Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям

Факультет Национальной и мировой экономики

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры Региональной экономики и природопользования «_____»_________________2011 г. Протокол №__ Зав. кафедрой_________ С.Г. Тяглов   УТВЕРЖДАЮ Декан факультета д.э.н., профессор   _________ В.М. Джуха «_____»_________________2011 г.  

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

цикла Б3 Профессиональный цикл

направления 080100 «Экономика»

профиль 08010001 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогообложение», 08010006 «Статистика»

Составитель

к.м.н., доцент Т.А. Хван

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая программа учебной дисциплины
2. Краткое изложение программного материала (краткий курс лекций)  
3. Методические указания: - по подготовке к семинарским и практическим занятиям  
- по выполнению рефератов
- по выполнению контрольной работы (домашнего задания)
4. Контроль знаний
- тестовые вопросы для контроля знаний, подготовки к зачету
- перечень вопросов к зачету по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»  
- перечень вопросов для стартового рейтинга по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»  
- примерные задания для стартового рейтинга
- образец билета по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
5. Сведения о ППС
6. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе  
7. Дополнительный материал
- список основных общепринятых сокращений
- глоссарий

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Утверждаю
Проректор по учебно-методической работе
Маслова Н.П. _______
«___» _______ 2011г.
 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

________«Безопасность жизнедеятельности»________

(указывается наименование дисциплины (модуля))

Направление подготовки

________________080100 «Экономика»_________________

(указывается код и наименование направления подготовки)

Профиль подготовки

08010001 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогообложение», 08010006 «Статистика»

(указывается код и наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень)

____Бакалавр___

Ростов-на-Дону

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.5 «Безопасность жизнедеятельности»

(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)

НАПРАВЛЕНИЕ

080100 «Экономика»

(код) (наименование)

ПРОФИЛЬ

08010001 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогообложение», 08010006 «Статистика»

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ Национальной и мировой экономики
КАФЕДРА Региональной экономики и природопользования

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ФГОС уч. план Очная форма Заочная форма
  4г 00м 5г 00м 3г 06м 2г 06м
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
- лекций, по семестрам
1 сем. 1 курс 1 курс 1 курс
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам        
       
- практические занятия, по семестрам
1 сем. 1 курс 1 курс 1 курс
В интерактивной форме, час      
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:
- контрольные работы по семестрам   1 курс 1 курс 1 курс
- курсовые работы по семестрам        
- курсовые проекты по семестрам        
- др. виды работы по семестрам      
Зачеты, по семестрам 1 сем. 1 курс 1 курс 1 курс
Экзамены, по семестрам        
Всего ЗЕТ по учебному плану  

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) бакалавр) утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009г. №747; Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 080100 «Экономика» профили 08010001 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогообложение», 08010006 «Статистика» одобрены Ученым советом вуза 28.02.2011г. протокол №6

Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)

