Изучение дисциплины в течение одного семестра
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Учебное пособие
Ухта 2007
УДК 510.(075.8)
ББК 87.4 я 7
Е 80.
Учебное издание
Автор
Ершов А.А.
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Ершов, А.А. Формальная логика [Текст]: учебное пособие / А.А.Ершов. – Ухта: УГТУ, 2007. – 119 с.
ISBN
В учебном пособии представлены материалы учебной дисциплины, которые призваны сопровождать студента как дневной, так и заочной форм обучения: программа курса логики, библиографический список, зачетные вопросы, рекомендации, темы контрольных работ с практическими заданиями, которые можно использовать в качестве упражнений, план-график чтения лекций и практических занятий, теоретический курс формальной логики.
Рецензенты: доктор философских наук, проф., зав. кафедрой политологии и социальных технологий Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) - Кретов Б.И.
кандидат философских наук, доцент, директор Ухтинского
филиала Современного Гуманитарного Университета - Борозинец Г.Л.
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Ухтинского
государственного технического университета
© Ухтинский государственный технический университет, 2007
© Ершов А.А., 2007
ISBN
ПРЕДИСЛОВИЕ
Преподавание формальной логики в техническом вузе имеет большое значение для подготовки молодых специалистов. Данное учебное пособие имеет цель оказать помощь студентам в изучении курса традиционной, или как ее еще называют формальной логики, способствовать осуществлению выработки у них умений и навыков использовать ее основные положения в рациональном мышлении. Поскольку вы приступили к изучению логики как науки, то вам следует освоить ее язык и научиться им пользоваться. В учебном пособии в краткой форме изложены основные логические понятия, которые в тексте и словаре терминов выделены жирным шрифтом. Здесь же представлены наиболее важные структурно-логические схемы и таблицы.
Как и другие науки, которые вы изучаете, логика требует определенных знаний и определенных способностей. Поскольку наука о законах правильного мышления - точная, то вам понадобится способность к математическому и грамматическому анализу. Принято считать, что таковые - свидетельство недюжинного интеллекта, отсутствие же способности понимать теоремы или просто безошибочно рассуждать - признак неразвитого мышления. Правда, у некоторых людей возникает стойкая психологическая неприязнь к сухим логико-математическим рассуждениям. Иногда это может быть объяснено особым складом ума или чувственным мышлением, где каковое в противовес рациональному, логическому мышлению мы отважимся назвать ассоциативным, в основе которого лежат мыслеобразы. В этом случае оно действует скорее по законам психологии, опираясь на чувственный опыт и интуицию, чем на строгое доказательство.
Такое мышление плохо приспособлено к рациональной деятельности, но вполне надежно работает в такой важной сфере, как общение, где, наряду со способностью здраво рассуждать, требуется еще и умение воздействовать на партнера по общению психологически; там успеха порой легче добиваются люди с нерациональным складом ума. Дело в том, что психика, как и всё сознание, являющееся отражением внешнего мира, тоже концентрирует в себе определенный жизненный опыт. Но, разумеется, общение предполагает определенную культуру чувств и знание психологии. Более подробно вы узнаете об этом из курса «Этика делового общения».
Обучение, рассчитанное на развитие навыков мышления, должно строиться на основе двух взаимосвязанных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительном потоке информации и находить нужное, и умения понять, осмыслить и эффективно применить отобранную информацию. При этом необходимы такие формы обучения, которые позволили бы человеку мыслить более продуктивно. Эта книга является одной их многих, которые помогают совершенствовать мыслительные способности студентов.
Овладеть правилами и законами логики под силу абсолютно каждому, если проявить достаточно упорства и настойчивости. В процессе обучения необходимо добиваться, чтобы материал был не только понят, но чтобы мог быть использован в учебной и повседневной деятельности студентов.
