Для подготовки к практическому занятию

1. Прочитать текст (полный вариант).

2. Внимательно изучить задания к практическому занятию.

3. Ответ на первый вопрос необходимо излагать кратко, но полно. В помощь можно использовать лекции и учебник, монографии. Обязательнопрочитать сагу об Амлете. Сделать сравнительный анализ с трагедией Шекспира, найти общие черты и различия.

4. Для ответа на последующие вопросы в помощь необходимо прочитать монографию Аникста А.А. «Трагедия Шекспира «Гамлет»».

5. Ответ на второй вопрос необходимо представить в виде схемы, где отражается главный конфликт и все герои, участвующие в нем.

6. Ответ на третий вопрос надо иллюстрировать текстом. Необходимо проанализировать монологи Гамлета: 1акт 2 сцена «О, если бы моя тугая плоть…», 3 акт 1 сцена «Быть иль не быть…». Обязательноподумать и ответить на вопросы: Почему Гамлет – борец мыслью? В чем многогранность характера Гамлета?

7. При ответе на третий вопрос необходимо описать роль Горация, Розенкранца, Гильдерстерна и Офелии в жизни Гамлета и в конфликте трагедии.

8. Для ответа на пятый вопрос можно использовать лекции, учебник, монографию Аникста А.А

Дополнительные задания

Заполните сравнительную таблицу персонажей по основным характеристикам.

Для работы необходимо использовать художественные тексты, статью И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»

Параметры для характеристики Гамлет Дон Кихот
     
     
     
     
     

ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

  Темы Методические рекомендации
Поэтические особенности «Кентербирийских рассказов» Чосера · Найти и прочитать текст · найти в лекции или учебнике поэтические особенности поэмы · найти в тексте примеры (2-3) на каждый номинант · для помощи ознакомиться с критической литературой по данному вопросу · сделать вывод
Хронотоп « дороги» в «Кентерберийских рассказах» Чосера · Найти и прочитать текст · ознакомится с понятием «хронотоп» в литературоведческом словаре, монографиях Д.С.Лихачева и М.М.Бахтина · сделать попытку самостоятельной характеристики хронотопа «дороги» в поэме · для помощи ознакомиться с критической литературой по данному вопросу · сделать вывод
Сравнительный анализ сонетов Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира · Найти и прочитать тексты · Сделать сравнительный анализ по следующим параметрам: образ возлюбленной, характеристика чувства любви, основные темы, поэтические особенности · для помощи ознакомиться с критической литературой по данному вопросу · сделать вывод
Перевод сонета У.Шекспира · Найти сонет на английском языке · сделать художественный перевод, постараться сохранить строфику, смысл оригинала · сделать сравнительный анализ своего перевода с уже существующими переводами
Сочинение сонета · Ознакомиться с жанровыми характеристиками сонета · сочинить сонет, стараясь соблюдать все жанровые особенности
Поэтические особенности романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» · Найти и прочитать текст · найти в лекции или учебнике поэтические особенности поэмы · найти в тексте примеры (2-3) на каждый номинант · для помощи ознакомиться с критической литературой по данному вопросу · сделать вывод
Сравнительный анализ «Гамлета» Шекспира и «Горя от ума» Грибоедова · Найти и прочитать тексты · сравнить произведения по следующим позициям: сюжет, трагический конфликт, композиция, образ главного героя (его нравственная позиция, характер, поведение, взаимоотношения с другими героями) · сделать вывод
Функции песен в трагедиях Шекспира · Найти и прочитать тексты · отобрать песни для анализа · определить функции песен (когда и кем они поются, в какой момент, с какой целью, что происходит после их исполнения) · для помощи ознакомиться с критической литературой по данному вопросу · сделать вывод
Прочитайте статью И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Согласны ли вы с суждениями автора. Докажите свою точку зрения · Найти и прочитать статью( см. прак. занятие по «Гамлету») · ознакомиться с позицией Тургенева · оценить суждения писателя, высказать свою точку зрения, доказать текстом произведений · сделать вывод
Анализ новеллы Сервантеса · Найти и прочитать текст · ознакомиться с определением жанровых характеристик новеллы · проанализировать новеллу согласно жанровым признакам · для помощи ознакомиться с критической литературой по данному вопросу · сделать вывод


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СПИСОК ТЕМ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Модуль первый

1. Кельтская культура

2. Скандинавская мифология

3. Средневековый театр

4. Средневековая музыка

5. Ваганты

6. Рыцарская культура

7. Предвозрождение в Италии

8. Предвозрождение в Англии

Модуль второй

1. Возрождение в Италии

2. Возрождение в Испании

  1. Возрождение в Англии
  2. Возрождение во Франции
  3. Возрождение в Германских странах
  4. Позднее Возрождение в Италии (маньеризм)
  5. Шекспир в веках

СПИСОК ТЕМ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Первый модуль

1. Средневековая баллада.

