Методические указания к семинарским и практическим занятиям
Форма образовательного процесса, направленная на практическую подготовку - практические занятия, призванные активизировать работу магистров при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Практические занятия используются для выработки умений и навыков, необходимых для практического использования теоретических знаний, полученных при освоении дисциплины.
Практические занятия проходят в групповой форме, участие в групповых занятиях расширяет общий, профессиональный и культурный кругозор, что развивает творческую самостоятельность магистрантов, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью, содействуя выработке практических навыков работы. Практическое занятие является средством контроля за результатами самостоятельной работы магистрантов, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов.
Практические занятия проходят в виде семинара. Для каждого практического занятия разработаны темы и контрольные вопросы, которые представлены в УМК по дисциплине; для подготовки к ним магистрант использует список основной и дополнительной литературы.
На практическом занятии используются формы контроля знаний – устный опрос на вопросы, которые выдаются в начале освоения дисциплины и проверочные тесты, выполнение которых дает возможность самостоятельно проверить и оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы.
Кроме того на практических занятиях магистранты делают доклады по теме своего реферата (если требует программа), доклады и сообщения вызывают вопросы, желание выступить с дополнением или опровержением. Ход обсуждения сообщений на практических занятиях направляется преподавателем, чтобы внимание магистрантов не было отвлечено от того основного, что определено его темой. Но это, ни в какой мере не исключает необходимости в ряде случае рассмотреть возникшие в ходе обсуждения острые и волнующие вопросы. Они имеют большое познавательное и воспитательное значение, хотя и не предусмотрены планом занятия. На практическом занятии проходит представление разработки электронных презентаций по теме дисциплины. Темы для выполнения рефератов выдаются в начале изучения дисциплины, а также представлены в УМК, которые находятся в методическом кабинете на кафедре физиологии человека и животных и валеологии.
Пропущенное практическое занятие должно быть отработанно, при отработке обучающийся полностью сдает теоретический материал по соответствующей теме.
Тестовые задания
ВАРИАНТ 1
1. Выберите правильное определение понятия «регуляция физиологических функций»:
А. - Это совокупность нервных механизмов направленных на поддержание относительного постоянства внутренней среды организма;
Б.- Это совокупность физиологических механизмов обеспечивающих функционирование целостного организма, согласованность его функций в процессе взаимодействия с его окружающей средой;
В.– Это совокупность гуморальных реакций обеспечивающих взаимодействие организма с его окружающей средой.
Г. – Это совокупность местных механизмов, направленных на поддержание гомеостаза.
2.Какой из перечисленных механизмов регуляции физиологических функций эволюционно самый современный?
А. Нервный;
Б. Гуморальный;
В. Местный.
Г. Нейро-гуморальный.
3.Регуляция физиологических функций по принципу отрицательной обратной связи:
А. Способствует возвращению физиологической системы к первоначальному уровню;
Б. Способствует снижению активности окислительных процессов в клетках и тканях;
В. Способствует повышению чувствительности органов-мишеней к гормонам.
Г. Способствует увеличению синтеза гормонов.
4. Какие клетки синтезируют гистамин?
А. Вставочные нейроны спинного мозга;
Б. Секреторные клетки подчелюстной железы;
В. Все соматические клетки.
Г. Только железистые клетки.
5. Какое вещество не относятся к катехоламинам?
А. адреналин;
Б. дофамин;
В. окситоцин.
Г. Норадреналин.
6. Рефлекс – это:
7.Где располагаются центры симпатического отдела вегетативной НС?
А. В передних рогах серого вещества грудного и поясничного отделов спинного мозга;
Б. В передних рогах серого вещества шейного и поясничного отделов спинного мозга;
В. В боковых рогах серого вещества грудного и поясничного отделов спинного мозга.
Г. В боковых рогах серого вещества шейного и грудного отделов спинного мозга.
8. Медиатором парасимпатической вегетативной НС является:
А.Ацетилхолин;
Б. Норадреналин;
В. ГАМК.
Г. Дофамин
9.Под влиянием симпатической вегетативной НС происходит:
А.Расслабление гладкой мускулатуры кишечника;
Б. Сужение зрачка;
В.Снижение ЧСС.
Г. Снижение артерильногодавления
10.Кожа иннервируется:
А. Симпатической вегетативной НС;
Б. Парасимпатической вегетативной НС;
В. Симпатической и парасимпатической НС.
Г. Ни сипатической, ни парасимпатической.
11.Как называется местная регуляция работы сердца, при которой изменяется исходная длина миокардиальных клеток?
А. Гомеометрическая саморегуляция;
Б. Гетерометрическая саморегуляция;
В. Миогенная саморегуляция.
Г. Автоматия
12. Под влиянием тироксина наблюдается:
А. Усиление и учащение сердечных сокращений;
Б. Ослабление и замедление сердечных сокращений;
В. Временная остановка сердца.
Г. Тироксин не оказывает влияния на сердце.
13. С какими структурами сердца вступают в контакт аксоны нейронов симпатического отдела вегетативной НС?
А. С узлами проводящей системы сердца;
Б. Непосредственно с клетками миокарда;
В. Только с мышцами предсердий.
Г. Только с мышцами желудочков.
