Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНА:

ФАРМАКОЛОГИЯ-2

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

«ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»

КУРС:3

Алматы, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Силлабус
Лекционный комплекс по модулю «Сердечно-сосудистая система»
Методические рекомендации для практических занятий по модулю «Сердечно-сосудистая система»
Рубежный контроль по модулю «Сердечно-сосудистая система»
Методические рекомендации для самостоятельной работы студента по модулю «Сердечно-сосудистая система»
Лекционный комплекс по модулю «Дыхательная система»
Методические рекомендации для практических занятий по модулю «Дыхательная система»
Рубежный контроль по модулю «Дыхательная система»
Методические рекомендации для самостоятельной работы студента по модулю «Дыхательная система»
Лекционный комплекс по модулю «Пищеварительная система»
Методические рекомендации для практических занятий по модулю «Пищеварительная система»
Рубежный контроль по модулю «Пищеварительная система»
Методические рекомендации для самостоятельной работы студента по модулю «Пищеварительная система»
Лекционный комплекс по модулю «Эндокринная система»
Методические рекомендации для практических занятий по модулю «Эндокринная система»
Рубежный контроль по модулю «Эндокринная система»
Методические рекомендации для самостоятельной работы студента по модулю «Эндокринная система»
Лекционный комплекс по модулю «Мочеполовая система»
Методические рекомендации для практических занятий по модулю «Мочеполовая система»
Рубежный контроль по модулю «Мочеполовая система»
Методические рекомендации для самостоятельной работы студента по модулю «Мочеполовая система»
Методические рекомендации для практических занятий по модулю «Опорно-двигательная система, кожа и придатки»
Рубежный контрольпо модулю «Опорно-двигательная система, кожа и придатки»
Методические рекомендации для самостоятельной работы студента по модулю «Опорно-двигательная система, кожа и придатки»
Методические рекомендации для практических занятий по модулю «Кроветворная система»
Рубежный контроль по модулю «Кроветворная система»
Методические рекомендации для самостоятельной работы студента по модулю «Кроветворная система»
Лекционный комплекс по модулю «Нервная система»
Методические рекомендации для практических занятий по модулю «Нервная система»
Рубежный контроль по модулю «Нервная система»
Контрольно – измерительные средства
Экзаменационные вопросы
Список препаратов для выписывания в рецептах
Ситуационные задачи
Тестовые задания
Ответы к тестовым заданиям
Карта учебно – методической обеспеченности

СИЛЛАБУС

По фармакологии Far-2 3214

Для специальности 051301 общая медицина

Кафедра фармакологии

Курс третий Семестр пятый, шестой

Лекции 12 часов

Практические занятия 24 часа

Самостоятельная работа студентов

Под руководством преподавателя (СРСП)

_____________ 36_______ часа

Всего аудиторных 72 часа

Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов (СРС) 36 часов

Всего 108 часов

Форма контроля: экзамен

Силлабус составлен проф.Пичхадзе Г.М., проф.Кадыровой, доц.Сатбаевой Э.М., ст.преп. Айтжановой Г.Б. на основании типовой программы по фармакологии, разработанной и внедреннойв соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования по специальности 051301 – «Общая медицина» ГОСО РК 3.08.388 – 2006 г, утвержденной Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования на основании рабочей программы, рассмотрен и одобрен на заседании кафедры фармакологии

Протокол №__________ , от «___»_________2012 г.

