Аналитический обзор литературы по проблеме исследования

Требования к курсовым работам для студентов 5 курса

Специальностей: Начальное образование. Практическая психология. Логопедия. Специальная психология.

Структура курсовой работы

§ Титульный лист

§ Оглавление

§ Введение

§ Глава 1

§ Глава 2

§ Заключение

§ Библиографический список (15-20 источников)

§ Приложение

Введение

Наличие развёрнутого введения (2-3 листа машинописного текста) – обязательные требования к курсовой работе. Введение должно ясно, чётко определять суть или концепцию темы и обосновывать е правомерность, актуальность.

Во введении обосновывается актуальность темы, намечается цель и ставятся конкретные задачи курсовой работы, выдвигается гипотеза научного исследования. Небольшой историографический образ может содержать оценку разрабатываемой проблемы с точки зрения её изученности, представленности в литературе, многосторонности и т.д.

Рекомендуется сформулировать свою оценку степени разработанности темы в изученной научно – исследовательской литературе, отразить значение данной проблемы в позитивном преобразовании действительности, а также высказать своё отношение к необходимости этих преобразований. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что данная проблема ещё не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, необходимо перейти к формулировке цели исследования. Также необходимо узнать конкретные задачи исследования, которые предстоит решать в соответствии этой целью.

Цель исследования –научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования – это последовательные этапы организации и проведения исследования. Формулировка задач курсовой работы обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, разработать…, провести…). Одним из требований, предъявляемым к постановке и формулировке целей и задач исследований является чёткость, определённость, конкретность. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект исследования – та часть реального мира, которая познаётся, исследуется, преобразуется студентом, т.е. явление избранное для изучения.

Предмет исследованияопределяется целями и задачами исследования – изучение психических явлений с помощью экспериментальных методов (выявление зависимостей…, определение закономерностей…, выявление различий…, изучение…). Обязательным элементом введения является постановка гипотезы исследования.

Гипотеза –это научное предложение для объяснения каких – либо явлений, проверка которого требует веских оснований научного и практического характера.

Гипотеза должна соответствовать следующим требованиям:

- формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой, не содержащей неопределённых, неоднозначно трактуемых терминов и понятий;

- гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путём;

- гипотеза должна объединять весь круг явлений, на которые распространяются содержащие в ней утверждения.

В результате проведённых исследований гипотеза может подтвердится или быть опровергнутой. Не следует боятся отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, т.к. они тоже вносят свой вклад в научное познание. Во введении курсовой работы указывается методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала для достижения поставленной цели. Завершается введение изложением общих выводов о научной значимости темы, о степени её изученности и определяются те вопросы, которые требуют дальнейшего изучения.

База исследования –где проводились исследования, число испытуемых (20-30 чел.)

ГЛАВА 1

Аналитический обзор литературы по проблеме исследования

В главе «Аналитический обзор литературы»излагается суть проблемы, определяется авторская позиция студента. Название данной главы формулируется исходя из её содержания.

Например:

Проблема…в зарубежной и отечественной психологии

Теоретико – методологические аспекты проблемы…

Направления и подходы в изучении проблемы…

Параграфы, из которых состоит глава, должны иметь своё название, определяемое её названием. Так, например, содержание главы может быть разделено на следующие параграфы:

1.1. Определение…

1.2. Характеристики и составляющие…

1.3. Взгляды на природу…зарубежных и отечественных психологов.

Студенту необходимо проявить умение последовательно излагать особенности и проблемы при одновременном её анализе. Следует отдавать предпочтение главным, основополагающим фактам, позволяющим раскрыть суть поставленной проблемы, а не деталям, которые могут увести от целей, стоящих в курсовой работе. После изложения конкретного вопроса в конце каждого раздела следуют краткие выводы в порядке анализа проблемы.

Аналитический обзор литературы по теме в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема не раскрыта ( или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. В конечном итоге данная глава должна отвечать на следующие вопросы:

- Что и с кем уже сделано по данной проблеме?

- Что не сделано?

- Почему это важно?

В конце главы полезно обобщить ранние сделанные выводы, где перечисляются основные положения первой главы.

ГЛАВА 2

Наши рекомендации