Междисциплинарная интеграция. Одесский национальный медицинский университет

МЗ Украины

Одесский национальный медицинский университет

Кафедра терапевтической стоматологии

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практического занятия для преподавателей по теме:

" СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО. СУБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ: ЖАЛОБЫ, АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ЖИЗНИ. ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЕВОГО СИНДРОМА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ТВЁРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ "

Утверждено

на методическом совещании кафедры "____"______________2013 г.

Протокол № _____

Зав. кафедрой__________________________

Д.мед.н., проф. Косенко К.Н.

ОДЕССА - 2016


Тема практического занятия: «Схема обследования стоматологического больного. Субъективное обследование: жалобы, анамнез заболевания и жизни. Характеристика болевого синдрома при заболеваниях твёрдых тканей зубов» - 2 часа.

1. Актуальность темы. Овладение методами обследования стоматологического больного - это элемент развития у студента клинического мышления, составления плана обследования, диагностики, дифференциальной диагностики, постановки клинического диагноза.

Знание основных приемов и методов клинических, дополнительных, лабораторных и специальных методов обследования в стоматологии, детальное овладение ими на практике позволит избежать многих ошибок при постановке диагноза и возможных осложнений при лечении.

Поэтому овладение методами обследования стоматологического больного имеет цель научить студентов выбору оптимальных методов обследования, детальной дифференциальной диагностике, постановке окончательного (клинического) диагноза.

2. Цели занятия:

2.1 Учебные цели:

- ознакомить студентов с основными методами обследования больных - І уровень;

- ознакомить студентов с оборудованием стоматологического кабинета - ІІ уровень;

- ознакомить студентов с правилами оформления амбулаторной карты стоматологического больного - ІІ уровень;

- студент должен знать клинические методы обследования стоматологических больных, освоить их выполнение - ІІ уровень;

- студенты должны знать и уметь проводить дифференциальную диагностику заболеваний твёрдых тканей зубов - ІІІ уровень;

- предоставить студентам возможность овладеть основными методами обследования стоматологических больных - ІІІ уровень;

- предоставить студентам возможность обследовать стоматологического больного, заполнять амбулаторную карту стоматологического больного - ІV уровень.

2.2. Воспитательные цели:

- формирование профессиональной личности;

- овладением принципами медицинской этики и деонтологии;

- актуальными аспектами правовой, психологической, профессиональной ответственности;

- умением находить доверительный контакт с пациентами;

- умениями убедить больного в необходимости и целесообразности обследования при стоматологической патологии.

Междисциплинарная интеграция.

№ п/п Дисциплина Знать Уметь
Предыдущие дисциплины
1. Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии Гистологическое строение ТТЗ, костей челюстей, развитие их в эмбриогенезе Приготовить: - распилы верхней и нижней челюстей с зубами;
2. Кафедра патологической анатомии Основные морфологические признаки в ТТЗ, костях, периодонте при заболеваниях зубов Оценить морфологические изменения в эмали при кариесе, НПТТЗ
3. Кафедра общей и кли-нической патологиче-ской физиологии им. В.В.Подвысоцкого Патофизиологические механизмы поражения тканей зуба Оценить патофизиологические изменения в ТТЗ.
4. Кафедра лучевой диагностики и терапии с курсом радиационной медицины Основные виды рентгено-логических исследований в стоматологии, укладывание больного, методы защиты больного и врача от рентге-нологического излучения Провести внутри ротовую рентгенограмму отдельного участка челюсти, оценить качество рентгенограммы и описать её  
Кафедра общей терапии Основные виды общего обследования больных, методы дополнительных исследований Собирать анамнез, проводить ос-мотр, оценивать общее состояние больного, оценивать результаты лабораторных исследований
Последующие дисциплины
6. Стоматология детского возраста Факторы, которые могут привести к патологии зубов у детей, возможные осложнения Провести обследование зубов, оценить возрастные изменения зубов, челюстей, выявить патологические процессы
7. Хирургическая стоматология Возможные осложнения при терапевтическом лечении зубов, хирургические методы их лечения Оценить состояние твёрдых тканей зубов, хирургический или комплексный метод лечения
8. Ортопедическая стоматология Методы ортопедического восстановления зубов, микропротезирование Оценить состояние зубов, периодонта, определиться с тактикой протезирования
Внутринаочная интеграция
9. Клиника, диагностика заболеваний твёрдых тканей зубов, периодонта   Основные и дополнительные методы обследования при заболеваниях зубов, пародо-нта, принципы дифференци-альной диагностики. Провести клиническое обследо-вание пациента, определить дополнительные методы обследования и правильно их оценить.
10. Клиника, диагностика заболеваний периодонта и пародонта   Основные и дополнительные методы обследования при заболеваниях пародонта, принципы дифференци-альной диагностики. Провести клиническое обследо-вание пациента, определить дополнительные, лабораторные методы обследования и правильно их оценить.
11. Показання к микро- протезированию Основные методы протезирования Особенности подготовки зубов для протезирования, возможные поражения соседних зубов, пародонта, СОПР

Содержание темы.

Диагностика - раздел клинической медицины, которая изучает последовательные степени процедуры распознавания болезни, то есть это процесс распознавания болезни и оценка индивидуальных биологических и социальных личностей больного, который включает целое направлено медицинское обследование, анализ полученных результатов и их обобщение в виде поставленного диагноза. Диагностика состоит из трех разделов: семиотики, методов обследования и методологических основ обследования.

Семиотика - это симптомы болезни и их диагностическое значение.

Симптом - это один из признаков болезни, который можно распознать. Симптомы могут быть субъективные и объективные; общие и местные; явные и скрытые. За диагностической значимостью - неспецифические, специфические и патогномонические (характерные только для одного заболевания. Для постановки диагноза имеют значение синдромы - патогенетически обусловлена совокупность симптомов, которые отображают общую картину заболевания.

Методы обследования больного - основные (клинические) и дополнительные (специальные, лабораторные).

Основные состоят из субъективного (жалобы, опросы) и объективного обследования больного.

Опрос. Обращаясь к больному, следует называть его по имени и отчество. Установить доверчивый контакт, определить нервно психологический статус, чтобы выбрать правильную тактику общения с больным. Выясняют жалобы, собирают анамнез болезни и жизни.

Целью объективных методов обследования является установление симптомов (признаков) заболевания которые не были обнаружены при опросе или подтверждение полученных раньше. Определяют общее состояние, сознание, выражение лица больного и другое. С помощью своих органов чувств (зрение, слух, обоняние, прикосновение) проводится внешний осмотр кожи и слизистых оболочек, органов и систем. Тщательное исследование местного статуса (ротовая полость) позволяет поставить диагноз, обнаружить этиологию и установить патогенетические механизмы заболевания.

Дополнительные методы обследования включают специальные клинические методы, функциональные и лабораторные что позволяет получить достаточную информацию о болезни.

Применяя методологические основы диагностики, врач проводит анализ и синтез полученных данных, устанавливает диагноз болезни у конкретного пациента и назначает соответствующее рациональное лечение.

Наши рекомендации