Методические указания для курсантов и слушателей.

Логика – одна из древнейших наук, имеющая основополагающее значение для самых разнообразных сфер человеческой деятельности. Она широко применяется в психологии и лингвистике, теории управления и педагогике, юриспруденции. Ее формальные разделы являются теоретической основой вычислительной математики и техники, теории информации. Без принципов и законов логики немыслима современная методология познания и общения. Современный уровень развития науки и практики предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалистов, которая не может быть обеспечена без овладения соответствующей логической культурой.

Главная цель работы обучаемого – вооружиться знаниями, которые позволят ему: 1) грамотно, т. е. логически правильно, формулировать свои мысли; 2) эффективно использовать логические законы как средство познания, убеждения в различных коммуникативно-познавательных ситуациях; 3) выполнять такие логические процедуры, как обобщение и ограничение, определение, деление понятий, преобразование суждений, установление их истинности (ложности) на основании знаний истинности (ложности) других суждений, аргументация, постановка вопросов и т. д.; 4) квалифицировать логические ошибки, противоречия, умышленно или неумышленно допущенные в рассуждениях, препятствовать недозволенным правилам аргументации в дискуссиях и спорах.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо обратиться к указанным учебникам и учебным (практическим) пособиям, которые дают возможность расширить объем информации по изучаемой теме, не ограничиваясь положениями лекции. На основании изученной тематики возможно определиться с выбором реферата, темы которых представлены ниже.

Темы рефератов.

1. Методологические принципы и специальные методы рационального мышления.

2. Возможности применения логики как науки в профессиональной сфере деятельности.

3. Язык логики предикатов и логики высказываний.

4. Теоретические и методологические основы логики, ее понятийный аппарат.

5. Математическая логика: история возникновения и развития.

6. Обоснованность знания как основное требование рационального мышления.

7. Основные этапы развития логики как науки.

Вопросы для самопроверки (самоконтроля).

1. Что такое логика и какое значение она имеет для других наук?

2. Что такое логическая форма и логический закон?

3. Каково соотношение между формальной правильностью и истинностью мысли?

4. Какие основные требования мышления выражают законы логики?

Рекомендуемая литература.

а) основная литература

· Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. - М.: Гардарики, 2014. - 352 с. Гриф МО;

· Кириллов, В. И. Логика: учебник / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2014. - 256 с.;

б) дополнительная литература

· Баринов, П.П. Логика для юристов: учебное пособие / П.П. Баринов, В.И. Курбатов.- 2-е изд., стереот.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2009.- 624 с. Гриф МВД;

· Маркин, А.В. Логика: сборник практических занятий и упражнений / А.В. Маркин.- Краснодар: КрУ МВД России, 2006.- 82 с.;

· Маркин, А.В.Основные логические законы: лекция / А. В. Маркин.- Краснодар: КрУ МВД России, 2009.- 24 с.;

· Маркин, А. В. Гипотеза как форма развития знания: лекция / А. В. Маркин. - Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - 32 с.

Тема №2. Понятия: виды и способы логического оперирования с ними.

Практическое занятие.

Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа

Место проведения: лекционная аудитория

Методы проведения: решение основных задач и упражнений, их групповое обсуждение и дополнение.

Материальное обеспечение занятия: доска

Основные термины и понятия: понятие, круги Эйлера, пересечение, тождественность, противоречие, соподчинение, подчинение.

Цели занятия:

· учебная: закрепление и углубление теоретических знаний о понятии как форме абстрактного мышления;

· методическая: проверка степени усвоения материалов лекции и уровня самостоятельной подготовки курсантов к семинару;

· воспитательная: убеждение курсантов в практической значимости данной темы как в курсе логика вообще, так и для практического использования в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

План практического занятия:

1. Характеристика понятия как формы мышления.

2. Основания деления понятий на виды. Виды понятий.

3. Отношения между понятиями: совместимые и несовместимые понятия.

4. Логические операции с понятиями:

a) Обобщение и ограничение понятий;

b) Определение понятий;

c) Деление понятий. Классификация.

Организация работы по подготовке к практическому занятию:

· Запись заданий и упражнений выносимых на занятие, материалами лекции и рекомендованной литературой;

· разъяснение курсантам методики самостоятельной работы;

· проведение консультаций.

Распределение учебного времени

Наши рекомендации