Мы создаем знания всякий раз, когда знакомимся с новыми понятиями и идеями. Эта новая информация используется для создания структур знания сугубо индивидуальных, присущих определенному человеку. Но наши собственные идеи могут быть восприняты другими людьми лишь благодаря рациональному мышлению. Признаком направленного мышления является то, что усвоенные логические операции включают в себя оценку результатов мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели нас к определенным умозаключениям ‑ насколько правильно принятое нами решение, или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Поэтому при изучении данного предмета желательно делать как можно больше упражнений.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО № 04-0313 П от 04.02.2002 г. к минимуму содержания профессиональной основной подготовки по специальностям, принятым в Ухтинском государственном техническом университете.
Разработчик: к.ф.н. Ершов А.А.
Рецензенты: Б.И. Кретов - доктор философских наук, проф., зав. кафедрой политологии и
социальных технологий Московского государственного университета путей
сообщения (МИИТ);
Г.Л. Борозинец - кандидат философских наук, доцент, директор Ухтинского
филиала Современного Гуманитарного Университета.
Подготовка студента технического вуза по логике является необходимой частью его профессиональной подготовки, поскольку функции логики отражают методологический, познавательный, коммуникативный, символический и другие аспекты человеческого бытия.
Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО № 5 от 04.02.2002г. к минимуму содержания профессиональной основной подготовки по специальностям 22020(АИС), 180400(ЭАП), 060800(ЭТК).
Цель изучения дисциплины:
- ознакомить студентов с историей становления логики как рационального способа мышления и как науки, ее структурой и местом в системе эпистемологии, практической деятельностью специалиста технического профиля.
Задачи курса:
- представить логику как особую форму мышления, включающую в себя целый ряд способов познавательной деятельности, в рамках которых изучаются различные методы и формы правильного построения мыслей, и как особую культурную практику внутри научного сообщества; выработать у студентов навыки самостоятельной работы с научной литературой и грамотного изложения мыслей в устной и письменной речи.
Данный курс предполагает подготовку домашних заданий по дисциплине и выполнение практических упражнений на семинарских занятиях.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
- курсом предусматривается не только освещение сфер профессионального приложения логики, но весьма подробно в разных темах дается информация о специфике критического мышления, соотнесенности логики с такими дисциплинами, как психология, математика. Подобный подход к изложению материала во вводном курсе позволяет дать студентам ясное представление об объекте, предмете и методе логики, показать ее специфику и отличие от других смежных дисциплин.
Программа включает следующие дидактические единицы:
- предмет и значение логики, основные этапы развития логики, структуру и функции логики, семантические категории и законы логики, формализацию понятий, суждений, умозаключений, методы логического следования, правила построения доказательства и опровержения, построение гипотез, элементы пропозициональной логики, методы установления причинной связи.
Программа реализуется в процессе домашней, самостоятельной работы студентов, при выполнении контрольной работы, а также на лекционных и семинарских занятиях.
Для студентов заочного отделения предусмотрены две формы отчета: 1) собеседование (защита) по темам выполненных им и контрольных работ и зачет; 2) зачет по результатам ответа на один из списка предложенных студенту зачетных вопросов.
Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля(количество часов)
дневное отделение | заочное отделение | |
Аудиторные занятия | ||
из них: | ||
‑ лекции | ||
‑ практические занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
Итого (трудоемкость дисциплины) |
Изучение дисциплины в течение одного семестра
Дневное отделение: лекции – 18, практические занятия – 18, самостоятельная работа студентов – 66. Аттестация: промежуточный контроль (проверка домашних заданий, тестирование), зачет.
Заочное отделение: лекции – 6, практические занятия – 2, самостоятельная работа студентов – 94. Аттестация: промежуточный контроль (проверка контрольной работы, собеседование), зачет.
В конце курса студент должен знать содержание дисциплины и иметь достаточно полное представление о возможностях применения его разделов в различных прикладных областях науки и профессиональной деятельности.
