Курс «психология труда» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 120 часов изучается в течение одного семестра, его изучение завершается экзаменом

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Психология труда»

для специальности «Психология» (030301)

факультет социально – психологический

курс 5 экзамен 9 семестр
семестр 9  
лекции 30 (часов)  
практические занятия 30 (часов)  
самостоятельная работа 60 (часов)  
Всего часов 120  

Составители: к.психол.н., доцент Н.Р. Хакимова

Кемерово, 2007

Рабочая программа составлена

на основании Государственного стандарта высшего образования по

специальности 030301 «Психология», 2007 г.

Рабочая программа обсуждена

на заседании кафедры

Протокол № 1 «30» августа 2007 г.

Зав. кафедрой Морозова. И. С. ___________

Одобрено методической комиссией
Протокол № 1 «6» сентября 2007 г.

Председатель: Морозова И. С. ___________

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................……….…..........……….…………….....4

Тематический план ................................................……………….……………..10

Содержание дисциплины…………………………………………………….….18

Учебно-методическое обеспечение по дисциплине…………...……………....38

Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля….…….………....44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и значимость учебной дисциплины.Профессиональная жизнь человека в современных условиях отличается высокой динамичностью, связанной с возникновением новых профессий и значительным усложнением содержания труда в традиционных видах деятельности. Изменяется отношение к профессии, смыслу трудовой деятельности и ее результатам. Основное направление этих изменений связано с увеличением свободы и необходимости самостоятельного выбора. Новые ценности общества привели к тому, что профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно реализовывать себя в изменяющихся условиях. Психология труда обучает будущих специалистов профессиональной рефлексии и готовит к профессиональной деятельности в современной социально-экономической ситуации.

Программа курса «Психология труда» для студентов специальности «Психология» социально - психологического факультета Кемеровского Государственного университета построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 030301 «Психология».

Цель учебной дисциплины - обучение студентов умению самостоятельно ориентироваться в многогранном комплексе психологических проблем профессиональной трудовой деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

- сформировать систему научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений обо всех существенных аспектах активности человека как субъекта труда;

- дать студентам знание о классических и современных проблемах психологии труда;

- дать студентам специальности «Психология» представление о специфических психологических составляющих труда;

- обеспечить понимание ими значимости психологических компонентов труда, раскрыть сущность, механизмы действия и роль психологических явлений в сфере труда, которые рассматриваются как факторы эффективности производства и личного труда человека;

- обогатить представления студентов о предмете и методах психологии за счет ознакомления со специфическими психическими явлениями и научными методами, раскрываемыми психологией труда;

- сформировать у студентов умение соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания труда и трудящегося, с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом.

Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста.Обучение студентов психологии труда представляет важный этап в их профессиональной подготовке, так как позволяет формировать у будущих психологов умения оказывать практическую помощь людям в различных ситуациях, связанных с профессиональным самоопределением и развитием, а также участвовать в эффективном управлении кадрами на предприятии.

В структуру учебной дисциплины входят лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов. Содержание курса «Психология труда» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «Общая психология», «Эргономика и инженерная психология», «Психология развития», «Социальная психология», «Педагогика».

Особенностями изученияпсихологии труда являются взаимодополняющие образовательные, практико-ориентированные и воспитательные цели.

Практико-ориентированные цели учебной дисциплины:

- дать представление об основных этапах и приемах разработки проблем в психологии труда: от идеи до внедрения;

- обеспечить близкое к профессиональному владение познавательными, конструктивными, прикладными методами психологии труда, включая методы построения теоретического знания на материале изучения труда и трудящегося.

- укрепить профессиональную позицию психологов в научной и практической работе;

- обеспечить возможность эффективного взаимодействия с представителями смежных областей знания о труде при решении комплексных междисциплинарных задач;

Воспитательные цели учебной дисциплины:

- формировать правильное отношение к труду психолога-практика как человека, в сфере деятельности которого не только применяется, но и порождается психологическое знание;

- укрепить и развить у студентов интерес к фактам и закономерностям психики на материале разнообразных видов активности людей в труде;

- культивировать равное уважение к разным видам труда и представителям разных профессиональных общностей;

- формировать у студентов готовность и способность работать не только «по интересам», но и «по заданию», что является важнейшим условием успешной адаптации выпускника университета в различных сферах практики.