АВТОР      
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой Региональной экономики и природопользования      
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Методическим советом направления      
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Учебно-методическим управлением      
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы во всех сферах человеческой деятельности, разрабатывать методы и средства защиты человека путем снижения опасных и вредных факторов до приемлемых (нормативных) значений, осуществлять меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени. Таким образом, БЖД – это область научных знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. БЖД – качественно новая дисциплина, интегрирующая в себе не только современные достижения охраны труда, гражданской обороны, охраны окружающей среды, производственной санитарии, но и таких наук как психология, эргономика, гигиена, теория надежности, статистика, акустика и многие другие. Задача БЖД – обеспечение комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях их жизни и нормативно-допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни человека. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей из-за снижения травматизма, заболеваемости, смертности и т.д. Объектом изучения БЖД является комплекс негативно действующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания». БЖД рассматривает безопасность человека в производственной, бытовой, окружающей среде, а также при ЧС мирного и военного времени. Основная аксиома БЖД гласит: любая деятельность человека потенциально опасна, из чего следует, что при любой деятельности сохраняется возможность воздействия на человека неблагоприятных и даже несовместимых с жизнью факторов. В процессе изучения дисциплины БЖД рассматриваются: современные состояния и негативные факторы среды обитания; принципы безопасности взаимодействия человека со средой обитания; анатомо-физиологические механизмы воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники; методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в ЧС; мероприятия по защите населения и производственного персонала объектов экономики в ЧС и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, оказание первой помощи при ЧС мирного и военного времени. Специалист должен уметь: проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий в соответствии с нормативными требованиями; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в ЧС и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Дисциплина БЖД изучается в соответствии с государственным образовательным стандартом 1995 г., программой по «Безопасности жизнедеятельности» 1995 г., а также в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 г. (Постановление Правительства РФ № 1098 от 29.09.1999 г.)». Тематический план включает теоретические, практические и семинарские занятия. Для лучшего усвоения программного материала студенты используют рекомендованную преподавателями основную и дополнительную литературу, готовят рефераты, доклады, участвуют в ежегодных международных студенческих конференциях. По вопросам, составленным преподавателем, студенты готовятся к контрольным работам, семинарским занятиям, зачетам, экзаменам. Дисциплина БЖД направлена на повышение гуманитарной подготовки и формирование экологического менталитета выпускников экономических вузов и является одним из этапов формирования специалистов разного профиля. Студенты высших учебных заведений знакомятся с проблемами обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных аспектах – в зависимости от конкретных задач, которые будут решаться будущими специалистами. Студенты обучаются правилам поведения и основным способам защиты в ЧС, приемам оказания первой помощи пострадавшим, способам само- и взаимопомощи, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты с целью предупреждения поражения населения, максимального снижения степени воздействия поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени. В настоящее время идет речь о непрерывном обучении по дисциплине Безопасность жизнедеятельности для постепенного формирования у студентов и затем современных бакалавров осознания результатов собственной деятельности (прогресс науки, техники, экономики, использование различных видов энергий и т.д.) в плане воздействия этих факторов на среду обитания самого человека. Нравственное и общекультурное развитие человечества не должно отставать от темпов научно-технического прогресса. Это является важнейшим залогом безопасности жизнедеятельности.

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать основные виды негативных факторов среды обитания и последствия их воздействия на человека, правила поведения и основные способы защиты в ЧС, приемы оказания первой помощи пострадавшим, способы само- и взаимопомощи, правила пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты с целью предупреждения поражения населения, максимального снижения степени воздействия поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
Студент должен уметь проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий в соответствии с нормативными требованиями; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в ЧС и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Студент должен иметь представление о проблемах обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных аспектах – в зависимости от конкретных задач, которые будут решаться будущими специалистами.
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра экономики: - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); - владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экология Концепции современного естествознания