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Предмет и значение науки логики. Формальный язык и семантические категории(лекция, практическое занятие)
Процесс мышления и формы мысли. Значение логики. История логики (краткая справка). Логика и язык. Связь между мышлением и языком. Логическое и психологическое. Семантические категории.
Тема 2. Понятие как форма мысли и итог познания(лекция)
Общая характеристика понятия. Понятие и представление. Признаки существенные и несущественные, их критерий. Принцип образования понятий. Виды понятий. Виды отношений между понятиями. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий. Функции понятий.
Тема 3. Логические операции над понятиями(практическое занятие)
Определение понятий. Неявные определения. Ограничение и обобщение понятий. Деление понятий. Классификация понятий.
Тема 4. Суждение как форма мышления(лекция)
Общая характеристика суждения. Структура суждения. Распределенность терминов в суждениях. Модальность суждений. Классификация суждений. Зависимость познавательного значения суждения от его формы.
Тема 5. Логические операции с суждениями(практическое занятие)
Образование простых и сложных суждений. Преобразование суждений. Утверждение суждений. Отрицание суждений. Табличное определение истинности (ложности) сложных суждений.
Тема 6. Умозаключение как форма выводного знания(лекция)
Общая характеристика умозаключения. Умозаключения непосредственные и опосредованные. Умозаключения. Индуктивные и дедуктивные умозаключения. Категорические и условные умозаключения. Познавательное значение умозаключений.
Тема 7. Логические операции с умозаключениями(практическое занятие)
Построение умозаключений из простых и сложных суждений. Построение чисто условных суждений. Построение условно-категорических суждений (modus ponens) и (modus tollens). Построение разделительно-категорических суждений (modus ponendo tollens) и (modus tollendo ponens). Построение дилемм.
Тема 8. Силлогизм как опосредованное умозаключение(лекция)
Общее понятие о силлогизме. Состав и структура силлогизма. Фигуры и модусы фигур силлогизма. Правила силлогизма. Сокращенные и сложные силлогизмы.
Тема 9. Логические операции с категорическим силлогизмом и его модификациями(практическое занятие)
Роль логического квадрата в построении категорического силлогизма. Правила фигур силлогизма и возможные ошибки при нарушении правил. Правила терминов силлогизма и возможные ошибки при нарушении правил. Правила посылок силлогизма, и возможные ошибки при нарушении правил. Построение сокращенных, сложных и сложносокращенных силлогизмов.
Тема 10. Доказательство и опровержение(лекция)
Понятие доказательства и опровержения. Строение доказательства. Виды доказательств. Способы доказательства и опровержения.
Тема 11. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении(практическое занятие)
Правила тезиса. Правила основания. Правила демонстрации. Оценка аргументации. Ошибки в процедуре доказательства. Избирательный характер опровержения.
Тема 12. Гипотеза и ее познавательное значение(лекция)
Общая характеристика гипотезы. Построение гипотезы и этапы ее развития. Проверка гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание. Познавательное значение гипотезы.
Тема 13. Дедукция, индукция и аналогия в правдоподобных умозаключениях(практическое занятие)
Разделение доказательств на индукцию, дедукцию и абдукцию. Независимые и зависимые переменные. Валидность. Принятие вероятностных выводов. Ошибки в индукции, дедукции и аналогии. Умозаключение по аналогии и его виды.
Тема 14. Методы установления причинной связи(лекция)
Причинная связь явлений. Методы Милля: сходства, различия, соединенный метод сходства и различия, сопутствующих изменений, остатков.
Тема 15. Условные умозаключения(практическое занятие)
Условия решения логических задач. Отношения сопряженности. Построение древовидных диаграмм. Четыре типа рассуждений в условных умозаключениях. Альтернативная интерпретация в условных умозаключениях. Условные суждения в повседневной жизни.
Тема 16. Основные законы логики(лекция)
Общая характеристика основных законов логики. Метод выведения законов логики. Закон тождества. Закон противоречия (непротиворечия). Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Причины и следствия нарушения законов логики.