2. «Божественная комедия» Данте в искусстве.

3. Образ Данте в поэзии серебряного века.

4. О.Мандельштам о Данте.

5. О.Мандельштам о Ф.Вийоне.

6. «Святые» ученые средневековья (Фома Аквинский и Франциск Ассизский).

7. Театр средневековья.

8. Традиции рыцарских романов в современной литературе.

9. Тема св. Грааля в средневековом рыцарском романе.

10. Своеобразие аллегории и ее функции в «Романе о розе».

11. Культурное наследие кельтов.

12. Творчество Омар Хайяма.

13. Средневековая японская поэзия (танка, хайку).

14. Лирический дневник как излюбленный жанр в японской средневековой литературе. Творчество Мурасаки Сикибу («Дневник», «Повесть о Гэндзи).

Второй модуль

1. Литературное творчество Леонардо да Винчи.

2. Поэзия Микеланджело.

3. Эпистолярное наследие Петрарки

4. Драма и театр в Италии: «учена драма», «комедия масок».

5. Джордано Бруно – мыслитель и поэт.

6. Движение Реформации

7. Творчество Луиса Камоэнса.

8. Народная книга о Тиле Уленшпигеле.

9. Мишель Монтень и его «Опыты».Формирование жанра эссе.

10. Лодовико Ариосто и его поэма «Неистовый Роланд».

11. Эдмунд Спенсер и его «Королева Фей».

12. Английские «петраркисты»: Томас Уайет и Гнери Говард, Сарри.

13. Испанский романс.

14. Драматургическое творчество Мигеля Сервантеса Сааведра.

15. Гамлетовские аллюзии в поэзии серебряного века.

16. Сонеты Шекспира в русских переводах.

17. Музыкальные произведения на шекспировские темы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ГЛОССАРИЙ

А

Аскетизм (греч. askeo – упражняюсь) – принцип поведения и образ жизни, характеризующиеся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях морального или религиозного идеала.

Аллегорический эпос‒ иносказательная повесть о человеке, в которой появляются аллегорические фигуры.

Б

Библия (греч. – книга) – главная книга Христианства. Состоит из 66 произведений.

Ветхий Завет: I. «Пятикнижие» или «Закон» (Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. II. Пророки. III. Писания: гимны (Псалтырь), притчи («Экклезиаст»), афоризмы, песни («Песнь Песней»).

НовыйЗавет: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Деяния апостолов. Послания. Откровение от Иоанна.

Баллада(фр. ballade – танцевальная песня) – лироэпический жанр с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматическим диалогом.

Например: баллады о Робин Гуде.

Барокко – течение в западноевропейской литературе XVII в., смешение фантастики и реальности, пристрастие к антитезам, гиперболам, сложным метафорам, экзотике, аллегориям. Для барочного мировосприятия характерно противоречивое, внутренне напряженное состояние; человек в произведениях барокко мечется в тисках сложных, подчас неразрешимых противоречий (трагический гуманизм барокко).

В

Возрождение (Ренессанс) –культурное движение, возрождавшее идеалы античности. Возникло в Италии в XIV в., во Франции и Германии в XV в., в Испании и Англии в XVI в. Ведущее идеологическое течение – гуманизм (лат. humanus – «человеческий»). Гуманисты стремились возродить изначальные принципы христианства, которые были перевернуты церковниками за века. Их главный принцип – правдивое изображение человека и природы, принцип человеколюбия. По их мнению, человек равен Богу, но его возможности ограничены из-за несовершенства. В эпоху Возрождения человек впервые осознал себя личностью мыслящей и свободной.

Видение ‒«Откровение во сне», раскрывающее ясновидцу судьбу грешных и праведных душ и тем самым наставляющее читателей на путь истинный. Например: «Видение Тнугдала» XII в.

Ваганты(лат. vagantes ‒ «бродячие люди») – студенты-школяры, бродячие клирики.

