Междисциплинарная интеграция. Одесский национальный медицинский университет
МЗ Украины
Одесский национальный медицинский университет
Кафедра терапевтической стоматологии
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практического занятия для преподавателей по теме:
" СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО. СУБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ: ЖАЛОБЫ, АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ЖИЗНИ. ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЕВОГО СИНДРОМА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ТВЁРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ "
Утверждено
на методическом совещании кафедры "____"______________2013 г.
Протокол № _____
Зав. кафедрой__________________________
Д.мед.н., проф. Косенко К.Н.
ОДЕССА - 2016
Тема практического занятия: «Схема обследования стоматологического больного. Субъективное обследование: жалобы, анамнез заболевания и жизни. Характеристика болевого синдрома при заболеваниях твёрдых тканей зубов» - 2 часа.
1. Актуальность темы. Овладение методами обследования стоматологического больного - это элемент развития у студента клинического мышления, составления плана обследования, диагностики, дифференциальной диагностики, постановки клинического диагноза.
Знание основных приемов и методов клинических, дополнительных, лабораторных и специальных методов обследования в стоматологии, детальное овладение ими на практике позволит избежать многих ошибок при постановке диагноза и возможных осложнений при лечении.
Поэтому овладение методами обследования стоматологического больного имеет цель научить студентов выбору оптимальных методов обследования, детальной дифференциальной диагностике, постановке окончательного (клинического) диагноза.
2. Цели занятия:
2.1 Учебные цели:
- ознакомить студентов с основными методами обследования больных - І уровень;
- ознакомить студентов с оборудованием стоматологического кабинета - ІІ уровень;
- ознакомить студентов с правилами оформления амбулаторной карты стоматологического больного - ІІ уровень;
- студент должен знать клинические методы обследования стоматологических больных, освоить их выполнение - ІІ уровень;
- студенты должны знать и уметь проводить дифференциальную диагностику заболеваний твёрдых тканей зубов - ІІІ уровень;
- предоставить студентам возможность овладеть основными методами обследования стоматологических больных - ІІІ уровень;
- предоставить студентам возможность обследовать стоматологического больного, заполнять амбулаторную карту стоматологического больного - ІV уровень.
2.2. Воспитательные цели:
- формирование профессиональной личности;
- овладением принципами медицинской этики и деонтологии;
- актуальными аспектами правовой, психологической, профессиональной ответственности;
- умением находить доверительный контакт с пациентами;
- умениями убедить больного в необходимости и целесообразности обследования при стоматологической патологии.
Междисциплинарная интеграция.
№ п/п | Дисциплина | Знать | Уметь |
Предыдущие дисциплины | |||
1. | Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии | Гистологическое строение ТТЗ, костей челюстей, развитие их в эмбриогенезе | Приготовить: - распилы верхней и нижней челюстей с зубами; |
2. | Кафедра патологической анатомии | Основные морфологические признаки в ТТЗ, костях, периодонте при заболеваниях зубов | Оценить морфологические изменения в эмали при кариесе, НПТТЗ |
3. | Кафедра общей и кли-нической патологиче-ской физиологии им. В.В.Подвысоцкого | Патофизиологические механизмы поражения тканей зуба | Оценить патофизиологические изменения в ТТЗ. |
4. | Кафедра лучевой диагностики и терапии с курсом радиационной медицины | Основные виды рентгено-логических исследований в стоматологии, укладывание больного, методы защиты больного и врача от рентге-нологического излучения | Провести внутри ротовую рентгенограмму отдельного участка челюсти, оценить качество рентгенограммы и описать её |
Кафедра общей терапии | Основные виды общего обследования больных, методы дополнительных исследований | Собирать анамнез, проводить ос-мотр, оценивать общее состояние больного, оценивать результаты лабораторных исследований | |
Последующие дисциплины | |||
6. | Стоматология детского возраста | Факторы, которые могут привести к патологии зубов у детей, возможные осложнения | Провести обследование зубов, оценить возрастные изменения зубов, челюстей, выявить патологические процессы |
7. | Хирургическая стоматология | Возможные осложнения при терапевтическом лечении зубов, хирургические методы их лечения | Оценить состояние твёрдых тканей зубов, хирургический или комплексный метод лечения |
8. | Ортопедическая стоматология | Методы ортопедического восстановления зубов, микропротезирование | Оценить состояние зубов, периодонта, определиться с тактикой протезирования |
Внутринаочная интеграция | |||
9. | Клиника, диагностика заболеваний твёрдых тканей зубов, периодонта | Основные и дополнительные методы обследования при заболеваниях зубов, пародо-нта, принципы дифференци-альной диагностики. | Провести клиническое обследо-вание пациента, определить дополнительные методы обследования и правильно их оценить. |
10. | Клиника, диагностика заболеваний периодонта и пародонта | Основные и дополнительные методы обследования при заболеваниях пародонта, принципы дифференци-альной диагностики. | Провести клиническое обследо-вание пациента, определить дополнительные, лабораторные методы обследования и правильно их оценить. |
11. | Показання к микро- протезированию | Основные методы протезирования | Особенности подготовки зубов для протезирования, возможные поражения соседних зубов, пародонта, СОПР |
Содержание темы.
Диагностика - раздел клинической медицины, которая изучает последовательные степени процедуры распознавания болезни, то есть это процесс распознавания болезни и оценка индивидуальных биологических и социальных личностей больного, который включает целое направлено медицинское обследование, анализ полученных результатов и их обобщение в виде поставленного диагноза. Диагностика состоит из трех разделов: семиотики, методов обследования и методологических основ обследования.
Семиотика - это симптомы болезни и их диагностическое значение.
Симптом - это один из признаков болезни, который можно распознать. Симптомы могут быть субъективные и объективные; общие и местные; явные и скрытые. За диагностической значимостью - неспецифические, специфические и патогномонические (характерные только для одного заболевания. Для постановки диагноза имеют значение синдромы - патогенетически обусловлена совокупность симптомов, которые отображают общую картину заболевания.
Методы обследования больного - основные (клинические) и дополнительные (специальные, лабораторные).
Основные состоят из субъективного (жалобы, опросы) и объективного обследования больного.
Опрос. Обращаясь к больному, следует называть его по имени и отчество. Установить доверчивый контакт, определить нервно психологический статус, чтобы выбрать правильную тактику общения с больным. Выясняют жалобы, собирают анамнез болезни и жизни.
Целью объективных методов обследования является установление симптомов (признаков) заболевания которые не были обнаружены при опросе или подтверждение полученных раньше. Определяют общее состояние, сознание, выражение лица больного и другое. С помощью своих органов чувств (зрение, слух, обоняние, прикосновение) проводится внешний осмотр кожи и слизистых оболочек, органов и систем. Тщательное исследование местного статуса (ротовая полость) позволяет поставить диагноз, обнаружить этиологию и установить патогенетические механизмы заболевания.
Дополнительные методы обследования включают специальные клинические методы, функциональные и лабораторные что позволяет получить достаточную информацию о болезни.
Применяя методологические основы диагностики, врач проводит анализ и синтез полученных данных, устанавливает диагноз болезни у конкретного пациента и назначает соответствующее рациональное лечение.