Методические указания для курсантов и слушателей. В первом вопросе, обучаемым необходимо усвоить сущностные черты гипотезы как формы развития знаний, важнейшие признаки гипотезы

В первом вопросе, обучаемым необходимо усвоить сущностные черты гипотезы как формы развития знаний, важнейшие признаки гипотезы, а также функции обоснованных предположений в практической и профессиональной деятельности. Рассматривая виды гипотез, необходимо различать функции экзистенциальных, описательных и объяснительных гипотез в процессе познания. Их иная классификация (по объекту исследования) акцентирует внимание на уровнях обобщения определенных предположений. Так, общие гипотезы в дальнейшем становятся научными теориями, частные же гипотезы выдвигают предположение о происхождении и свойствах единичных объектов и явлений, конкретных событий. Частными гипотезами являются и предположения, выдвигаемые в следственной практике. Специфика рабочей гипотезы (версии), которая также часто используется в судопроизводстве, расследовании преступлений и правонарушений, состоит в условном и временном характере ее принятия; в процессе исследования рабочая гипотеза выполняет функцию первичного систематизатора фактов.

Гипотезы, объясняющие происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступного деяния в целом, получили название версии (от латинского versio – “оборот”; versare – «видоизменять»). При расследовании преступлений и в судебном разбирательстве строят различные по содержанию и охвату обстоятельств версии (См. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1998. Глава 11, § 1, стр. 234-237). Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом в процессе расследования.

Изучая этапы построения гипотез, необходимо привлекать примеры из практической деятельности для иллюстрации каждого из трех этапов: этапа анализа фактов и отношений между ними, синтеза и обобщения фактов и выдвижения предположений. Каждый этап построения гипотезы (версии) решает свою задачу: на первом – из множества фактов отбирают лишь те, которые прямо или косвенно указывающие на совершение искомого события (например, совершения преступления); синтез фактов способствует отбору только тех обстоятельств, которые являются основой предположения и основной предпосылкой формулирования гипотезы; выдвижение предположений завершает цикл и является основой для дальнейшего изменения гипотетических предположений и поиска других фактов, объясняющих происшедшее событие.

Важным условием построения плодотворной гипотезы (версии) в процессе реализации конкретной научно-исследовательской программы является соблюдение принципа объективности исследования. Применительно к построению гипотезы этот принцип принято истолковывать в двух планах: психологическом и логико-методологическом (См. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 2000. Глава 10, § 2, стр. 239).

Проверка гипотезы (версии) осуществляется в два этапа: 1) дедуктивное выведение вытекающих из гипотезы следствий и 2) сопоставление полученных следствий с имеющимися фактами. Отбрасывая по методу исключения ложные версии, тем самым сужают круг возможных объяснений и приближаются к выяснению подлинной причины событий (явлений, предметов). Формулы подтверждения гипотез (версий) приведены на 242-243 страницах учебника «Логика» (См. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 2000. Глава 10, § 4). Для эффективного освоения теоретических положений темы «Гипотеза как форма развития знания» рекомендуется использовать практические задания и упражнения по теме: Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996. Глава 7, стр. 181-203; Бойко А.П. Практикум по логике. М.,1997. Глава 11. Стр. 134-138.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо обратиться к указанным учебникам и учебным (практическим) пособиям, которые дают возможность расширить объем информации по изучаемой теме, не ограничиваясь положениями лекции. На основании изученной тематики возможно определиться с выбором реферата, темы которых представлены ниже.

Темы рефератов.

1. Понятие и виды гипотез. Характерные черты гипотез.

2. Рабочая гипотеза как первый систематизатор фактов.

3. Версия в судопроизводстве. Частная и общая версии.

4. Основные этапы построения гипотезы (версии) и особенности их взаимодействия.

5. Принципы объективности исследования.

6. Условия состоятельности гипотезы.

7. Основные этапы построения версии в судопроизводстве.

Вопросы для самопроверки (самоконтроля).

1. Что такое гипотеза и какое значение она имеет для развития знаний?

2. Что такое версия в судопроизводстве и какие виды версий Вам известны?

3. Какова логика опровержения гипотез?

4. Какова зависимость между принципами объективности исследования в психологическом и в логико-методологическом плане?

5. Как применяется метод всестороннего выбора при построении гипотезы?

Рекомендуемая литература.

а) основная литература

· Баринов, П.П. Логика для юристов: учебное пособие / П.П. Баринов, В.И. Курбатов.- 2-е изд., стереот.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.- 624 с. Гриф МВД;

· Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. - М.: Гардарики, 2014. - 352 с. Гриф МО;

· Кириллов, В. И. Логика: учебник / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2014. - 256 с.;

б) дополнительная литература

· Маркин, А.В. Логика: сборник практических занятий и упражнений / А.В. Маркин.- Краснодар: КрУ МВД России, 2006.- 82 с.;

· Маркин, А.В.Основные логические законы: лекция / А. В. Маркин.- Краснодар: КрУ МВД России, 2009.- 24 с.;

· Маркин, А. В. Гипотеза как форма развития знания: лекция / А. В. Маркин. - Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - 32 с.

Наши рекомендации