Тема 17. Элементы логики высказываний(практическое занятие)
Исчисление высказываний. Пропозициональные связки. Истинностные значения составных формул. Логическое следствие. Исчисление предикатов; общая формулировка. Общезначимость. Логическое следствие при исчислении предикатов.
Зачетные вопросы
1. Что является предметом формальной логики и в чем ее значение?
2. К чему приводит обобщение знания об отдельных предметах и их свойствах и отношениях?
3. Чем отличается логическая форма от формы предметов?
4. Какие значения принимают логические высказывания?
5. Назовите виды семантических категорий.
6. Объясните основные принципы (законы) логики, представьте их в символической записи.
7. Раскройте понятия «паралогизм» и «софизм» как логические ошибки. Чем они отличаются от фактических ошибок?
8. Какая ошибка возникает при нарушении закона тождества? Приведите пример.
9. Что необходимо знать для правильного применения закона непротиворечия?
10. Что устанавливает закон исключенного третьего?
11. Что выражает принцип достаточного основания?
12. В чем состоит значение законов логики в учебной и научной деятельности?
13. На каких языках основаны традиционная и математическая логики?
14. Какими символами оперирует символическая логика?
15. Раскройте суть именной и пропозициональной функций.
16. Приведите пример простого и сложного имени, объясните суть их отличия.
17. Перечислите признаки предмета в логической классификации и приведите примеры, характеризующие их.
18. Чем различаются: слово, понятие, термин?
19. Что такое содержание и объем понятия? Объясните смысл закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
20. Приведите примеры видов понятий по объему.
21. Приведите примеры видов понятий по содержанию.
22. Приведите примеры и объясните суть логически сравнимых и несравнимых понятий.
23. Приведите пример совместимых понятий и изобразите отношения между ними с помощью кругов Эйлера.
24. Объясните на примере отношение равнообъемности понятий.
25. Объясните на примере отношение пересечения понятий.
26. Объясните на примере отношение подчинения понятий.
27. Объясните на примере отношения «род», «вид», «индивид».
28. Приведите пример несовместимых понятий и изобразите отношения между ними с помощью кругов Эйлера.
29. Объясните на примере отношение соподчинения.
30. Объясните на примере отношение противоположности.
31. Объясните на примере отношение противоречия.
32. Что значит «обобщить понятие»? Приведите пример.
33. Что значит «ограничить понятие»? Приведите пример.
34. В чем сущность и значение определения понятия?
35. Назовите и охарактеризуйте виды определений понятия.
36. Как определить понятие через род и вид?
37. Приведите пример генетического определения понятия.
38. Что требует правило соразмерности в определении понятия? Назовите две ошибки, связанные с нарушением правила соразмерности.
39. Что значит «тавтология в определении»?
40. К какой ошибке приводит нарушение правила ясности в определении понятия?
41. В чем суть отрицательного определения?
42. В каких случаях прибегают к неявным определениям?
43. Приведите пример определения через отношение противоположности.
44. Приведите пример контекстуального определения.
45. Приведите пример остенсивного определения.
46. В чем сущность деления понятия?
47. Как производится деление понятия по видоизменению признака?
48. Приведите пример дихотомического деления. В чем его преимущества и недостатки?
49. В чем суть правила соразмерности при делении понятия? К каким двум ошибкам приводит нарушение правила соразмерности?
50. В чем суть правила деления по одному основанию?
51. Приведите пример нарушения правила непрерывности в делении понятия.
52. Какое значение в науке имеет классификация как особый вид деления? Почему она не может быть завершенной?
53. Дайте определение и общую характеристику суждения. Обозначьте его логическую структуру.
54. Приведите пример атрибутивного суждения и обозначьте его структуру.
55. Приведите пример реляционного суждения и обозначьте его структуру.
56. Приведите пример экзистенциального суждения и обозначьте его структуру.
57. Приведите схемы суждений со сложным субъектом и сложным предикатом.