Заведующий кафедрой,

д.м.н., профессор Г.М. Пичхадзе

Общие сведения

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

1.2 Кафедрафармакологии

1.3 Дисциплинафармакология Far-2 3214

1.4 Специальность:051301 Общая медицина

1.5 Объем учебных часов:108 часов

1.6 Курс и семестр изучения – 3 курс, 5, 6 семестры

1.7 Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Ученая степень Должность Приоритетные научные интересы, достижения
Пичхадзе Гурам Михайлович доктор мед. наук профессор, зав.кафедрой Нейротропные средства. Химиотерапевт. средства.
Изатова Айгул Есенгельдиновна доктор мед. наук преподаватель  
Кадырова Диляра Мулдашевна кандидат мед. наук доцент (проф. КазНМУ) Местноанестезирущие средства
Ким Ирина Ивановна кандидат мед. наук доцент Общая фармакология
Сламжанова Сауле Бексултановна кандидат мед. наук доцент Токсикология
Сатбаева Эльмира Маратовна кандидат мед. наук доцент Фармакоэкономика
Есетова Камажай Утениязовна кандидат мед. наук старший преподаватель Антиаритмические средства
Айтжанова Гульзира Байдиллаевна кандидат мед. наук старший преподаватель Средства, влияющие на функции органов пищеварениия
Мухамеджанова Гульмира Советбековна кандидат мед. наук преподаватель Местноанестезирущие средства
Амиркулова Маржан Куляшевна   преподаватель Острая токсичность
Исмаилова Светлана Куралбаевна   преподаватель  
Мырзабек Бота Тегисовна   преподаватель  

1.8 Контактная информация:

г.Алматы, ул. Толе би, 92, анатомический корпус, 2 этаж.

Раб. тел. 292-04-05, 292-07-00

1.9. Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.

1. Обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий и СРСП.

2. Студент не должен опаздывать на занятия

3. Студент не должен пропускать занятия без уважительной причины

5. Наличие чистого, выглаженного, белого халата

6. Активное участие в учебном процессе (подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестовых заданий, выписывание рецептов с разбором и определением разовой дозы препаратов)

7. Выполнение тестовых заданий, ситуационных задач, защита темы СРС в установленное время по тематическому плану не позднее недели, соответствующей данному разделу.

8. Выполнение СРС соответственно требованиям и сдавать их в установленные сроки.

9. Сдача рубежного контроля по модулям в установленные сроки.

10. Наличие индивидуального дневника студента по учету всех видов деятельности

11. Уважительное отношение к ППС и студентам

12. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. кафедрой.

13. Студенты, набравшие менее 50% баллов в семестре к экзамену не допускаются.

Программа.

Введение.

Фармакология - это наука о взаимодействии химических соединений (веществ), используемых как лекарственные вещества, с живыми организмами, в частности, экспериментальных животных, человека. При этом фармакология изучает эти соединения со стороны их динамики, то есть со стороны производимых ими у животных и человека различных в качественном и количественном отношении функциональных, биохимических, морфологических изменений как во всем организме, так и в отдельных его органах и системах.

Фармакология устанавливает характер и интенсивность этих изменений, зависимость действия фармакологических средств от разных условий - от физико-химического их строения, дозы, концентрации раствора, способа и места введения в организм, от первоначального состояния организма и прочее.

Промежуточное положение между теоретическими и клиническими дисциплинами способствует развитию многих научных направлений, разрабатываемых ею. Новые направления в области фармакологии включают как прикладные аспекты, связанные с получение новых препаратов и их внедрением в медицинскую практику, так и фундаментальные проблемы.

Фармакология оказывает большое влияние на развитие медико-биологических дисциплин. Для экспериментаторов основная ценность фармакологических средств заключается в том, что они представляют широкие возможности управления многими биохимическими и физиологическими процессами.

Прогресс фармакологии неизбежно оказывает влияние на развитие клинических дисциплин. Последние годы ознаменовались стремительным развитием фармакологии, появлением новых групп лекарственных средств, в результате чего фармакотерапия стала универсальным методом лечения большинства заболеваний. Таким образом, фармакология занимает важное место в системе медицинского образования, поэтому знание фармакологии является необходимым для врача любого профиля.

2.2 Цель дисциплины: формирование знаний особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств для обеспечения рационального выбора препаратов при различных патологических состояниях.

2.3 Задачи дисциплины:

Когнитивная компетенция:

1.Сформировать знания по общей характеристике, механизмам действия и основным фармакологическим и побочным эффектам средств, направленных на коррекцию патологических процессов;

2.Сформировать знания противопоказаний к применению, распознавания нежелательных эффектов и проведения их своевременной коррекции.