Г

Героический эпос –поэтическое изложение истории народа и представлений о мире. Синкретичное произведение, выполняющее несколько функций.

Основные темы: подвиги, борьба за славу, месть, служба королю, сватовство.

Художественные особенности: аллитерационный стих, повторы, устойчивые формулы, многосоставные эпитеты, кениннги, синонимы, литоты, гиперболы.

Ж

Жонглеры – исполнители рыцарской поэзии.

И

Историческая хроника – произведение, в котором развитие действия определяют социальные и политические конфликты прошлых времен. Герои – исторические лица, показанные в сфере государственной жизни. События обычно излагаются в хронологической последовательности.

К

Классицизм (от лат. classicus ‒‒ образцовый) – направление и метод в литературе XVII-XVIII вв. Основные принципы: 1) обращение к античному наследию как к образцу и идеальной норме; опора на философию рационализма; 2) представление о мире как о разумной организации, о природе как о прекрасном облагороженном состоянии; 3) выражение большого общественного содержания, возвышенных героических идеалов.

Ведущие темы: конфликт общественных и личных начал, чувств и долга. В поэтике – строгая организованность логичных, ясных, гармоничных образов; жанровая иерархия; выделение в характерах существенных, родовых, устойчивых черт, что приводит к односторонности.

Клерикальная литература ‒произведения на религиозные и богословские темы.

Основные жанры:литургическая поэзия, гимны, жития святых, легенды о чудесах, видения, аллегорическая поэзия, автобиографии, проповедь.

Комедия(от греч.homos – веселая толпа и oide – песнь) – драматический вид, в котором изображение характеров и обстоятельств проникнуто комизмом и где осмеивается безобразное (недолжное). Различают комедии положений и комедии характеров, высокие комедии и общественно-политические, сатирические и лирические.

Карнавальная культура ‒мировоззрение, несущее амбивалентный, двойственный характер ‒ одновременно и отрицания и утверждения ‒ выражающее особый «смеховой аспект мира», противостоящий религиозной системе жизни и мышления.

Термин введен М.М. Бахтиным в монографии «Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».

Л

Лэ – стихотворные новеллы любовного и фантастического содержания.

М

Миннезингеры‒ сочинители и певцы рыцарской любовной лирики в Германии.

Моралите‒ драматургический вариант аллегорической поэмы. Обязательно присутствует поучение, мораль.

Медиевистика ‒Наука о средневековье.

Н

Новелла (ит. novella – новость) – малый эпический жанр, сопоставимый с рассказом, но отличающийся острым сюжетом (нередко парадоксальным) и неожиданной концовкой, минимумом описаний и композиционной строгостью. В центре новеллы – событие, случай.

П

Предвозрождение –переходный период от средневековья к Возрождению.

Патристика –(лат. pater – отец) – христианское богословие 2‒8 вв., апологетика «отцов церкви», отстаивавших догматы христианской религии против язычества, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией.

Поэма –(греч. poiein – создаю, творю) – крупное стихотворное произведение с эпическим или лирическим сюжетом.

Психологическая повесть–Небольшое прозаическое произведение, в котором дается анализ чувств и переживаний героя от его лица.

Р

Рыцарская культура –(фр. chevalier – всадник) – мужчина, отпрыск знатного рода, способный в случае призыва на службу полностью себя экипировать: купить коня, оружие, доспехи, а также прошедший определенный обряд посвящения.

Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть верховой ездой, фехтованием, боем с копьем, плаваньем, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

Кодекс чести: верность сюзерену и долгу, воинская отвага, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся.

Рыцарская поэзия (поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров):

альба– «песня рассвета». Исполнялась рыцарем или оруженосцем на рассвете.

кансона– песня любовного или религиозного содержания с изысканной строфикой и рефренами.

серенада– «вечерняя песнь». Исполнялась рыцарем на закате для дамы.

пасторела– буквально пастушеская песнь. Описывает встречу рыцаря и пастушки на лоне природы, которые вступают в любовный диалог.

тенсона– песня-спор (прения) двух поэтов на политические, философские, этические, бытовые темы.

баллада– песня, исполнявшаяся во время танца на народных гуляньях. Позднее – лиро-эпическое повествование (см. баллада).

романс– первоначально «песня на романском языке», позднее – стихотворение любовного содержания, предназначенное для пения.

плач– песня-скорбь по поводу трагического события.