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
1-4 - Модуль 1 «Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»».    
1-2 - Лекция. Введение в дисциплину. Цель, задачи, основные понятия. Классификация опасных и вредных факторов производственной, бытовой и окружающей среды. Понятие «риск», «приемлемый риск», «опасные (ОС)», «чрезвычайные» (ЧС), «экстремальные ситуации» (ЭС). Структура дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Формирование понятия – «среда обитания». М, Д, Э ОК-15
3-4 - Лекция. Естественные механизмы защиты человека от опасных и вредных факторов, возникшие в результате эволюции при нарастании давления факторов естественного отбора (реактивность, высшая нервная деятельность, анализаторы, иммунитет и др.). Понятие о работоспособности и воздействие на организм человека факторов тяжести и напряженности труда. Реакция на факторы труда (формирование динамического стереотипа, утомление, переутомление). М, Д, Э ОК-15
5-8 - Модуль 2 «Воздействие негативных физических, химических, биологических и психофизиологических факторов на человека и среду обитания».    
5-6 - Лекция. Характеристика естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Ультразвук. Действие электрического тока на организм человека. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека. М, Д, Э ОК-15
7-8 - Лекция. Химические факторы среды обитания - естественные и антропогенные. Понятие о биогеохимических провинциях и причинах их формирования; геохимические заболевания. Источники загрязнения окружающей среды антропогенными химическими факторами. Понятие о нормировании опасных и вредных факторов: ПДК, ПДУ, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ДОК и т.д. М, Д, Э ОК-15
9-14 - Модуль 3 «Основы безопасности в окружающей среде. Экономические аспекты безопасности».    
9-10 - Лекция. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы и их классификация; понятие об ограничивающих факторах; экологическая валентность. Особенности человека, как биологического вида, имеющего всесветное распространение. Учение о биосфере. Основные функции биосферы. Человек как часть биосферы, его роль в её преобразовании и воздействие этих преобразований на самого человека. М, Д, Э ОК-15
11-12 - Лекция. Понятие об адаптации и акклиматизации; адаптивные типы людей; роль акклиматизации в сохранении здоровья и работоспособности человека; понятие о едином интегральном критерии качества среды обитания. Антропоэкологические системы, их характеристика, виды антропоэкологических систем. М, Д, Э ОК-15
13-14 - Лекция. Особенности техногенных систем как среды обитания человека. Региональные особенности формирования антропоэкологических систем и совокупности вредных факторов. Основы повышения безопасности среды обитания. Экобиозащитные мероприятия. Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические вопросы безопасности. Экономические последствия и материальные затраты общества от увеличения риска во всех сферах жизнедеятельности. М, Д, Э ОК-15
15-18 Модуль 4 «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях».    
15-16 Лекция. Понятие о чрезвычайных ситуациях. Классификация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Терроризм, методы борьбы и защита населения. Поражающие факторы современных видов вооружения и оружия массового поражения. Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). М, Д, Э ОК-15
17-18 Лекция. Организация ликвидации последствий ЧС. Первая медицинская помощь населению в очагах чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Цели, способы, задачи и объём первой медицинской помощи в различных ситуациях, возникающих в очагах чрезвычайных ситуаций. М, Д, Э ОК-15
      Практические занятия /семинары    
1-4 Модуль 1 «Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»».    
1-2 - Семинарское занятие. Введение в дисциплину. Цель, задачи, основные понятия. Понятие «среда обитания». Классификация опасных и вредных факторов. Интегральные показатели безопасности жизнедеятельности, качества среды обитания. Аксиома о потенциальной опасности и ее сущность. Понятия: опасность, опасные ситуации, чрезвычайные ситуации, экстремальные ситуации, опасные зоны. Количественная оценка опасности; риск, приемлемый риск, методы оценки риска, принятые в международной практике. Э, ПБ, И ОК-15
3-4 Семинарское занятие. Анатомо-физиологические механизмы обеспечения безопасности и защиты человека от негативных воздействий: реактивность, нервная система, условные и безусловные рефлексы, анализаторы, первая и вторая сигнальная система, иммунитет. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Понятие о работоспособности, динамика работоспособности, динамический стереотип. Утомление и переутомление. Э, ПБ, И ОК-15
5-8 Модуль 2 «Воздействие негативных физических, химических, биологических и психофизиологических факторов на человека и среду обитания».    
5-6 Практическое занятие. Оценка естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Действие электрического тока на организм человека. Первая медицинская помощь при поражениях электрическим током. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека. Э, ПБ, И ОК-7, ОК-15
7-8 - Семинарское занятие. Химические факторы среды обитания - естественные и антропогенные. Понятие о биогеохимических провинциях и причинах их формирования; геохимические заболевания. Источники загрязнения окружающей среды антропогенными химическими факторами. Понятие о нормировании опасных и вредных факторов: ПДК, ПДУ, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ДОК и т.д. Э, ПБ, И ОК-15
9-14 - Модуль 3 «Основы безопасности в окружающей среде. Экономические аспекты безопасности».    
9-10 - Семинарское занятие. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы и их классификация; понятие об ограничивающих факторах; экологическая валентность. Особенности человека, как биологического вида, имеющего всесветное распространение. Учение о биосфере. Основные функции биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Человек как звено в экологической цепи. Понятие об экологической пирамиде. Э, ПБ, И ОК-15
11-12 - Семинарское занятие. Понятие об адаптации и акклиматизации; адаптивные типы людей; роль акклиматизации в сохранении здоровья и работоспособности человека; понятие о едином интегральном критерии качества среды обитания. Особенности антропоэкологических систем как среды обитания человека. Э, ПБ, И ОК-15
13-14 - Семинарское занятие. Особенности техногенных систем как среды обитания человека. Региональные особенности формирования и регулирования среды обитания человека. Основы повышения безопасности среды обитания - экобиозащитные мероприятия. Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические вопросы безопасности. Экономические последствия и материальные затраты общества от увеличения риска во всех сферах жизнедеятельности. Э, ПБ, И ОК-15
15-18 Модуль 4 «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях».    
15-16 Семинарское занятие. Понятие о чрезвычайных ситуациях. Классификация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Организация защиты населения при чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система и её назначение. Содержание мероприятий РСЧС. Понятие о поражающих факторах техногенных чрезвычайных ситуаций и ОМП. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Э, ПБ, И ОК-15
17-18 Практическое занятие. Организация и способы оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях и в очагах ОМП: ранениях (правила наложения повязок и бинтования); кровотечениях; переломах; ожогах; электротравмах; шоке; комбинированных поражениях. М, П, Д, Э ОК-7, ОК-15