3.Сформировать знания выбора комбинации лекарственных средств для усиления основных эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.

4.Сформировать знания выбора лекарственного средства для направленного изменения функций различных органов и систем организма с целью повышения эффективной терапии.

5.Сформировать знания выбора лекарственных форм, путей введения при определенных патологических состояниях.

1.Знание общих принципов оформления рецептом и составления рецептурных прописей.

Операциональная компетенция:

1.Сформировать навыки выписывания лекарственных средств в рецептах с разбором.

2.Сформировать умение расчета разовых доз препаратов.

3.Умение распознавать нежелательные эффектов лекарственных средств, предупреждать и устранять их.

4.Умение выбирать лекарственные средства для оказания неотложной помощи.

5.Умение ориентироваться в арсенале новых лекарственных средств и знать их наиболее широко используемые синонимы.

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Правовая компетенция:

1.Формирование правовых знаний и навыков: основные законодательные акты РК, регулирующие

правила выписывания, отпуска, хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Непрерывное обучение и самообразование:

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

СОДЕРЖАНИЕ ФАРМАКОЛОГИИ-2 ПО МОДУЛЯМ

Компетенции по системе: Содержание дисциплины
«СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА»
  Студент должен знать: - лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему; - основные принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии при артериальной гипертензии; - синдроме коронарной недостаточности , артериальной гипотензии, синдроме внезапной смерти, синдроме нарушений ритма, при острой и хронической сердечной недостаточности, пороках сердца; Студент должен уметь: - выбирать лекарственные средства и показания к применению при сердечно-сосудистой патологии - выбирать лекарственную форму и способ применения - выбирать комбинацию лекарственных средств для усиления желаемых эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов - выписывать рецепты на препараты, используемые при патологии сердечно-сосудистой системы, рассчитывать дозу Лекарственные препараты, влияющие на сердечно -сосудистую систему. Кардиотонические лекарственные средства, механизм действия, показания и противопоказания, побочные действия. Особенности у детей. Антиангинальные средства. Классификация (нитраты, β-блокаторы, антагонисты кальция, триметазидин), механизм действия, показания, противопоказания и побочные действия. Антикоагулянты, антиагреганты, фибринолитики в лечении ИБС. Выбор гипохолестеринемических препаратов в лечении патологии сердечно -сосудистой системы. Антиаритмические средства, классификация и механизмы действия, фармакологические эффекты основных препаратов, противопоказания, показания к применению, побочные эффекты. Антигипертензивные препараты, характеристика основных 4 групп (ингибиторы АПФ, тиазидные диуретики, блокаторы кальциевых каналов, β-блокаторы). Выбор препаратов для лечения синдрома артериальной гипертензии. Комбинированная терапия. Механизм действия основных препаратов, показания и противопоказания, побочные действия. Антигипотензивные средства для лечения синдрома артериальной гипотензии, показания, побочные действия, коррекция. Принципы использования лекарственных препаратов для лечения сердечной недостаточности. Комбинированная терапия. Роль ингибиторов АПФ, диуретиков, β -блокаторов, сердечных гликозидов в комбинированной терапии сердечной недостаточности. Особенности у детей. Применение фитопрепаратов при сердечно-сосудистой патологии (боярышник, арника горная, ландыш майский, горицвет весенний, настойка строфанта, листья барвинка малого, барбарис обыкновенный, корень валерианы, пустырник, наперстянка пурпуровая, наперстянка шерстистая, желтушник раскидистый, желтушник левкойный). Кардиопротекторы, ангиопротекторы
«ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