сирвента – полемически заостренное стихотворение, трактовавшее тот или иной политический либо социальный вопрос.

Рыцарский роман –произведение, которое повествует о подвигах рыцаря в честь его прекрасной дамы.

Особенности: психологизм, фантастические элементы, тема любви, совершение подвигов для личной славы.

Типы рыцарских романов: бретонский, античный, византийский.

Роман - первоначально любое произведение на романском языке, т.е. светское, а не клерикальное. Большая эпическая форма, содержанием которой является судьба отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутая в художественном времени и пространстве. Личность и общество в романе относительно самостоятельны, в то же время частная жизнь раскрывается в романе в ее общезначимости.

С

Сага –(скела) – эпические предания, имеющие прозаическую форму.

Средние века– это период между античным миром и эпохой Возрождения, когда вновь были возвращены идеалы античности. Понятие возникло в XVI в. в эпоху Ренессанса.

Периодизация: I. Раннее средневековье III‒X вв. Период разложения родового строя и зарождения феодальных отношений.

II. Зрелое средневековье XI‒XIIIвв. Период развитого феодализма.

III. Позднее средневековье XIV‒XVвв.

Сонет– твердая лирическая форма, стихотворение из 14 строк, построенное по строгой схеме рифмовки.

Структура сонета: тезис (тема) – антитезис (развитие темы) – синтез (вывод).

Т

Трубадуры– профессиональные поэты, которые слагали песни и музыку. Происходили из разных слоев общества. Жили на юге Франции в Провансе.

Труверы– то же что и трубадуры. Жили на севере Франции.

Трагедия– (греч. tragos и ode – козлиная песнь) – драматический жанр, изображающий жизнь как сгусток противоречий. Трагический конфликт предполагает выявление внутреннего разлада в душе трагического героя, который осложняется его противостоянием миру и сопровождается страданием и гибелью.

Ф

Фарс – (фр. farse – «начинаю») – веселые истории о горожанах с комическими грубыми сценическими эффектами (путаницы, переодевания, колотушки). Первоначально это были вставные эпизоды в мистериях и мираклях.

Фаблио – короткие стихотворные или прозаические рассказы о смешных случаях или происшествиях из жизни простого человека. Сочиняли во Франции.

Ш

Шванк– то же, что и фаблио. Сочиняли в Германии.

Шекспироведение– наука, изучающая биографию и творчество Шекспира. Возникла в XVIII в.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

УЧЕБНИКИ, ХРЕСТОМАТИИ

БМ 1

1. Михальская Н.П. История английской литературы: учеб. для студ. филол. и лингв. фак. высш. пед. учеб. заведений / Н.П. Михальская. – М.: Академия, 2006.

2. Зарубежная литература средних веков: хрестоматия/ сост. Б.И. Пуришев. – 3 –е изд., испр. – М.: Альянс, 2012.

3. Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. – М.: Просвещение, 2004.

4. Пуришев Б.И. Зарубежная литература Средних веков: немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы/. Изд. 2, испр. и доп. М.: Просвещение, 1975.

5. Алексеев М.П. и др. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. М., 1999.

6. Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. /под ред. Н.П. Михальской. М.,1997.

7. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История Английской литературы. М.,1985 (разделы по литературе средних веков и эпохи возрождения).

8. Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Средние века. М., 1996.

БМ 2.

1. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: учеб. пособие / сост. Б.И. Пуришев. – 3 –е изд., стер., перепечатка со второго издания 1976 г. – М.: Альянс, 2011.

3. Бахтин М.М. Собрание сочинений: сборник Т. 4 Ч. 2. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Комментарии и приложение / М.М. Бахтин. – М.: Языки славянских культур, 2010.

4. История литературы Италии: научное издание / отв. Ред. М.Л. Андреев. – М.: ИМЛИ РАН, 2007.

5. Пуришев Б.И. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения/. Изд. 2. М.: Просвещение, 1976.

6. Луков В.А. История зарубежной литературы. Часть 1. Литература Античности, Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2000.

7. История всемирной литературы: в 9т. Т.2‒3. М., 1984‒1985.

8. Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965.

9. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: курс лекций. М., 1996.

10. Шайтанов И.О. Зарубежная литература: эпоха Возрождения. М., 1998.

КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

БМ 1

1. Гуревич А.Я. Категория средневековой эстетики. М., 1972.

2. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1972.

3. Смирнов А.А. Средневековая литература Испании. М., 1969.

4. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. М., 1995

5. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.

6. Данте и всемирная литература. М., 1967.

7. Асоян А.А. «Прочтите высочайшего поэта...»: Судьба «Божественной комедии» Данте в России. М., 1990.

8. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте Алигьери. М., 1990.

9. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М., 1990.

БМ №2

1. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Л., 1986.

2. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. М., 1974.

3. Хлодовский Р.И. Декамерон: поэтика и стиль. М.,1982.

4. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV‒XVII вв. М., 1955.

5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

6. Виппер Ю.Б. Поэзия «Плеяды»: становление литературной школы. М., 1976.

7. Морозов М.М. Статьи о Шекспире. М.: «Художественная литература», 1964.

8. Шекспировская энциклопедия /под ред. Стенли Уэллса/ пер. с. англ. М., ОАО «Радуга», 2002.

9. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

10. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: лит.комм. М., 1986.

11. Пинский Л.Е. Шекспир: основные начала драматургии. М.: Художественная литература,1971.

12. Шведов Ю.Ф. Вильям Шекспир: исследования. М., 1977.

13. Снеткова Н.П. «Дон Кихот» Сервантеса. М.; Л., 1965.

14. Багно В. Дорогами Дон Кихота. М., 1988.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

БМ 1

1. Августин. Исповедь.

2. Ирландский эпос. ХР*

3. Старшая Эдда. ХР

4. Песнь о Роланде.

5. Песнь о Нибелунгах.

6. Беовульф.

7. Песнь о моем Сиде.

8. Штрикер. Поп Амис. ХР

9. Фрейданк. Разумение. ХР

10. Лирика вагантов. ХР

11. Лирика трубадуров. ХР

12. Роман о Тристане и Изольде. Ж. Бедье, Годфрида Страсбургского, Томаса Британского.

13. Данте Алигьери. Божественная комедия («Ад» полностью. «Чистилище», «Рай» - ХР).

14. Данте Алигьери. Новая жизнь. ХР

15. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы.

16. Вийон Ф. Стихи.

17. Ленгленд У. Видение о Петре Пахаре.

БМ 2.

1. Петрарка Ф. Книга песен. ХР

2. Боккаччо Дж. Декамерон.

3. Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости.

4. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

5. Ронсар П. Стихи. ХР

6. Баллады о Робин Гуде.

7. Шекспир У. Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло, Король Лир, Макбет. Сонеты. Одна из исторических хроник, одна из комедий.

8. Сервантес М. Дон Кихот.

9. С. Брант. Корабль дураков.

10. Монтень. Опыты. ХР

11. Мор Т. Утопия. ХР

12. Марло К. Трагическая история доктора Фауста. ХР

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методические рекомендации для студентов.

  1. Рекомендации для подготовки к практическому занятию

1. Найти план практического занятия (взять на кафедре) и ознакомиться с ним. Рекомендуется это сделать как минимум за неделю до практического занятия.

2. Взять в библиотеке текст художественного произведения, который будет анализироваться на практическом занятии, и прочитать его.

Внимание! Тексты для практического занятия читаются не в сокращенном варианте.

3. Ознакомится с вопросами плана практического занятия.

4. Найти в библиотеке в каталоге (научный отдел, читальный зал, краевая библиотека и др.) монографии, которые предлагаются преподавателем для подготовки к практическому занятию и находятся в плане после вопросов.

5. Прочитать предложенные монографии и найти в них ответы на вопросы плана.

Внимание!Для убедительности и полноты ответа обязательно нужно приводить примеры из художественного текста.

6. Если ответ на вопрос плана носит практический характер (например, найти художественные средства, выявить стилистические особенности текста, раскрыть особенности характера героя и др.), то обращение к тексту обязательно, и желательно самостоятельное выполнение этих заданий, то есть без опоры на монографию.

7. Ответы на вопросы плана необходимо зафиксировать в специальной тетради для практических работ.

Внимание! 1.Разрешается использовать ксерокопии отрывков из монографий, но они обязательно должны быть проработаны (важные моменты могут быть подчеркнуты цветным стержнем, или вклеены в тетрадь для практических занятий).

8.Информация, найденная в учебнике, должна быть зафиксирована в тетради, так как при ответе не рекомендуется читать учебник.

9. За день до практического занятия рекомендуется проговорить предполагаемые ответы, чтобы их уточнить, и поработать над выразительностью ответа.

Наши рекомендации