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 5 г. 00 мес.

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
    Лекция. Введение в дисциплину. Основные понятия безопасности жизнедеятельности. Объект, предмет и цели курса. Классификация факторов среды обитания. Понятие «среда обитания». Понятие о безопасности в производственной, бытовой и окружающей среде. Понятие о реактивности организма. М, ПД ОК-15
    Лекция. Физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Причины их формирования и опасности. Нормирование опасных и вредных факторов. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. РСЧС – структура, задачи. П, Д, Э ОК-15
      Практические занятия /семинары    
    Семинарское занятие. Влияние факторов среды на организм. Физические факторы: шум, вибрация, микроклимат, освещенность. Химические факторы: естественные (биогеохимические провинции); источники антропогенных химических факторов. Биологические факторы: естественные и антропогенные. Д, Э ОК-15
    Практическое занятие. Оказание первой медицинской помощи в очагах чрезвычайных ситуаций. Цели, задачи, объем первой медицинской помощи при травмах, кровотечениях, обмороке, шоке, коллапсе, переломах, клинической смерти. Правила пользования АК-2. П, И ОК-7, ОК-15

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 3 г. 06 мес.

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
    Лекция. Введение в дисциплину. Основные понятия безопасности жизнедеятельности. Объект, предмет и цели курса. Классификация факторов среды обитания. Понятие «среда обитания». Понятие о безопасности в производственной, бытовой и окружающей среде. Понятие о реактивности организма. М, ПД ОК-15
    Лекция. Физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Причины их формирования и опасности. Нормирование опасных и вредных факторов. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. РСЧС – структура, задачи. П, Д, Э ОК-15
      Практические занятия /семинары    
    Практическое занятие. Оказание первой медицинской помощи в очагах чрезвычайных ситуаций. Цели, задачи, объем первой медицинской помощи при травмах, кровотечениях, обмороке, шоке, коллапсе, переломах, клинической смерти. Правила пользования АК-2. П, И ОК-7, ОК-15

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 2 г. 06 мес.

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
    Лекция. Введение в дисциплину. Основные понятия безопасности жизнедеятельности. Объект, предмет и цели курса. Классификация факторов среды обитания. Понятие «среда обитания». Понятие о безопасности в производственной, бытовой и окружающей среде. Понятие о реактивности организма. М, ПД ОК-15
    Лекция. Физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Причины их формирования и опасности. Нормирование опасных и вредных факторов. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. РСЧС – структура, задачи. П, Д, Э ОК-15
      Практические занятия /семинары    
    Практическое занятие. Оказание первой медицинской помощи в очагах чрезвычайных ситуаций. Цели, задачи, объем первой медицинской помощи при травмах, кровотечениях, обмороке, шоке, коллапсе, переломах, клинической смерти. Правила пользования АК-2. П, И ОК-7, ОК-15