  Студент должен знать: - лекарственные средства, влияющие на функцию органов дыхания; - основные принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии при синдроме нарушения бронхиальной проходимости, синдроме дыхательной недостаточности, синдроме уплотнения легочной ткани. Студент должен уметь: - выбирать лекарственные средства и показания к применению при патологии дыхательной системы - выбирать лекарственную форму и способ применения - выбирать комбинацию лекарственных средств для усиления желаемых эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов - выписывать рецепты на препараты, используемые при патологии дыхательной системы, рассчитывать дозу Лекарственные средства, влияющие на дыхательную систему Средства, применяемые при синдроме нарушения бронхиальной проходимости: · противовоспалительные (ингаляционные глюкокортикостероиды, мембраностабилизирующие (кромогликат натрия, недокромил натрия, кетотифен) средства); · бронходилятаторы: β-агонисты короткого и дли-тельного действия, м-холиноблокаторы (ипратропия бромид, тиотропия бромид), ингибиторы фосфодиэстаразы. Средства, применяемые при синдроме уплотнения легочной ткани: · антибактериальные средства, применяемые при внебольничной пневмонии, классификация, механизм действия антибиотиков, синтетических антибактериальных средств. Особенности схемы дозирования у детей. · отхаркивающие и муколитические средства: классификация препаратов. Механизмы действия отхаркивающих средств. Режим дозирования. Пути введения. Побочные эффекты. Особенности применения у детей. · Противокашлевые средства, классификация, механизм действия, особенности применения. · Средства, применяемые при синдроме дыхательный недостаточности. Противовспенивающее действие спирта этилового. Особенности фармакотерапии патологии ДС у детей, стариков и беременных.  
«ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
  Студент должен знать: · основные принципы фармакотерапии при следующих синдромах: ­ синдром дисфагии. ­ синдром желудочной и кишечной диспепсии. ­ синдром желтухи. ­ синдром печеночной недостаточности. ­ синдром внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы; · лекарственные средства, применяемые при перечисленных синдромах. Студент должен уметь: - Выбирать лекарственные средства и показания к применению при патологии пищеварительной системы - выбирать лекарственную форму и способ применения - выбирать комбинацию лекарственных средств для усиления желаемых эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов - выписывать рецепты на препараты, используемые при патологии пищеварительной системы, рассчитать дозу Антимикробные средства, применяемые для проведения эрадикационной терапии (амоксициллин, кларитромицин, метронидазол, тетрациклин, фуразолидон, субцитрат висмута). Антисекреторные средства:ингибиторы протонового насоса Н2 – гистаминоблокаторы, М-холиноблокаторы. Механизмы действия. Показания и противопоказания. Пути введения. Побочные эффекты. Особенности применения у детей. Антацидные средства.Сравнительная характеристика препаратов. Показания и противопоказания. Побочные эффекты. Особенности применения у детей. Гастропротекторы.Синтетические аналоги простагландинов (мизопростол). Препараты, механически защищающие слизистую оболочку и повышающие ее защитную функцию. Показания и противопоказания. Побочные эффекты. Особенности применения у детей. Средства, влияющие на моторику желудочно-кишечного тракта, спазмолитические средства, слабительные и антидиарейные средства (метоклопрамид, домперидон,М-холиноблокаторы, дротаверин, пинаверия бромид, мебеверин, лактулоза и др.). Классификация. Механизмы действия. Показания и противопоказания. Побочные эффекты. Особенности применения у детей. Препараты, восстанавливающие микрофлору кишечника (бифидумбактерин, лактобактерин, линекс, лактулоза, хилак форте, колипротейный бактериофаг) Желчегонные средства.Классификация. Механизмы действия. Показания и противопоказания. Побочные эффекты. Особенности применения у детей. Гепатопротекторы. Классификация. Механизмы действия. Показания и противопоказания. Побочные эффекты. Особенности применения у детей. Средства, применяемые при нарушении экскреторной функции поджелудочной железы. Средства заместительной терапии, используемые при недостаточности функции поджелудочной железы. Классификация. Механизмы действия. Показания и противопоказания. Побочные эффекты. Особенности применения у детей.  
«ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА»
  Студент должен знать: - основные принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии при гипо- и гипертиреозе, гипо- и гипергликемии, гипо- и гиперкортицизме. - лекарственные средства, применяемые при перечисленных синдромах. Студент должен уметь: - выбирать лекарственные средства и показания к применению при патологии эндокринной системы - выбирать лекарственную форму и способ применения - выбирать комбинацию лекарственных средств для усиления желаемых эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов - выписывать рецепты на препараты, используемые при патологии эндокринной системы, рассчитать дозу Лекарственные средства, применяемые припоражении органов эндокринной системы: Препараты, применяемые при гипо- гипертиреозе, их влияние на обмен веществ. Показания и противопоказания. Побочные эффекты. Препараты, применяемые при синдроме гипергликемии. Препараты гормонов поджелудочной