценка отработанного материала производи- тся по пятибалльной системе вне учебных занятий на кафедре.

Студенты, которые своевременно не отработали образовавшиеся текущие задолженности к итоговым семестровым формам контроля не допускаются..

В целях углубленного изучения материала рекомендуется пред­варительно изучить конспект лекций по изучаемой теме, а затем не менее двух учебников или иной основной литературы, названной к каждой теме. По возможности целесообразно ознакомиться с соот­ветствующим материалом в других учебниках по уголовному праву последних лет изданий. В этой связи, следует обратить внимание на освещение всех вопросов итогового контроля знаний и рабочей програм­мы, в пределах изучаемой темы.

Как показывает опыт, оправдывает себя практика конспек тиро­вания материала, который не был охвачен лекцией, по вопросам как семинарского занятия (заданиям для самостоятель- ной подготовки), так и итогового контроля знаний. Это окажет помощь (значительно сократит время) при подготовке к зачету или экзамену, защите ре­ферата, курсовой или дипломной работы. Высокой профессиональной подготовки студенты могут добиться лишь тогда, когда они ознакомятся с проблемными вопросами уголов­но-правовой теории и практики. Этому способствует изучение допол­нительной литературы. Она должна использоваться студентами, преж­де всего при подготовке к семинарским и практическим занятиям, выполнении заданий в процессе самостоятельной подготовки. Указан­ных литературных источников, как правило, бывает достаточно для написания реферата. Они могут быть использованы в качестве основ­ных источников и при написании реферата, доклада или дипломной работы.

После изучения учебной программы курса, рекомендуемой основ­ной и дополнительной литературы и написания краткого конспекта этого материала по вопросам итогового контроля знаний в пределах темы занятия целесообразно при подготовке к семинарскому занятию составить схему или план ответа на каждый из вопросов занятия с отражением узловых моментов (дефиниций, классификаций и пр.). Применение цветных фломастеров (паст), соподчиненное подчеркива­ние либо схематичное или табличное изложение сути поможет после­довательно, логически обоснованно и правильно ответить на основ­н

Наши рекомендации