Обзорная информация по теме занятия. Классификация методов обучения
Классификация методов обучения. По характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы. По логике раскрытия учебного материала: индуктивные и дедуктивные методы. По дидактическим целям: методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний; умений и навыков. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические методы. Общепризнанность последней классификации методов обучения.
Краткий обзор методов обучения.Словесные методы: один источник знаний – слово (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, чтение статей учебника). Наглядные методы: два источника знаний – слово и наглядность(иллюстрация, наблюдения, демонстрация опытов, натуральных объектов, изобразительных и символических пособий). Практические методы: три источника знаний – слово, наглядность, практическая работа (распознавание и определение природных объектов, наблюдения с последующим фиксированием их результатов, проведение несложных экспериментов: решение проблемы опытным путем).
Словесные методы обучения. Рассказ на уроках биологии: живое, образное изложение учебного материала. Применение его при изучении незнакомого (малознакомого) материала. Методические требования к рассказу: научность, наглядность, образность, содержательность, доступность, последовательность и краткость в изложении; ясность и убедительность приводимых примеров и фактов; эмоциональность, выразительность и безупречность речи учителя; несколько замедленный ее темп; выделение главной мысли.
Разновидности рассказов по дидактическим задачам: сюжетный (повествование об истории открытий, о происхождении культурных растений), иллюстративный (раскрытие особенностей природных объектов и явлений) и информационный (изложение фактических сведений: размеров тела или органов, окраски, ознакомление с образом жизни, развитием живых организмов). Ограничение возможностей использования сюжетного рассказа на уроках биологии во вспомогательной школе. Индуктивное (подведение школьников на основе частных фактов к обобщению) и дедуктивное (подтверждение общего положения фактами)построение рассказа.
Беседа на уроках биологии. Построение ее на известном (частично известном) материале. Методические требования к беседе: применение вопросов разного типа, тщательное продумывание их системы, наличие наводящих и дополнительных вопросов, постепенное их усложнение в процессе беседы, дифференциация вопросов, чередование ответов сильных и слабых учащихся, подведение их к выводам и обобщениям. Типология вопросов: воспроизведение фактического материала (где обитает лиса?), сравнение (чем гадюка отличается от ужа?), обобщение (к какой группе позвоночных животных относят белку, бобра и нутрию?), понимание причинно-следственных связей (почему надо развивать грудную клетку?), усвоение понятий (что такое пикировка?), овладение терминологией (как называются корни, отрастающие от стеблей?), доказательство (докажи, что сова – ночная птица). Методические требования к вопросам учителя: их правильность, содержательность, точность, четкость и разнообразие, недопустимость двойных вопросов, целесообразность альтернативных и подсказывающих вопросов, варьирование (видоизменение) их формулировки, избегание вопросов, требующих развернутых ответов.
Виды бесед по дидактическим задачам: вводная или вступительная(выяснение запаса представлений и знаний об изучаемом объекте, явлении), разъяснительная илисообщающая (изучение нового материала с опорой на имеющиеся представления и знания), обобщающая или заключительная (обобщение и систематизация знаний по пройденной теме). Индуктивное (подведение к выводам и обобщениям, опираясь на частные факты) и дедуктивное (нахождение отдельных фактов, основываясь на общие положения) построение беседы. Индивидуальная беседа (обращение с вопросами к одному учащемуся) и групповая (предъявление вопросов классу). Монологическая беседа (формулировка вопросов учителем и его ответы на них) и диалогическая (обращение учителя с вопросами к учащимся). Катехизическая беседа (проведение по тексту статьи учебника) и эвристическая (нахождение учащимися ответов на вопросы учителя).
Применение на уроках биологии объяснения (изучение физиологических процессов) – четкого и логического изложения учебного материала на основе анализа фактических сведений, с приведением доказательств и обязательной формулировкой выводов. Отличие объяснения от рассказа. Инструктаж как разновидность объяснения – краткие и точные указания учителя к выполнению учащимися практической (лабораторной) работы.
Наглядные методы обучения. Методические требования к наблюдению как наглядному методу. Правильный выбор природного объекта для наблюдения. Выяснение у школьников запаса представлений и знаний о нем. Обеспечение активного восприятия учащимися изучаемого объекта. Постановка перед классом проблемных вопросов. Использование заданий на сравнение. Выяснение реальных размеров (величины) рассматриваемых объектов. Включение игровых приемов. Подведение учеников к выводам и обобщениям.
Проведение опытов на уроках биологии. Их виды по дидактическим задачам: иллюстративные и исследовательские. Методические требования к демонстрации опытов: ясность для класса цели наблюдения; уточнение правил поведения перед проведением опыта, его доступность для обозрения школьникам; четкость и точность вопросов учителя, направляющих внимание учащихся на наблюдаемое явление; подведение класса к выводам и обобщениям по результатам опыта. Этапы опыта: закладка, наблюдение за его протеканием, предъявление результатов опыта, совместная формулировка выводов.