железы. Механизм действия, показания и противопоказания, побочные эффекты. Пероральные синтетические антидиабетические средства, механизм действия, побочные эффекты. Основные препараты инсулина, применяемые у детей. Препараты, применяемые при синдроме гипогликемии(глюкагон, адреналина гидрохлорид, глюкоза). Механизм действия, показания. Побочные эффекты. Препараты, применяемые при синдроме надпочечниковой недостаточности (глюкокортикоиды, минералокортикоиды). Механизм действия, показания. Побочные эффекты. Особенности применения в детском возрасте Принципы фармакотерапии ожирения. Анорексигенные средства-сибутрамин, ингибиторы липазы-орлистат (ксеникал), заменитель сахара-олестра. Механизмы действия. Показания и противопоказания. Побочные эффекты.
«МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА»
  Студент должен знать: - лекарственные средства, используемые при патологии мочевыделительной и репродуктивной системы; - основные принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии при нефритическом синдроме, нефротическом синдроме, мочевом синдроме, синдроме почечной недостаточности (острой и хронической), синдроме почечной артериальной гипертензии, синдроме нарушения развития половой и репродуктивной систем (анорхизм, монорхизм, экстрофия мочевого пузыря, дисменорея) Студент должен уметь: - выбирать лекарственные средства и показания к применению при патологии мочеполовой системы - выбирать лекарственную форму и способ применения - выбирать комбинацию лекарственных средств для усиления желаемых эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов - выписывать рецепты на препараты, используемые при патологии мочеполовой системы, рассчитать дозу. Лекарственные средства, применяемые при заболеваниях мочевыделительной системы. Мочегонные средства. Ингибиторы карбоангидразы, осмотические диуретики, средства, усиливающие выделение из организма преимущественно натрия, калия, хлора (петлевые диуретики), усиливающие выделение из организма натрия и хлора (тиазиды и тиазидоподобные диуретики), антагонисты минералокортикоидных рецепторов (антагонисты альдостерона, калийсберегающие диуретики), ингибиторы почечных эпителиальных натриевых каналов (непрямые антагонисты альдостерона, калийсберегающие диуретики). Механизм действия, показания, противопоказания, побочные действия, особенности применения в возрастном аспекте. Лекарственные средства, влияющие на систему свертывания крови, применяемые в нефрологии. Антикоагулянты прямого действия (гепарин), антиагреганты (ингибитор аденозиндезаминазы дипи-ридамол). Механизм действия, показания, противопо-казания, побочные действия, особенности применения в возрастном аспекте. Иммуносупрессивная терапия глюкокортикоидами (преднизолон) и цитостатиками (циклофосфамид, хло-рамбуцил, циклоспорин). Совместное применение глюкокортикоидов и цитостатиков. Механизм действия, показания, противопоказания, побочные действия, особенности применения в возрастном аспекте. Комбинированная терапия хронического гломерулонефрита. Назначение трехкомпонентной (цитостатики или глюкокортикоиды, антиагерганты, гепарин) и четырехкомпонентной схемы (глюкокортикоиды, цитостатики, антиагреганты, гепарин с переходом на фенилин). Механизм действия, показания, противопоказания, побочные действия, особенности применения в возрастном аспекте. Антимикробные средства, применяемые при инфекциях мочевыводящих путей (бета-лактамы, аминогликозиды, фторированные и нефторированные хинолоны, нитрофураны и др.). Механизм действия, показания, противопоказания, побочные действия, особенности применения в возрастном аспекте. Лекарственные препараты, влияющие на репродуктивную систему. Лекарственные средства, применяемые при нарушениях полового развития. Стероидные половые гормоны (андрогены и эстрогены). Механизмы действия, показания и противопоказания, режим дозирования, побочное действие. Основные направления терапии мочекаменной болезни. Препараты, применяемые при уратных, оксалатных и фосфатных камнях. Механизмы действия, показания и противопоказания, режим дозирования, побочное действие. Препараты, применяемые при острой и хронической почечной недостаточности. Механизмы действия, показания и противопоказания, режим дозирования, побочное действие. Особенности дозирования вышеперечисленных препаратов у детей.
«ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, КОЖА И ПРИДАТКИ КОЖИ»