2.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.     Реализуемые компетенции
1-18                         Самостоятельное изучение отдельных тем курса: -Влияние на организм естественных и антропогенных физических факторов среды обитания: электрический ток, ионизация атмосферы, барометрическое давление, ионизирующие излучения (ОЛБ), шум, вибрация, УВЧ, СВЧ. -Пожаро-взрывоопасные объекты. Классификация. Меры безопасности. Средства и способы тушения пожаров. -Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Трудовое законодательство. Экологическое право. -Понятие о производственном микроклимате. Влияние перегревающего и охлаждающего микроклимата на организм работающих. -Идентификация опасных и вредных факторов в работе операторов ЭВМ. -Идентификация опасных и вредных факторов в деятельности служащего банка. -Идентификация опасных и вредных факторов машиниста электропоезда. -Естественные химические факторы среды обитания. Понятие о биогеохимических провинциях. -Понятие об анализаторах. Значение анализаторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности. -Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на конкретном примере наводнения в районе Кав. Мин. вод). -Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на примере землетрясения в районе Нефтегорска). -Экономический и социальный ущерб от аварий и катастроф (на примере Чернобыльской аварии). -Региональный комплекс опасных и вредных факторов (на примере города Ростова-на-Дону). -Способы экономической оценки эффективности природоохранных мероприятий. ОК-7, ОК-15
1-18 Тематика рефератов: 1. Понятие о производственном микроклимате. Влияние перегревающего и охлаждающего микроклимата на организм работающих. 2. Идентификация опасных и вредных факторов в работе операторов ЭВМ. 3. Идентификация опасных и вредных факторов в деятельности служащего банка. 4. Идентификация опасных и вредных факторов машиниста электропоезда. 5. Понятие о производственном травматизме. Причины, последствия, предупреждение. 6. Понятие об эргономике. Цели, задачи. 7. Промышленная эстетика. Понятие, цели, задачи. 8. Естественные химические факторы среды обитания. Понятие о биогеохимических провинциях. 9. Методы оценки тяжести и напряжённости труда. 10. Основные анатомические и физиологические механизмы безопасности. 11. Понятие об анализаторах. Значение анализаторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности. 12. Что такое иммунитет? Виды иммунитета. 13. 1 и 2 сигнальная система. Роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности. 14. Количественная оценка опасности. Понятия: риск, промышленный риск. 15. Классификация опасных и вредных факторов: естественные и антропогенные. 16. Техногенные системы, их экологическая характеристика. 17. Современные способы переработки и утилизации промышленных отходов. 18. Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на конкретном примере наводнения в районе Кав. Мин. вод). 19. Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на примере землетрясения в районе Нефтегорска). 20. Экономический и социальный ущерб от аварий и катастроф (на примере Чернобыльской аварии). 21. Правовые вопросы охраны окружающей среды (экологическое право). 22. Правовые вопросы безопасности жизнедеятельности (трудовое законодательство). 23. Современное состояние вопроса об уничтожении запасов химического оружия. 24. Региональный комплекс опасных и вредных факторов (на примере города Ростова-на-Дону). 25. Наиболее характерные проявления террора. Защита. Предупреждение. 26. Современные виды обычных вооружений; поражающее действие. 27. Антропогенные экосистемы. Трансформация загрязнений в окружающей среде. 28. Способы экономической оценки эффективности природоохранных мероприятий. 29. Современные виды обычных вооружений. Поражающее действие. 30. Способы расчёта экономических потерь от заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 31. Экономическая эффективность оздоровительных мероприятий и улучшения условий труда. 32. Структура атмосферы. Трансформация загрязнений атмосферы. Антропогенные экосистемы. Взаимоотношения организмов и среды обитания в антропогенной экосистеме. ОК-7, ОК-15
1-18 Усвоение текущего учебного материала ОК-7, ОК-15
1-18 Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента ОК-7, ОК-15

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок подготовки 5 г. 00 мес.

Наши рекомендации