Натуральные пособия на уроках биологии: живые и неживые или препарированные. Использование их в качестве демонстрационного и раздаточного материала. Натуральные живые пособия: специально подобранные комнатные и дикорастущие растения, животные в клетках, садках, террариумах, аквариумах, содержащиеся в уголке живой природы. Методические требования к растениям, предусмотренным для демонстрации: наличие выраженных вегетативных органов и крупных цветков несложного строения.
Способы применения животных на уроках: прямой (наблюдения, демонстрации, лабораторные работы) и косвенный (привлечение личных наблюдений учеников). Методические требования к демонстрации животных: психологическая подготовка учащихся, принятие во внимание степени прирученности и размеров животных, предшествие демонстрации рассказа учителя в сочетании с элементами беседы и опорой на иллюстративную наглядность, тщательное продумывание вопросов по выяснению особенностей животных, совместный вывод о приспособленности к среде обитания во внешнем строении и поведенческих реакциях.
Натуральные неживые (препарированные), пособия: гербарии, чучела, коллекции, черепа и скелеты позвоночных животных, влажные препараты, микропрепараты и др. Коллекции – монтированные природные объекты, объединенные определенной тематикой. Виды коллекций: морфологические, позволяющие выяснить внешнее строение организмов и их частей; общебиологические, предназначенные для изучения развития живых объектов (насекомых); технологические, иллюстрирующие продукты, которые получают из природных материалов (зерновые культуры и крупа, производимая из них). Влажные препараты – органы животных, находящиеся в сосудах с консервирующей жидкостью. Микропрепараты (пластинчатые препараты) – тонкие поперечные и продольные срезы тканей организмов, их органов, заключенные в фиксирующую жидкость между двумя плотно окантованными стеклами. Ограничение возможностей использования микропрепаратов на уроках биологии во вспомогательной школе.
Изобразительные пособия:объемные и плоскостные. Объемные изобразительные пособия: муляжи, модели, макеты. Муляж – копия (слепок) натурального объекта (овощи, грибы, фрукты) и его частей (торс человека). Применение при формировании у учащихся представлений об их форме (объеме), размерах, окраске. Модель – трехмерное изображение натурального объекта (или части), отображающее наиболее существенные его признаки. Допустимость в ней некоторой схематичности и условности, изменения размеров (в любую сторону), окраски на более яркую, контрастную. Виды моделей: плоскостные (строение майского жука), объемные (строение уха человека), статические (строение цветка), динамические (размножение мха). Использование моделей при изучении внешнего и внутреннего строения организмов, отдельных органов и процессов, в них происходящих. Методические требования, предъявляемые к демонстрации объемных пособий: размещение на столе учителя на специальной подставке (предметном столике), показ со всех сторон, использование специальной подсветки, расположение для контрастности на черном (белом) экране.
Плоскостные изобразительные пособия: картины, таблицы, слайды, диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты, кинофильмы и др. Методические требования к демонстрации биологических картин (изображений живых объектов в естественной обстановке): применение на разных этапах формирования представлений, обеспечение их активного восприятия учащимися, фиксирование внимание класса на цветовые оттенки картин и размеры изображенных объектов, использование приемов модификации, сравнения, установления причинно-следственных связей. Виды биологических таблиц: рельефные и печатные. Рельефные таблицы – красочные изображения животных, представляющие собой барельефы из пластика. Выделение на них неглубоким рельефом контуров организмов, систем органов, частей органов. Печатные таблицы – изображения внутреннего строения живых организмов, систем органов или отдельных органов.
Применение экранных пособий. Достоинства и недостатки диапозитивов (диафильмов). Методические требования к демонстрации кинофильмов.Тщательная подготовка учащихся к их просмотру: словарная работа, формулировка 1-2 вопросов классу перед демонстрацией учебного фильма. Проведение специальной работы по пониманию школьников ускоренной (замедленной) съемки. Использование немых фильмов (с отключенным звуком) в сочетании с четкими и точными пояснениями учителя. Необходимость демонстрации (в редких случаях) звуковых фильмов. Применение их на любом из этапов урока (за исключением изучения нового материала). Целесообразностьповторной демонстрации отдельных кадров фильма. Проведение специальной работы по пониманию школьниками увиденных фильмов. Строго ограниченное время их демонстрации.
Символические наглядные пособия: схемы (структурные, классификационные, аналитические), таблицы (сравнительные, обобщающие), карточки со словами, геометрические фигуры, элементы цвета и др. Особенности и приемы их использования на уроках биологии. Коррекционно-образовательное назначение символической наглядности: развитие воображения, раскрытие сущности и структуры природных объектов и явлений, особенностей их пространственного размещения, содействие обобщению и систематизации знаний; запоминанию специальной терминологии и др.