  Студент должен знать: - лекарственные препараты, применяемые при суставном синдроме.   Студент должен уметь: - выбирать лекарственные средства и показания к применению при патологии опорно-двигательного аппарата - выбирать лекарственную форму и способ применения - выбирать комбинацию лекарственных средств для усиления желаемых эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов - выписывать рецепты на препараты, используемые при патологии опорно-двигательного аппарата, рассчитать дозу Препараты, влияющие на формирование скелета и регулирующие кальций-фосфорный обмен. Препараты витамина «Д». Влияние на фосфорно-кальциевый обмен, показания к применению. Современные препараты кальция. Классификация, механизм действия, показания, противопоказания, побочные эффекты. Препараты, применяемые при остеоартрозе (хондроитин сульфат, глюкозамин). Нестероидные и стероидные противовоспалительные средства. Базисные препараты, применяемые при ревматоидном артрите (метотрексат, препараты золота, сульфасалазин, пенициламин, циклофосфамид и др.). Классификация, механизм действия, показания, противопоказания, побочные эффекты. Особенности применения в возрастном аспекте.
«КРОВЕТВОРНАЯ СИСТЕМА»
  Студент должен знать: · основные лекарственные препараты, используемые при лечении: - дефицитных анемий; - геморрагического синдрома; - миело- и лимфопролиферативном синдроме. Студент должен уметь: - Выбирать лекарственные средства и показания к применению при патологии кроветворной системы - выбирать лекарственную форму и способ применения - выбирать комбинацию лекарственных средств для усиления желаемых эффектов или устранения нежелатель-ного действия отдельных препаратов - выписывать рецепты лекарственных средств при: ü дефицитных анемиях; ü геморрагическом синдроме; ü миело- и лимфопроли- феративном синдроме; рассчитать дозу Препараты, применяемые при анемическом синдроме. Препараты железа. Сравнительная характеристика препаратов, применение, побочные эффекты, особенности назначения в педиатрической практике. Роль аскорбиновой кислоты в процессах усвояемости железа. Механизм фармакотерапевтического эффекта цианокобаламина, кислоты фолиевой. Показания к применению. Возможные побочные эффекты. Препараты по программе: железа сульфат и препараты, его содержащие (сорбифер Дурулес, тардиферон), фумарат железа (ферронат, хефенол), хлорид железа (гемофер), железа закисного сульфат (актиферрин, тардиферрон, ферроградумет), ферковен, феррум лек, комплексные препараты железа (мальтофер, ферлатум), эпоэтин альфа, аскорбиновая кислота, цианокобаламин, кислота фолиевая. Препараты, применяемые при геморрагическом синдроме.Антикоагулянты прямого и непрямого действия, ингибиторы фибринолиза, антитромботи-ческие средства, средства, влияющие на про-ницаемость сосудов.Классификация, механизмы действия, показания и противопоказания, побочные действия. Препараты, применяемые при миело- и лимфопролиферативном синдроме. Цитостатики:циклофосфан, цисплатин, хлорбутин, нитрозометилмочевина, ломустин, кармустин, миелосан, метотрексат, меркаптопурин, фторурацил, цитарабин; препараты рстительного происхождения: винкристин; антибиотики: доксорубицин; цитокины, моноклональные антитела
«НЕРВНАЯ СИСТЕМА»
  Студент должен знать: · классификацию основных лекарственных средств, влияющие на функции нервной системы; · основные принципы терапии при синдромах: - ишемический и геморрагический инсульт; - судорожный синдром; - синдром поражения мозговых оболочек (менингиты) Студент должен уметь: - выбирать лекарственные средства и показания к применению при патологии нервной системы - выбирать лекарственную форму и способ применения - выбирать комбинацию лекарственных средств для усиления желаемых эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов - выписывать рецепты на препараты, используемые при патологии нервной системы, рассчитать дозу Лекарственные препараты, влияющие на функции нервной системы. Принципы лекарственной терапии при инсультах. Основные направления дифференцированной терапии острых нарушений мозгового кровообращения — восстановление адекватной перфузии в зоне ишемической полутени и ограничение размеров очага ишемии, нормализация реологических и свертывающих свойств крови, защита нейронов от повреждающего действия ишемии и стимуляция репаративных процессов в нервной ткани.   Нейрометаболические средства: ноотропы и церебропротекторы (пирацетам, глицин, семакс, церебролизин и др.), механизм действия, показания, противопоказания. Особенности применения у детей. Консервативное лечение эпилепсии. Выбор противоэпилептического препарата в зависимости от типа припадка и формы эпилепсии. Преимущества современных противоэпилептическх препаратов (ламотриджин, тиагабин и др.). Особенности применения у детей. Синдром поражения мозговых оболочек (менингиты). Общие принципы фармакотерапии менингитов. Антибактериальные средства, применяемые при нейроинфекциях. Классификация, механизм действия, показания, противопоказания. Особенности применения у детей.
     