Формы организации учебного процесса по данной дисциплине.Курс психологии труда проводится с применением адекватных средств наглядности и активизации деятельности студентов: проведение модельных демонстрационных экспериментов, демонстрация видеофрагментов о различных видах труда, рассмотрение документированных фактов, характеризующих тот или иной труд, производственную ситуацию и пр., включая и работу самих психологов труда. Важнейшим средством обучения является решение студентами специально выделенных и структурированных задач, отражающих профессиональные задачи, встающие перед выпускником университета после его окончания.

При изучении курса аудиторная и самостоятельная работа студентов взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.В целом, данный курс должен обеспечить формирование ориентировочной основы деятельности психолога по организации, планированию, методическому обеспечению и решению конкретных практических задач, связанных с вопросами психологической профессиональной ориентации и консультации; повышению профессиональной работоспособности, рационализации профессионального обучения, психологической реабилитации, трудовой экспертизы, безопасности труда, психологического профессионального отбора и подбора кадров, управления производственными коллективами, снижения текучести кадров, аварийности и др. в разнообразных сферах профессионального труда.

Курс «психология труда» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 120 часов изучается в течение одного семестра, его изучение завершается экзаменом.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности: опрос и доклады на семинарских занятиях, написание и защита рефератов, решение задач, дидактические тесты; экзамен.

Критерии оценки знаний студентов.Обязательным условием допуска студента к итоговой аттестации является удовлетворительное или успешное прохождение промежуточной аттестации (1 или 2 балла) в течение семестра, а также выполнение контрольного теста по материалам лекционных и семинарских занятий.

Экзаменационная (итоговая) оценка по дисциплине:

Отметка «отлично» ставится, если:

знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ как на основные вопросы билета, так и на дополнительные:

§ Студент свободно владеет научными понятиями;

§ Студент способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу положений существующих теорий, научных школ, направлений по вопросу билета;

§ Логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;

§ Ответ не содержит фактических ошибок и характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью студента;

§ Ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики;

§ Студент демонстрирует умение вести диалог и вступать в научную дискуссию.

Отметка «хорошо» ставится, если:

знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; раскрыто содержание билета, имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы:

§ В ответе имеют место несущественные фактические ошибки, которые студент способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;

§ Недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;

§ Недостаточно логично построено изложение вопроса;

§ Ответ прозвучал недостаточно уверенно;

§ Студент не смог показать способность к интеграции и адаптации знаний или теории и практики.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если:

знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью содержание билета раскрыто слабо, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета:

§ Программные материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки;

§ Ответ носит репродуктивный характер;

§ Студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;

§ Нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность представляемого материала;

§ У студента отсутствуют представления о межпредметных связях.

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:

§ Обнаружено незнание или непонимание студентом сущностной части психологии труда;

§ Допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно;

§ На большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена студент затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Темы Количество часов
Лекции Семи- нары Сам. работа Формы контроля
1. Общая характеристика психологии труда и ее предмета Конспект доклады
2. Исторические основы психологии труда доклады опрос Конспект
3. Человек и труд. Структура субъекта труда. Психические регуляторы труда Конспект опрос
4. Методы психологии труда опрос
5. Психологическое профессиоведение Апробац. метода
6. Базовые понятия смежных наук: физиология двигательного аппарата     Реферат
7. Базовые понятия смежных наук: основные закономерности физиологических реакций организма человека в процессе труда     реферат
8. Профессиональная пригодность и профессионально-значимые свойства. Индивидуальный стиль трудовой и учебно-производственной деятельности опрос
9. Профессиональная деформация личности Реферат дискуссия
10. Функциональные состояния человека в процессе труда опрос доклады
11. Психологические аспекты повышения профессиональной работоспособности   Реферат
12. Профессиональное самоопределение личности докладыРеферат опрос
13. Психологические проблемы профессионального консультирования   Реферат опрос дискуссия
14. Психологические вопросы профессионального обучения кадров   опрос
15. Психологические основы профессионального отбора, подбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров Реферат
16. Психологические вопросы адаптации, реабилитации и стабилизации рабочих кадров   опрос
17. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе   опрос
18. Психологические вопросы безопасности труда тест
  ВСЕГО 120 часов экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наши рекомендации