Практические методы обучения. Распознавание и определение природных объектов, наблюдения с последующим фиксированием их результатов, проведение несложных экспериментов (решение проблем опытами). Распознавание – нахождение изученных объектов по их существенным признакам. В частности, отыскание пшеницы среди гербарных образцов нескольких (3-4) растений по таким признакам, как: стебель – соломина, соцветие – сложный колос, плод – зерновка. Определение – отнесение организмов к той или иной группе по общим для них существенным признакам. Например, бабочки-капустницы к насекомым по следующим признакам: деление тела на голову, грудь и брюшко, наличие одной пары усиков и трех пар членистых конечностей. Ограничение возможностей применения распознавания и определения на уроках биологии во вспомогательной школе (главным образом при рассмотрении морфологического материала и за редким исключением – систематического). Необходимость использование раздаточного материала при выполнении учащимися названных практических работ.
Наблюдения, методические требования к нему как практическомуметоду. Лаконичная формулировка учителем задачи классу перед проведением наблюдений. Обеспечение непосредственного, деятельностного изучения учащимися природного объекта: обследование, измерение, взвешивание, вычисление, зарисовка, засушивание растений и их отдельных органов и др. Предъявление школьниками результатов своих наблюдений. Отчет или сообщение о проделанной работе. Виды наблюдений по срокам выполнения: кратковременные и длительные. Проведение первых из нихпо заданиям учителя на уроках (самонаблюдения за своим организмом), во время экскурсии (сбор растений, произрастающих в определенных условиях). Выполнение длительныхнаблюдений во внеурочное время (прорастание семян, развитие проростка или побега из почки, фенологические наблюдения и др.). Демонстрация их результатов на уроках по соответствующим темам. Место проведения длительных наблюдений: природа, школьный учебно-опытный участок, кабинет биологии.
Эксперимент, его применение при рассмотрении физиологического материала. Ведущие этапы эксперимента: постановка вопроса, обусловливающего цель работы; инструктаж организационный и технический; выполнение учащимися работы, фиксирование ее результатов; выводы, отвечающие на поставленный вопрос; отчет или сообщение о своей работе. Виды экспериментов по срокам выполнения: кратковременные (образование крахмала в листьях на свету, условия прорастания семян) и длительные(влияние подкормки на развитие растений). Выполнение их во внеурочное время. Обязательная демонстрация на уроках закладки и результатов эксперимента. Место их проведения: кабинет биологии, уголок живой природы, учебно-опытный участок.
Способы построения различных видов практических методов: дедуктивное – распознавания, почти всегда индуктивное – эксперимента, дедуктивное или индуктивное – определения и наблюдения с последующим фиксированием его результатов.
Методы и методические приемы. Осуществлениелюбого из методов обучения методическими приемами – элементами того или иного метода, выражающими отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения. Система методических приемов: логические, организационные, технические. Логические приемы: постановка проблемы, выявление признаков природных объектов, сравнение, доказательство, обобщение и выводы. Их направленность на коррекцию и развитие мыслительных операций у школьников. Применение всеми группами методов одних и тех же логических приемов (например, сравнения в процессе наблюдения за природным объектом, при выполнении практической работы, в ходе беседы или рассказа). Организационные приемы: запись плана, наблюдения по плану, разделение работы на операции и др. Направление учителем этими приемами восприятия, внимания учащихся на выполняемую работу. Использование разных организационных приемов в различных методах обучения. В словесных методах – ответ у доски или с места, в наглядных – демонстрация объекта со стола, с обходом учащихся, в практических – работа индивидуальная, групповая, фронтальная. Технические приемы: вопросы на доске, прикрепление рисунков и опорных схем на доске, карточки-инструкции при выполнении лабораторных работ, проведении опытов и др. Предусмотрение этими приемами использования на уроках специального оборудования, подсобных средств и учебных материалов. Применение различных технических приемов в разных методах обучения. В словесных методах – вопросы на доске или таблице, в наглядных – демонстрация на разном фоне, прикрепление схем на доске, в практических – постановка опытов, гербаризация.
Выбор методов обучения. Содержание изучаемого материала – важнейший фактор выбора методов обучения. Доминирование практических методов при рассмотрении структуры биологических систем (морфологические, анатомические и систематические понятия). Преобладание наглядных методов при выяснении функционирования живых систем (физиологические понятия). Превалирование словесных методов при выяснении их взаимоотношения их с окружающей средой и человеком (экологические понятия). Применение преимущественно словесно-практических методов обучения в процессе формирования у школьников прикладных понятий (агротехнических, зоотехнических, медицинских, санитарно-гигиенических).
Необходимость принятия во внимание при выборе методов обучения и ряда дополнительных факторов: уровня развития и степени готовности учащихся, сложности учебного материала, логического способа его обработки, наличия времени для изучения и др.