58. Изобразите логический квадрат и обозначьте на нем количественные и качественные характеристики атрибутивных (категорических ) суждений.
59. Что устанавливает количественная характеристика суждений?
60. Приведите примеры выделяющего и исключающего суждений.
61. Что является терминами суждений? Обозначьте их.
62. Что такое распределенность (нераспределенность) терминов в суждении?
63. Изобразите распределенность (нераспределенность) терминов в суждениях SaP, SeP, SiP, SoP c помощью кругов Эйлера.
64. Приведите примеры сравнимых и несравнимых суждений.
65. Дайте характеристику отношений между суждениями, используя логический квадрат.
66. Приведите примеры отношений между суждениями: противоположности, противоречия, субординации, частичной совместимости.
67. Какова роль умозаключений в получении выводных знаний?
68. Приведите пример умозаключения, разберите его состав, изобразите его схему.
69. Назовите виды умозаключений в зависимости от строгости вывода, его направленности, от количества посылок.
70. Изобразите схемы непосредственных умозаключений (превращение и обращение) и объясните их суть.
71. Дайте характеристику состава категорического силлогизма.
72. Приведите пример категорического силлогизма и сделайте его полный разбор.
73. Назовите правила фигур категорического силлогизма. Приведите примеры нарушения этих правил.
74. Назовите правила терминов категорического силлогизма. Приведите примеры нарушения этих правил.
75. Назовите правила посылок категорического силлогизма, Приведите примеры нарушения этих правил.
76. Понятие о модусах категорического силлогизма. Приведите пример модуса Barbara.
77. Какой силлогизм называется энтимемой?
78. Покажите механизм образования сложных суждений.
79. Назовите основные группы сложных суждений.
80. От чего зависит истинность или ложность конъюнктивного суждения?
81. От чего зависит истинность или ложность дизъюнктивного суждения?
82. От чего зависит истинность или ложность импликативного суждения?
83. От чего зависит истинность или ложность эквивалентного суждения?
84. Назовите и охарактеризуйте виды модальностей.
85. В чем суть модальности суждений?
86. Приведите пример и схему чисто условного умозаключения.
87. Приведите пример и схему условно-категорического умозаключения по утверждающему модусу.
88. Приведите пример и схему условно-категорического умозаключения по отрицающему модусу.
89. Приведите пример и схему разделительно-категорического умозаключения по утверждающе-отрицающему модусу.
90. Приведите пример и схему разделительно-категорического умозаключения по отрицающе-утверждающему модусу.
91. Какое умозаключение называется условно-разделительным? На какие виды оно делится?
92. Приведите схемы простой конструктивной и простой деструктивной дилеммы
93. Какая индукция называется полной и какая неполной?
94. Что является условием достоверного вывода в полной индукции?
95. На каких принципах выведены методы установления причинной связи?
96. Что представляет собой метод единственного сходства и единственного различия?
97. В чем особенности метода сопутствующих изменений?
98. Приведите определение и схему умозаключения по аналогии.
99. Что такое доказательство?
100. Назовите состав доказательства и определите его части.
101. Какое доказательство называется прямым? Постройте его схему.
102. Какое доказательство называется косвенным? Приведите его схему.
103. Чем обосновывается истинность тезиса в апагогическом доказательстве?
104. Что такое опровержение?
105. Назовите способы опровержения и их оптимальный выбор.
106. Назовите правила тезиса в доказательстве и приведите примеры их нарушения.
107. Назовите правила аргументов в доказательстве и приведите примеры их нарушения.
108. Назовите правило демонстрации в доказательстве и приведите примеры ошибок в демонстрации.
109. Назовите приемы, отвергаемые логикой, но используемые в дискуссиях и спорах.
110. Дайте определение гипотезы, назовите ее виды.
111. Какие этапы можно выделить в построении и проверке гипотезы?
112. Чем становится гипотеза после полного ее доказательства?