Аналитический обзор литературы
1.1. История изучения болезни и вызывающего её возбудителя, его систематическое положение, морфология вегетативного тела и всех видов спороношения, биологический цикл развития
Первый раздел курсовой работы посвящен обзору литературы по избранной теме. Прежде всего, необходимо прояснить историю изучения болезни и вызывающих её возбудителей. Такую информацию можно найти в монографиях, научных статьях, докладах и т.п. Важно получить более полное представление об истории открытия и изучения соответствующей систематической группы патогенов, что позволит более логично и глубоко изучить болезнь, вызываемую этим возбудителем.
Учитывая принятую современную классификацию, привести систематическое положение микроорганизма изучаемого рода и указать наиболее известные фитопатогенные виды. Вначале дать латинское название возбудителя и привести его систематическое положение указав - царство, отдел, класс, порядок, семейство, род и возбудителя. При наличии двух стадий (бесполое и половое) дать систематику каждой.
Особое внимание уделяется вегетативному телу - его строению, возможным видоизменениям; подробно характеризуются все виды спороношения, присущие изучаемому возбудителю. По ходу текста излагаемый материал сопровождается рисунками.
Важно дать подробное описание биологического цикла развития изучаемого патогена, начиная с зимующей стадии. При этом отметить влияние комплекса экологических условий на состояние микроорганизма.
При описании спороношения возбудителей ржавчинных грибов кратко указать биологический цикл развития конкретного патогена по болезни курсовой работы, с указанием преобладания по вредоносности одной стадии над другой. Отметить гетерецию, т.е. является ли паразит однохозяйным или разнохозяйным.
Рассмотреть роль антагонистов в продолжительности сохранения инфекционного начала в почве и на очищение её от возбудителя болезни.
1.2. Характер паразитизма, специализация, способ заражения растений
грибом рода…*
Оценивая паразитизм и специализацию изучаемого микроорганизма, следует указать присущие ему тип питания - сапротрофный, факультативный или облигатный паразитизм. Указать специализацию (широкая, узкая), органотропность, т.е. способность поражать соответствующие органы растения- корни, листья, стебли, плоды. Обратить внимание на уязвимую фазу в жизненном цикле культуры-хозяина и вредоносность патогенов.
Привести описание возможных путей и способов распространения патогена с учетом роли воды, ветра, человека, сорняков и насекомых. Показать способ заражения растения-хозяина через естественные отверстиям в органах растений или механические повреждения, указав время заражения и наиболее уязвимую фазу растения-хозяина. При этом отметить влияние факторов внешней среды на длину инкубационного периода, количество генераций, влияние температуры, влажности, роли удобрений, микроэлементов и др.
Описать первичный и вторичный источник инфекции, места резервации и их жизнеспособность, отметить дозревание зимующей стадии патогенна для сохранения инфекционного начала.
1.3. Распространение, диагностические признаки проявления и практическое значение болезни…**, вызываемой грибом рода….*
Тщательно изучив и проанализировав литературные источники, указать первое сообщение о выявлении болезни на культуре с указанием автора и года. Привести данные о последовательности обнаружения заболевания на территории РФ. С красной строки отметить степень изученности болезни в условиях Курской области.
По данным литературных источников изложить районы распространения и зоны наибольшей вредоносности болезни на территории России и за рубежом, особо выделяя области ЦЧЗ. Если наблюдались эпифитотии, следует объяснить причины их возникновения. Привести цифровые данные отечественных и зарубежных исследователей о вредоносности болезни, обратив внимание на прямые и скрытые потери, так как кроме полной гибели растения оно может угнетаться за счет увядания, интоксикации, усиления или замедления роста пораженных органов и других отклонений организма от нормы. Охарактеризовать механизм вредоносного действия болезни.
Диагностические признаки или симптомы болезни освещаются с учетом её органотропности, стадии патогена по фазам развития растения на протяжении всего вегетационного периода, включив уборку и хранение урожая. При этом обратить внимание на патологические изменения у растения под воздействием возбудителя, указав форму проявления и максимальное развитие болезни. Охарактеризовать взаимоотношения между растением – хозяином и паразитом в зависимости от условий внешней среды.
1.4. Интегрированная система защиты культуры от болезни…**
В этом разделе нужно научно обосновать систему мероприятий изучаемой болезни, представленной в курсовой работе. Подробно остановиться на описании тех способов и методов борьбы, которые обеспечивают максимальный эффект в борьбе с болезнью. Защитные мероприятий разрабатываются с учётом биологии развития возбудителя болезни, приурочив к онтогенезу растения, отразив наиболее уязвимую фазу патогена, указав краткую характеристику отдельных методов борьбы.
Обратить внимание на прогноз и сигнализацию сроков проведения защитных мероприятий, учитывая их календарные сроки, увязав с биологией возбудителя болезни и фазы развития растения как главное звено интегрированной защиты культуры.
При описании защитных мероприятий указать кратность обработки (однократная, двукратная, трехкратная и т.д.), название фунгицида или биопрепарата, норму расхода препарата и расход рабочей жидкости на 1 га с указанием применяемой техники.
В заключение обзора литературы следует привести данные о распространении и практическом значении тех болезней, что вызываются микроорганизмами изучаемого рода.
Подготовленный обзор литературы позволяет прояснить объем и уровень информации, известной об изучаемой систематической группе микроорганизмов. Вместе с тем становится, очевидно, что ряд вопросов нуждается в уточнении, например, о морфологических и культуральных особенностях агрессивности, патогенности возбудителя и ряде других. Эти вопросы разрешаются выполнением экспериментального раздела курсовой работы.
2. Экспериментальная часть ЭТО для тех кто его выполняет!!!
Этот раздел выполняется и пишется с новой страницы по следующей
схеме.
Выполнение экспериментального раздела начинается с формулирования цели и задач исследований.
Целью экспериментальной работы является - выявление и определение возбудителя на больном растении, его выделение в чистую культуру и проверка на патогенность.
Эта цель реализуется через решение следующих задач:
- получение предварительной культуры, т.е. доведение возбудителя полученного из пораженного растительного образца, до образования стадий, пригодных для дальнейшей работы (споры, мицелий);
- определение влияния на рост, развитие мицелия и спорообразование различных значений температуры, освещенности, химических препаратов;
- инокуляция здоровых растений выделенным в чистую культуру возбудителем для оценки его патогенности.
Условием успешного решения поставленных задач является обеспечение стерильных условий в помещении для работы, приготовление стерильных питательных сред, использование стерильной посуды и оборудования.
Экспериментальный раздел курсовой работы выполняется в условиях специализированной лаборатории фитопатологии. Автором подробно излагаются методики исследований, делаются соответствующие ссылки. По окончании эксперимента результаты обобщаются, и полученные данные оформляются в виде таблиц, оригинальных рисунков, графиков.