14. Под влиянием парасимпатических нервов наблюдается:
А. Уменьшение амплитуды сокращений сердца;
Б. Увеличение амплитуды сокращений сердца;
В. Сохранение постоянной амплитуды сокращений сердца.
Г. Они не оказывают влияния на сердце
15. Как называются нейроны дыхательного центра управляющие вдохом?
А. Инспираторные;
Б. Дыхательные;
В. Экспираторные.
Г. Пневмотаксические
16. Как называются рецепторы, расположенные в гладких мышцах трахеи и бронхов, возбуждающиеся при вдохе?
А. Медленно адаптирующиеся рецепторы растяжения легких;
Б. Ирритантные быстро адаптирующиеся механорецепторы;
В. J-рецепторы.
Г. Экспираторные
17. При снижении температуры окружающей среды наблюдается:
А. Увеличение секреции гормонов надпочечников;
Б. Снижение секреции гормонов щитовидной железы;
В. Снижение секреции катехоламинов.
Г. Все выше перечисленное.
18.У каких термочувствительных клеток порог раздражения ниже?
А. Кожные терморецепторы;
Б. Холодовые терморецепторы;
В. Центральные терморецепторы.
Г. Тепловые терморецепторы.
19.В какую стадию стресса наблюдается значительное снижение активности защитных систем организма?
А.Аварийная;
Б. Резистентности;
В.Истощения.
Г. На всех стадиях.
20. Какой отдел вегетативной НС активируется на начальном этапе развития стресс-реакции?
А. Парасимпатическая;
Б. Симпатическая;
В. Парасимпатическая и симпатическая.
Г. Среди представленных вариантов нет правильного.
ВАРИАНТ 2
1.Какой из перечисленных механизмов регуляции физиологических функций является эволюционно самым древним?
А. Нервный;
Б. Гуморальный;
В. Местный.
Г. Нейро-гуморальный
2.Чем отличаются БАВ от гормонов?
А. Ничем;
Б. Местом синтеза и выделения;
В. Отсутствием рецепторов к БАВ.
Г. Механизмом воздействия
3. Какие отделы включает ЦНС?
А. Головной и спинной мозг;
Б. Спинной мозг и нервные сплетения;
В. Чувствительные ганглии и головной мозг.
Г. Симпатический и парасимпатический отделы.
4.Назовите структурные отличия вегетативной НС от соматической.
5. Медиатором симпатической вегетативной НС является:
А. Серотонин;
Б. Дофамин;
В. Норадреналин.
Г. Ацетилхолин
6. Под влиянием парасимпатической вегетативной НС происходит:
А. Увеличение тонуса сосудов;
Б. Расширение зрачка;
В. Активация секреции желез желудка.
Г. Все выше перечисленное.
7. Какой показатель сердечно-сосудистой системы является относительно постоянным?
А. Минутный объем крови;
Б. Сосудистый тонус;
В. Объем циркулирующей крови.
Г. Артериальное давление
8.Сопровождающий сердечно-сосудистый компонент поведенческих реакций формируется:
А. В продолговатом мозге;
Б. В гипоталамусе;
В. В коре больших полушарий.
Г. В ретикулярной формации
9. Вазопрессин обладает:
А. Сосудорасширяющим действием;
Б. Липолитическим действием;
В.Сосудосуживающим действием.
Г. Анаболическим действием
10. При влиянии симпатических нервов на сердце наблюдается:
А. Понижение возбудимости сердечной мышцы;
Б. Неизменность возбудимости сердечной мышцы;
В. Повышение возбудимости сердечной мышцы.
Г. Зависит от ситуации.
11. Где располагается сосудодвигательный центр?
А. В гипоталамусе;
Б. В стволе мозга;
В. В среднем мозге.
Г. В гипофизе
12. Какие функции у дыхательного центра?
А. Двигательная;
Б. Гомеостатическая;
В. Двигательная и гомеостатическая
Г. Экспираторная.
13. Где располагается пневмотаксический центр?
А. В продолговатом мозге;
Б. В варолиевом мосте;
В. В промежуточном мозге.
Г. В гипоталамусе.
14. Где находится центр терморегуляции?
А. В продолговатом мозге;
Б. В варолиевом мосте;
В. В гипоталамусе.
Г. В промежуточном мозге.
15. Какие отделы ЦНС обеспечивают возникновение субьективных температурных ощущений?
А. Продолговатый мозг;
Б. Лимбическая система;
В Ретикулярная формация.
Г. Все выше перечисленное.
16. Какой орган обладает более низкой температурой?
А. Печень;
Б. Сосуды поверхности тела;
В.. Почки.
Г. Мочевой пузырь
17. Дайте определение стресса.
18. Какую ответную реакцию гуморально-гормональной системы вызывают чрезмерные мышечные нагрузки?
А. Гипореактивную;
Б. Нормореактивную;
В. Гиперреактивную.
Г. Никакую.
19.При каком типе ответной реакции гуморально-гормональной системы на стресс проявляется снижение продукции адренокортикальных гормонов?
А. Гипореактивном;
Б. Нормореактивном;
В. Гиперреактивном.
Г. При всех перечисленных
20. Какой отдел ЦНС является связующим звеном между НС и ЖВС?
А. Гипоталамус;
Б. Продолговатый мозг;
В. Варолиев мост.
Г. Кора больших полушарий