Методика подготовки к практическому занятию
I. Подготовка преподавателя:детальное изучение тем 2-5 дисциплины «Правоохранительные органы», нормативных правовых актов, а также юридической литературы по данным темам, изготовление раздаточного материала (карточки с определением роли слушателя: кандидат на должность судьи или экзаменатор, экзаменационные билеты).
II. Подготовка курсантов (задание на самоподготовку).Для проведения деловой игры по указанной теме, необходимо изучить учебную литературу и нормативные правовые акты по темам 2-5 дисциплины «Правоохранительные органы».
Курсантам необходимо подготовиться по следующим вопросам:
1. Судебная власть: понятие и основные признаки, соотношение с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти.
2. Общая характеристика полномочий судебной власти.
3. Суд как орган судебной власти.
4. Понятие и структура судебной системы Российской Федерации.
5. Система федеральных судов.
6. Суды субъектов Российской Федерации.
7. Понятие звена судебной системы и их виды. Для чего необходимо разделение судов на звенья?
8. Понятие судебной инстанции. Для чего необходимо разделение судов на инстанции?
9. Судейский корпус и статус судей: понятие и общая характеристика.
10. Формирование судейского корпуса. Кодекс судейской этики.
11. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, порядок отбора кандидатов и наделения их полномочиями судьи.
12. Судейское сообщество: понятие, органы судейского сообщества и их полномочия.
13. Квалификационные коллегии судей: порядок формирования и полномочия.
14. Статус присяжных и арбитражных заседателей, их права и обязанности, порядок наделения полномочиями, гарантии независимости.
15. Государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей.
16. Понятие и признаки правосудия. Правосудие и судопроизводство. Конституционное, уголовное, гражданское, административное судопроизводство и судопроизводство в арбитражных судах.
17. Принципы правосудия: понятие, значение и система.
18. Понятие конституционного контроля, его основные задачи и роль в регулировании общественных отношений.
19. Конституционный Суд Российской Федерации, его место в судебной системе, основные принципы деятельности и полномочия.
20. Состав Конституционного Суда Российской Федерации. Особенности наделения полномочиями судей.
21. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, его основные права и обязанности.
22. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, его заместители и судья-секретарь: порядок наделения их полномочиями, основные права и обязанности. Аппарат суда.
23. Решения Конституционного Суда Российской Федерации; их виды, порядок принятия и юридическое значение.
24. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, их место в судебной системе, состав, порядок образования и полномочия. Юридическое значение принимаемых ими решений.
25. Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
26. Суды общей юрисдикции, их виды, основные задачи и полномочия.
27. Верховный Суд Российской Федерации: состав, порядок формирования и полномочия. Структура Верховного Суда Российской Федерации.
28. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики и их значение. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации.
29. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов: состав, порядок формирования и полномочия.
30. Структура судов среднего звена: президиум и судебные коллегии. Председатель и заместители председателя суда.
31. Районный суд: состав, порядок формирования и полномочия. Председатель районного суда (судья).
32. Мировые судьи, их место в судебной системе Российской Федерации порядок назначения и полномочия. Аппарат мировых судей.
33. Военные суды, их место в системе судов общей юрисдикции. Особенности задач военных судов, их полномочия и порядок формирования.
34. Основное, среднее и высшее звенья военных судов, их состав и структура.
35. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, система его органов и учреждений, администраторы судов. Роль этих органов и должностных лиц в организационном обеспечении деятельности судов общей юрисдикции.
36. Арбитражные суды, их система и место в судебной системе Российской Федерации.
37. Общая характеристика задач и подведомственности арбитражных судов.
38. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, его полномочия, состав и порядок образования.
39. Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Пленум, Президиум, судебные коллегии и судебные составы. Председатель и заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
40. Разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики и их значение. Научно-консультативный совет при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
41. Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), порядок их образования, состав и полномочия. Структура федеральных арбитражных судов округов: судебные коллегии, судебные составы и президиум. Председатель и заместители председателя суда.
42. Арбитражные апелляционные суды, порядок их образования, состав и полномочия. Структура арбитражных апелляционных судов: судебные коллегии, судебные составы и президиум. Председатель и заместители председателя суда. Председатели судебных составов.
43. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации, их состав и полномочия. Структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации: судебные коллегии, судебные составы, президиум.
44. Организационное обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других арбитражных судов.