2.5 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:формы проведения лекций, практических занятий, СРСП, СРС.

· Чтение проблемных лекций

  • Проведение практических занятий: устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, моделирование ситуаций, дискуссии, ролевые игры, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, использования интерактивных обучающих программ с элементами мультимедиа, выписывание рецептов с разбором, определение разовой и суточной дозы препаратов.
  • Формы организации СРСП:

Консультации по всем возникающим вопросам, самостоятельное освоение тем, выделенных в плане, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, использование интерактивных форм обучения: интерактивных обучающих программ, кроссвордов, сканвордов и др., работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах, рубежный контроль.

  • Формы организации СРС:

работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения; составление тестовых заданий, решение тестовых заданий, составление конспекта с указанием арсенала лекарственных средств по отдельным темам, подготовка научных рефератов, докладов, эссе по темам, с электронными носителями информации, перекрестное рецензирование студенческих рефератов, подготовка презентаций, подготовка таблиц-схем, стендов, демонстрационного материала

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

  • Текущий контроль:

Практических занятий:Тестирование, устный опрос, решение ситуационных задач, проверка выписанных рецептов с разбором, выводы по заданиям, выполненным по руководству к лабораторным занятиям и по экспериментальным работам.

СРС:защита рефератов, докладов, эссе, демонстрация презентаций, контроль выполнения тестовых заданий, составление кроссвордов, демонстрация таблиц-схем, стендов проводится не позднее недели, соответствующей разделу фармакологии, на котором изучается данная тема. Требования к каждому виду СРС описаны в методических указаниях по СРС.

  • Рубежный контроль:интегрированный коллоквиум в конце каждого модуля, включающий, в том числе оценку результатов проблемно-ориентированного обучения (ПОО), с отдельной оценкой по фармакологии.
  • Итоговый контроль: интегрированный экзамен по 8 дисциплинам, который проводится после завершения изучения модулей по всем 8 системам органов и включает 2 этапа – комплексное тестирование/собеседование по всем интегрированным дисциплинам программы и прием практических навыков.
  • Итоговая оценка по всем дисциплинам: средняя арифметическая из средней арифметической оценок рубежного контроля по всем модулям и оценки за интегрированный экзамен.

ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.

Оснащение: Пакет компьютерных программ и мультимедийных учебных пособий, коллекции препаратов и проспектов лекарственных средств, демонстрационный материал, экспериментальные животные (лягушки, кролики), пробирки, препараты, шприцы, часовые стекла, стеклянные палочки.

Наши рекомендации