Методические указаниями по изучению дисциплины для курсантов и слушателей

Вопрос 1.

Понятие «власть» является одним из центральных в политологии. Поэтому переходя к данной теме необхо­димо сразу же подчеркнуть значимость этой категории для курса в целом.

Власть следует рассматривать как одну из форм со­циального регулирования. В самом общем плане соци­альное регулирование выступает как определенное воз­действие на людей с целью ориентации их деятельно­сти в соответствующем направлении. Регуляцию соци­альными процессами можно разделить на два вида: социально - объективную и социально-субъективную. Под первой следует понимать регулятивное воздействие со стороны факторов, не зависящих от воли и сознания че­ловека. Такими регуляторами могут быть рыночные от­ношения, конкурентная борьба, социальный антагонизм в обществе, другие обстоятельства. Социально-субъек­тивная регуляция — сознательно осуществляемое регу­лирование социальными процессами. Последнее может носить научно обоснованный или научно необоснован­ный характер. Примером научно обоснованной регуля­ции могут служить волюнтаристские методы руковод­ства.

Власть есть во всяком человеческом общежитии. Как социальное явление она обладает рядом признаков: власть представляет определенное отношение зависимо­сти между людьми; носит характер волевого взаимо­действия; осуществляется с помощью особых властных методов. Рассмотрим каждый из указанных признаков в отдельности.

Понятие «зависимость», применительно к процессам, происходящим в обществе, включает взаимодействие, взаимовлияние или взаимоотношение людей. Зависи­мость представляет определенный вид связи, направлен­ный в одну сторону процесс воздействия. Данное об­стоятельство подчеркивает неравное положение между людьми. Властная зависимость может носить непосред­ственный или опосредственный характер, быть простой или сложной. Каждый из указанных видов властной за­висимости проявляется в соответствующей обстановке специфически присущим ему способом.

Волевой характер власти вытекает из самой природы данного явления как особой формы взаимодействия ме­жду субъектом и объектом, осуществляемой с помо­щью различных методов с целью ориентации деятель­ности объекта в нужном для субъекта направлении. Это взаимодействие носит опосредственный (через опреде­ленные потребности, интересы) характер.

Власть использует различные методы волевого воз­действия, которые могут носить физический, морально - психологический, идеологический характер и осущест­вляться с помощью экономических и политических сре­дств. Основными властными методами являются наси­лие, принуждение, убеждение, поощрение. Как правило, субъект властных отношений использует все эти методы в различном соотношении одновременно. Однако в за­висимости от условий преимущество может быть отда­но какому-то одному.

На основании сказанного можно сформулировать сле­дующее определение власти. Власть в социологическом плане это одна из форм социальной зависимости в обществе, которая носит характер волевого взаимодей­ствия, осуществляемого с помощью особых властных методов с целью регулирования поведения и деятель­ности людей.

Наряду с этим, особенно в зарубежной политологи­ческой литературе, существует множество других опре­делений власти: бихевиоральные; реляционистские, функциональные, инструментальные, телеологические, структуралистические и др. Каждый из указанных подходов акцентирует внимание на одном и, по мнению соответ­ствующего автора, наиболее важном, признаке власти. В целом данные подходы не противоречат общесоцио­логическому, более того они позволяют всесторонне ис­следовать такой сложный феномен, каким является власть, занимают большое место в прикладных поли­тологических исследованиях.

Наряду с понятием «власть» широкое распростране­ние в научной литературе получило понятие «власт­ные отношения», предполагающие наличие соответству­ющего механизма, основу которого составляют три элемента: субъект властных отношений, их объект и властное взаимодействие между ними.

Вопрос 2

Основные формы власти— экономическая и полити­ческая. В рабовладельческом, феодальном обществах они существуют во относительно взаимосвязанном виде, так как отношение к собственности определяет полити­ческую значимость человека. В условиях формирова­ния и развития капиталистических отношений между ними происходит дифференциация на относительно са­мостоятельные сферы деятельности.