45. Иные арбитражные органы (третейские суды) и их полномочия. Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Третейские суды при иных торгово-промышленных палатах и организациях. Порядок их формирования и полномочия. Экономический суд Содружества Независимых Государств, его организация и полномочия.
Ход занятия:
I. Организационный момент(проверка личного состава, обозначение темы, цели и задач занятия).
Подготовка к деловой игре.Преподаватель – руководитель игры заблаговременно разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место проведения деловой игры, характер подготовительной работы. Необходимо, чтобы курсанты имели на руках сценарий деловой игры.
С участием курсантов тщательно прорабатываются основные характеристики и особенности предлагаемых ролей. Курсанты могут предложить ввести в игру новые роли, а также внести соответствующие коррективы в предложенную для обсуждения ситуацию.
В зависимости от избранных ролей преподавателем каждому курсанту дается персональное задание по подготовке к деловой игре, включающее изучение тех или иных законов и подзаконных актов, а также литературных источников.
На первоначальном этапе деловой игрыпреподаватель должен провести вводный инструктаж: объяснить курсантам суть проблемы, которую они должны решить в ходе деловой игры, а также напомнить перечень учебных тем, которые найдут свое воплощение в ходе деловой игры, а именно: «Судебная власть и судебная система Российской Федерации. Принципы правосудия»; «Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации»; «Суды общей юрисдикции»; «Арбитражные суды и иные арбитражные органы».
П. Актуализация знаний(опрос курсантов по наиболее значимым и сложным вопросам темы):
1. Судебная власть: понятие, полномочия, признаки.
2. Суд как орган судебной власти.
3. Судебная система: понятие, структура и основы построения.
4. Судебное звено, судебная инстанция: понятие, виды.
5. Принципы правосудия: понятие, значение и система.
6. Понятие конституционного контроля и его основные задачи.
7. Полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ.
8. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ, его место в судебной системе РФ. Состав, порядок образования, полномочия этого суда. Юридическое значение принимаемых решений.
9. Понятие гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
10. Суды общей юрисдикции: понятие, система, основные задачи и полномочия.
11. Военные суды: система, принципы их организации и деятельности.
12. Суд присяжных и его роль в осуществлении правосудия.
13. Судопроизводство в арбитражных судах РФ. Арбитражные суды и их место в судебной системе Российской Федерации.
14. Понятие и единство статуса судей Российской Федерации.
III. Организация и выполнение практического задания (деловой игры):
Игра проводится в два этапа:
1 этап:
1. Постановка задачи и сообщение заданий.
2. Проведение жеребьевки – формирование групп и распределение ролей.
3. Выдача раздаточного материала (экзаменационных билетов) слушателям – членам квалификационной коллегии.
4. Подготовка и проведение квалификационного экзамена.
5. Оценка знаний слушателей – кандидатов на должность судьи.
6. Назначение на должность судьи. Составление протокола.
7. Занятие судьями своих должностных мест в судах судебной системы РФ.
2 этап:
1. Проведение квалификационной аттестации судей. Членами квалификационной коллегии задаются вопросы, касающиеся места, роли и значения суда в судебной системе; основных полномочий суда (судьи); производство в суде какой инстанции возможно в данном суде; видов принимаемых решений; принципов правосудия, которыми будет руководствоваться суд (судья) при рассмотрении дела и принятии решения и др.
2. Подведение итогов аттестации членами квалификационной коллегии.
IV. Заключительный этап проведения деловой игры предполагает проверку преподавателем протокола заседания квалификационной коллегии судей, а затем проводится обсуждение и анализ результатов проведённого занятия.
Преподаватель поочередно предоставляет слово курсантам-«экзаменаторам». Ими оценивается подготовленность курсантов к деловой игре, активность и компетентность участников игры, знание законов и основных вопросов, входящих в предмет обсуждения.
Преподаватель подводит итоги проведенного занятия, анализируя и учитывая заключения курсантов-«экзаменаторов». Обращает внимание на полноту достижения поставленных перед курсантами целей, на недостатки и положительные стороны, отмечает, что, на его взгляд, могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее результативности и с учетом мнения слушателей определяет итоговые оценки участникам деловой игры.
Необходимо также выслушать мнение студентов о деловой игре: что могло бы помочь в дальнейшем в совершенствовании этого вида занятий.
В заключении преподаватель благодарит всех присутствующих.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации.