Задачи для самостоятельного решения.

1. У беременной женщины 22 лет на 5 месяце беременности произошел выкидыш. При гистологическом исследовании плаценты, плодных оболочек и ряда органов плода в клетках обнаружены скопление простейших полулунной формы (4-7 мкм), с ярко-красным ядром и голубой цитоплазмой. При опросе выяснилось, что женщина любит животных, у нее в квартире живут кошка и морская свинка. Женщина в период беременности не болела.

- Какие простейшие обнаружены в тканях? Напишете русское и латинское название.

- Как называется заболевание, вызываемое этими простейшими?

- Какое исследование необходимо провести женщине, чтобы выяснить причину выкидыша? Объясните.

2. В медико-генетическую консультацию обратились супруги в связи с рождением ребенка с множественными пороками развития (микроцефалия и др.). Супруги хотели бы знать, является ли болезнь ребенка наследственной. Что явилось причиной рождения больного ребенка? Можно ли избежать повторного рождения больного ребенка?

Обследование членов семьи не выявило у них наследственной патологии. Кариотип родителей и ребенка нормален. Женщина во время беременности не болела, действию мутагенов и тератогенов не подвергалась. Условия быта и питания нормальные, в доме имеются кошка и собака.

- Какие дополнительные исследования необходимо провести женщине, чтобы выяснить причину рождения больного ребенка и дать обоснованный ответ супругам?

3. У молодой женщины две беременности закончились мертворождением, последний ребенок родился с микроцефалией. При вскрытии в мозге и в глазах обнаружены небольшие очаги обызвествления. При гистологическом исследовании окрашенных срезов мозга, глаз, печени и селезенки обнаружены цисты, в некоторых из них видны скопления ядер красно-фиолетового цвета, в других различимы мелкие удлиненные простейшие (форма полумесяца) с голубой цитоплазмой и красно-фиолетового цвета ядром.

- Какие простейшие обнаружены? Напишите русское и латинское название.

- Как называется заболевание, причиной которого являются эти простейшие?

- Какая стадия жизненного цикла этих простейших инвазионна для человека?

- Как произошло заражение плода?

4. При обследовании беременной женщины в женской консультации было обнаружено носительство токсоплазмоза.

- Опасно ли это для плода? Объясните.

- Что лежит в основе лабораторной диагностике токсоплазмоза?

-Кто чаще всего является источником заражения токсоплазмозом человека?

- В чем заключаются меры профилактики токсоплазмоза?

5.В морг доставлен труп новорожденного ребенка, у которого обнаружены различные уродства. Предполагается, что причиной смерти мог быть врожденный токсоплазмоз. Какие анализы необходимо провезти для точного установления причины смерти?

6. К врачу обратилась беременная женщина с жалобами на субфебрильную температуру, головные боли, ухудшение сна, раздражительность. При обследовании врач обнаружил увеличение лимфатических узлов, особенно заднешейных, затылочных, увеличение печени. До этой беременности у женщины было два самопроизвольных выкидыша. Врач заподозрил токсоплазмоз. Какие анализы необходимо провести для уточнения диагноза? Каким образом могла заразиться женщина?

7. Какими путями человек может заразиться токсоплазмозом? Укажите окончательного и промежуточных хозяев токсоплазмы?

8. В пробе песка, взятого из песочницы в детскому саду, обнаружены ооцисты токсоплазмы. Как они попали в песок? Могут ли заразиться дети, которые играются в песочнице?

9. Какие стадии развития токсоплазмы (эндозоит, спорозоит, настоящая циста, псевдоциста) попадают в организм человека при заражении: а) алиментарным – при употреблении сырого и полусырого мяса; б) фекально-оральным – через загрязненные овощи, ягоды, руки; в) через поврежденную кожу рук и слизистые оболочки; г) внутриутробно – от матери через плаценту к плоду?

10. Какие стадии жизненного цикла токсоплазмы проходят в организме человека и кошки?

11. В детском доме находится ребенок с врожденным токсоплазмозом (патология развития внутренних органов, умственная отсталость). Могут ли от него заразиться другие дети?

Зарисовать.

Задачи для самостоятельного решения. - student2.ru Задачи для самостоятельного решения. - student2.ru Задачи для самостоятельного решения. - student2.ru
Рис. 1 Схема субмикроскопического строения Toxoplasmagondii: 1 - коноид - опорное образование; 2 - роптрии, содержат вещество, способствующее проникновению паразита в клетку хозяина; 3 - аппарат Гольджи; 4 - ядро; 5 - ультрацитостом (пора); 6 - митохондрия; 7 - шероховатый эндоплазматический ретикулум, несущий рибосомы. Рис. 2 Саркоцисты: а-в мышечных волокнах б – трофозоиты в клетках Рис. 3 Схема жизненного цикла пневмоцист: 1-2 трофозоиты, амебовидной формы, 3-5 стадии деления 6- циста, содержащая 8 внутренних телец  

Домашнее задание.

Ø Материал практического занятия №7.

Ø Повторить лекции №3,4.

Ø Д.Е. Генис «Медицинская паразитология» стр. 51-59.

Ø С.А. Павлович «Медицинская паразитология с энтомологией» стр.78-82

Наши рекомендации