Структуру экономической власти при капитализме со­ставляет власть денежного капитала, власть товарного капитала и власть производительного капитала. Указан­ные формы сохраняют свое значение и при неокапита­лизме. Особенностью развития последнего является воз­растание роли транснационального капитала, а также интеграционных процессов, направляемых на межгосу­дарственное регулирование экономических форм взаимодействия. Во внутригосударственном плане ввиду наличия плюрализма собственности, относительной независимо­сти экономики от государства экономическая власть начинает распространяться на более широкие слои на­селения, которое привлекается к акционерным и другим формам участия в управлении производством.

Несколько сложней обстоит дело с пониманием сущ­ности экономической власти в нашем обществе. Госу­дарственный монополизм, на собственность обусловил ее своеобразие. В настоящее время идет процесс раз­государствления экономики, создания новых форм, эко­номического взаимодействия, новых форм собственности.

Политическая власть — это форма организации пуб­личной власти в классовом обществе, призванная регу­лировать или влиять на ход социальных процессов че­рез механизм государственной власти или другие об­щественно-политические структуры. Политическая власть не совпадает по объему, с государственной властью, так как функции первой могут осуществлять и другие носители: партии, оппозиционные организации и т. д. Политическая власть внутренне противоречива, харак­тер ее во многом зависит от существующего политиче­ского режима. Взаимодействие между экономической и политической властью носит сложный диалектический характер, который изменяется с развитием общества. Политическая власть, хотя и обусловлена экономиче­скими отношениями, обладает относительной самостоя­тельностью, может активным образом влиять на разви­тие экономики.

Вопрос 3

Важное место в данной теме занимает вопрос о принципах властного взаимодействия: централизме, де­мократическом централизме, самоуправлении. Центра­лизм - это способ одностороннего субординационного воздействия субъекта властных отношений на объект. Централизованное воздействие на объект может носить ограниченный или неограниченный характер. Мера ог­раничения определяется фактором обратного воздейст­вия со стороны объекта. Организация централизма за­висит от общества, политического режима, государст­венного устройства, конкретно-исторических условий.

Суть демократического централизма состоит в том, что он включает три этапа (фазы) деятельности. Первый состоит в совместной выработке решения субъектом и объектом. Второй — это централизованное регулирова­ние сверху, направленное на реализацию выработанно­го демократическим путем решения. Содержание треть­его этапа составляет фактор обратного влияния низших звеньев на высшие, объекта на субъект.

Демократический централизм может функционировать только на демократической основе, он предполагает на­личие соответствующей организационной структуры, по­зволяющей реализовать этот принцип, чего нашей стране не было. Вместе с тем следует помнить, что при­нцип демократического централизма сложен и внутрен­не противоречив. Эффект его положительного действия зависит от уровня компетентности субъекта и объекта. Как большинство, так и меньшинство способно ошиба­ться при принятии соответствующего решения. Прини­маемое решение будет безошибочным, если имеет под собой всестороннее, достаточно надежное научное обоснование.

Властные отношения в самоуправляемой системе но­сят характер само регуляции общественным- образованием своей жизнедеятельности. При самоуправлении происходит определеннее организационной совпадение субъекта властных отношений с объектом, в качестве таковых выступает самоуправляемая система. Диалектические взаимосвязанное единство субъектно-объектных властных функций следует понимать не как тождество, а как целостность, совмещающую в своей деятельнос­ти двоякого рода функции: функцию властвования и функцию подчинения.

Практическая жизнь много сложней, чем представ­ленная схема принципов, ибо эти принципы находятся в тесном взаимодействии, например, демократический централизм и самоуправление. В одном отношении объ­ект может быть управляемым извне, в другом, в пределах собственной компетенции и свободы, быть само­управляемым.

Когда речь идет о власти, ее отчуждении от лично­сти, то следует помнить, что правильно организованная демократия направлена на то, чтобы преодолеть это от­чуждение. В этой связи один из основных недостатков командно-административной системы — игнорирование интересов личности. Над всем довлеет примат общест­венного, понимаемый в гипертрофированной форме как цель, которой должна быть подчинена деятельность ка­ждого человека. Абсолютизация верхним эшелоном власти своей роли в регулировании социальных процес­сов в ущерб участию в нем народа приводит к отчуж­дению власти. Отчуждение характеризует отношение ме­жду людьми, в результате которых личность, в силу тех или иных обстоятельств, поставлена в такие ус­ловия, когда вынуждена отказываться от реализации своих возможностей, интересов, стремлений, факторов, приносящих удовлетворение материальных, политичес­ких, духовных и социальных потребностей. Отчуждение, которое осуществляется через воздействие на человека извне, переходит в само отчуждение, отражается на самом человеке, его действиях в отношении к другим лю­дям, природе, себе. Другими словами, отчуждение ве­дет к деформации личности, ущербному ее бытию, не позволяет ей использовать свои способности, таланты. Сказанное в полной мере относится и к случаю отчу­ждения от власти. Преодоление отчуждения возможно только через развитие демократии, демократических ин­ститутов в обществе.

Понятие «демократия» в отечественной литературе употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком смысле оно означает совокупность конститу­ционно закрепленных прав, свобод и обязанностей, ко­торыми обладают граждане, общественно политические объединения, политические институты. В узком смысле под демократией понимается определенный способ фун­кционирования властных отношений, позволяющий гра­жданам принимать активное участие в государственной, общественной и производственной жизни страны.

В зависимости от сферы своего проявления демокра­тию подразделяют на внутригосударственную, внутри­партийную, внутриколлективную и т. д. Правильного ор­ганизованная демократия должна, с одной стороны, способствовать развитию всего позитивного, полезного для общества, стимулировать активное участие чело­века в политических процессах; с другой препятст­вовать антиобщественным формам поведения, всему что мешает нормальному функционированию общества.

Демократия должна носить организационно оформ­ленный характер Назначение ее — регулировать взаи­моотношения людей на основе предоставленной им воз­можности для свободного участия в политических про­цессах, иных формах общественной жизни. Раз ставит­ся вопрос о регуляции, то, естественно, последняя пред­полагает целенаправленность. Поэтому демократия, за­конность, правопорядок не исключают друг друга, а взаимополагают. Демократизм общества зиждется на демократическом законодательстве, общество является демократическим постольку, поскольку оно имеет такое законодательство и руководствуется им в своей деяте­льности.

Темы рефератов

· Назначение власти и ее роль в общественной жизни.

· Основные направления разработки властных проблем за рубежом.

· Роль науки в конструировании властных систем.

· Власть - демократия - самоуправление.

· Структура и основное назначение политической власти в обществе.

· Власть и прогнозирование социальных процессов.

· Особенности организации власти при тоталитаризме.

· Власть и свобода

· Легитимность и власть.

· Особенности властного взаимодействия в обществе на современном
этапе развития России.

· Власть как волевое отношение между людьми.

· Роль власти в организации общественной жизни.

· Проблемы совершенствования властных; отношений в России.

Вопросы для самопроверки (самоконтроля)

1. Дайте определение политической власти.

2. Докажите необходимость государственной власти в современном обществе.

3. Что такое легитимность власти?

4. В чем заключается демонополизация власти и разделение властей?

5. В чем сущность бюрократизма и каковы пути борьбы с ним в нашей стране в
современных условиях?

6. Дайте определение политической власти.

7. Назовите основные компоненты политической власти.

10. Объясните, в чем заключается различие между источниками (основаниями)
власти и какое, с вашей точки зрения, это имеет значение для формирования отношения
общества к существующей политической власти.

11. Какова роль ресурсов власти?

12. Почему, с вашей точки зрения, для современности характерна тенденция к демократизации отношений между властными структурами и обществом в целом?

13. Назовите современные тенденции в развитии политической власти.

14. Назовите основные признаки ослабления легитимности власти.

15.Какими средствами и методами политическая власть добивается сохранения легитимности?

16.Расскажите о содержании и основных выводах бихевиористских концепций власти.

17. Назовите основные положения релятивистских концепций власти.

Рекомендованная литература

а) основная литература:

1. Бельский В.Ю, Бороздин А.Н. Сацута А.И., Шикунов Д.В. Политология в схемах и таблицах. – М.: Мосу МВД РФ, 2011.

2. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Политология для юристов. – М.: ИД: Юрайт, 2010.

3. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити -Дана, 2010.

4. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Ю. Бельского, А.И.Сацуты. – М.: Юнити -Дана, 2009.

б) дополнительная литература:

1. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учебник / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с. Гриф МО.

2. Политология: учебное пособие. В 2-х ч./ Под ред. А. И. Сацуты. – М.:МосУ МВД России, 2009.

Наши рекомендации