Критерии оценки текстового диктанта

Оценка устного ответа

Развёрнутый устный ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на предложенную тему и показывать умение учащегося применять определения языковых понятий и соблюдать нормы русского литературного языка.

При оценке ответа прежде всего учитываются:

— степень осознанности изученного;

— подтверждение теоретических сведений примерами;

— полнота ответа;

— фактическая точность;

— правильность речи;

— логичность и точность речи.

(См таблицу 1.)

Оценка степени сформированности

Учебно-языковых умений и навыков

Сформированность учебно-языковых умений и навыков проверяется посредством практических заданий на основе языковой теории.

Критерии и показатели оценки степени сформированности учебно-языковых умений и навыков

Таблица 2

1 балл Узнает предъявленные в готовом виде языковые явления
2 балла Различает изученные языковые явления; неосознанно выполняет простейшие задания
3 балла Выделяет среди других изученные языковые явления, указывает их отдельные признаки; выполняет простейшие задания
4 балла Распознаёт изученные языковые явления по отдельным признакам; выполняет несложные задания по образцу
5 баллов Осознанно различает изученные языковые явления на основе совокупности их признаков; выполняет задания по образцу
6 баллов Осознанно различает изученные языковые явления на основе сравнения и сопоставления с другими явлениями; свободно выполняет задания по образцу
7 баллов Анализирует и систематизирует языковой материал; выполняет задания по аналогии
8 баллов Свободно анализирует и систематизирует языковой материал с учётом причинно-следственных связей между явлениями; выполняет задания аналитико-синтетического характера
9 баллов Выполняет действия с языковым материалом на основе обобщения и систематизации; выполняет задания на трансформацию языкового материала
10 баллов Безупречно выполняет действия со сложным языковым материалом, демонстрируя высокий уровень знаний, умений, навыков

Оценка степени сформированности правописных

(орфографических и пунктуационных) умений и навыков

Словарный диктант

Количество слов в словарном диктанте для каждого класса регламентируется Методическими рекомендациями о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь:

Класы Аб’ём[1] тэкстаў кантрольнага дыктанта Аб’ём слоўнікавага дыктанта
V 85–90 слоў 12–15 слоў
90–100 слоў 15–20 слоў
VІІ 100–110 слоў 20–25 слоў
VІІІ 110–125 слоў 25–30 слоў
ІХ 125–145 слоў 30–35 слоў
Х 145–170 слоў 35–40 слоў
ХІ 170–200 слоў 40–45 слоў

Критерии оценки словарного диктанта

Таблица 3

Балл Количество ошибок
7 и более ошибок
6 ошибок
5 ошибок
4 ошибки
3 ошибки
2 ошибки
1 ошибка или 3 исправления на месте орфограммы
0 ошибок, 1—2 исправления на месте орфограммы
0 ошибок, 1—2 исправления не на месте орфограммы
0 ошибок, без исправлений

Текстовый диктант

1. Количество слов. Количество орфограмм и пунктограмм.

В контрольных текстовых диктантах изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы должны быть представлены не менее чем 2—3 случаями.

В диктанте должно быть определённое количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII — не более 7, в VIII—IX — не более 10, в X—XI классах — не более 12 слов.

В тексты контрольных диктантов включаются те орфограммы и пунктограммы, которые закреплялись на предыдущих уроках.

Общее количество слов в текстовом диктанте для каждого класса регламентируется Методическими рекомендациями о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.

2. Учет орфографических и пунктуационных ошибок.

При проверке письменных работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все.

Не учитываются при оценке и не выносятся на поля орфографические и пунктуационные ошибки:

— на те правила, которые не предусмотрены школьной программой;

— на ещё не изученные правила;

— в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась;

— в сохранении авторских знаков препинания.

Не учитываются также описки, искажающие звуковой облик слова, и отдельные неправильные написания, которые появляются у учащихся IV—V классов под влиянием графики другого языка. Данный пункт не распространяется на работы, оцениваемые баллом «10».

Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

При выведении балла нечётное количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.

Повторяющиеся ошибки(сколько бы их ни было) считаются за одну.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну.

Два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку.

При наличии в работе 5—7 исправлений не на месте орфограммы (пунктограммы) оценка снижается на 1 балл. При наличии более 7 исправлений – на 2 балла.

Критерии оценки текстового диктанта

Таблица 4

Балл Количество ошибок
Более, чем на 2 балла
10/0, 9/1, 9/0, 8/2, 8/1, 7/2, 6/4, 6/3, 5/5, 5/4, 4/6, 4/5, 3/7, 3/6, 2/8, 2/7, 1/9, 1/8, 0/10, 0/9
8/0, 7/1, 7/0, 6/2, 6/1, 6/0, 5/3, 5/2, 4/4, 4/3, 3/5,3/4, 2/6, 2/5, 1/7, 1/6, 0/8, 0/7
5/0, 5/1, 4/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6
4/0, 4/1, 3/2, 2/3, 1/4, 0/5
3/0, 3/1, 2/2, 1/3, 0/4
2/1, 2/0, 1/2, 1/1, 0/3, 0/2 или 4 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
1/0, 0/1 или 3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
1 негрубая орфографическая ошибка, или 1 негрубая пунктуационная ошибка, или 1—2 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
0/0, допускается 1—2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм)

I / V 3/4

Наши рекомендации