И белковых фракций сыворотки крови
Проведенные исследования выявили незаконченный воспалительный процесс в глазу, сопровождавшийся общей реакцией на туберкулин и изменениями электрофорограммы (гипоальбумннемия и гипергло-булинемия).
При процессах, протекающих на фоне гиперергиче-ских кожных реакций на туберкулин, требуется длительное диспансерное лечение с акцентом на десенсибилизирующие средства. Больных, у которых после эффективного лечения и длительного наблюдения выявлялись положительные очаговые и биохимические реакции на туберкулин, нельзя было считать полностью излеченными. Им показаны продолжение диспансерного наблюдения и профилактическое лечение. У больных другой группы в от-
сутствие очаговой реакции в глазу обнаруживались поло-
жительные-общая и белковая реакции на введение тубер-'
кулана.В этих случаях, несмотря на отсутствие актив
ного процесса в глазу, также нельзя было говорить об
излечении. Протеинотуберкулиновые пробы позволили
обнаружить у больных туберкулезом-глаз латентно про
текающие, но обладающие известной активностью вне-
глазные туберкулезные процессы (в лимфатических уз
лах, почках, половых органах)-. ■ ■ ":
Больная Е.,.31 года. Диагноз: геморрагический туберкулезный хориоретинит правого глаза. Наследственность здоровая. Контакте больными туберкулезом отрицает. Правый глаз: передний отдел не изменен, легкое диффузное помутнение,стекловидного тела. В пара-макулярнои области имеется зсленовато:серый хррирретинальный очаг размером Va DP. В очаге и вокруг него большое количество хориоидальных и ретннальных кровоизлияний. Определяется центральная скотома в пределах 83. Левый глаз здоров. Острота зрения правого глаза 0,2 с корр., левого — 0,8 с корр. В легких левосторонний обызвествленный первичный комплекс. В крови моноцитоз (11%), СОЭ 15 мм/ч. Реакция Манту (разведение туберкулина 1 : 10*) -j_++. Очаговая туберкулиновая проба положительная (появление мелких свежих геморрагии). Общая реакция: головная боль, тошнота.
В течение года проводилось комплексное лечение антибактериальными средствами. Достигнуто клиническое излечение процесса (острота зрения 0,4). В последующие 3 года больная находилась под диспансерным наблюдением; 2 раза в год проводилось профилактическое лечение. Для определения степени излечения процесса и возможности снятия с диспансерного учета поставлена протеино-туберкулиновая проба (0,2 мл туберкулина в разведении 1 : 10э). Очаговая реакция в глазу отрицательная. Общая реакция: появились сильные боли в правой подвздошной области, выявлен мезаденит.
60X60
Уколочная реакция ■----- TitВ крови падение количества лейкоцитов
1 60X60
с 7,0 до 5,4- 109/л. Повышение СОЭ с б до 14 мм/ч.
У больных этой группы, несмотря на отсутствие признаков активности туберкулезного процесса в различных отделах глаза, нельзя было рассчитывать на стойкое из-
лечение, поскольку сохранялись активные туберкулезные изменения, обусловливающие четкие общую и белковую реакции. Таких больных нельзя снимать с диспансерного учета, несмотря на излечение процесса в глазу. В дальнейшем терапевтические мероприятия следует проводить по согласованию с фтизиатром.
У больных третьей группы отрицательные очаговая и общая реакции после введения туберкулина наблюдались при четком изменении белковых фракций.
Больная А., 10 лет. Находилась на лечении в глазной клинике. Диагноз: обострение диссеминированного хориоретинита правого глаза. В анамнезе корь, воспаление легких, бронхоаденит. Правый глаз: диффузное помутнение стекловидного тела. Диск зрительного нерва гиперемирован, границы его нечеткие. В центральном отделе и на периферии множественные старые хориоретинальные пигментиров!Н-ные очаги различной формы и величины. В нескольких старых очагах в центральном отделе имеются признаки обострения процесса в виде инфильтрации по их краю. Острота зрения 0,1 не корр. Го-ниоскопичсскн: на 6 часах в области корня радужки выявлены три туберкула, на 7—8 часах гониосинехии. В легких справа междолевая шварта в прикорневой зоне. Кровь без изменений. СОЭ 10 мм/ч. Реакция Манту+4- + . В течение 13 мес в стационаре, санатории и амбулаторно непрерывно проводилось лечение антибактериальными и десенсибилизирующими средствами. В последующие 3 года больная подвергалась профилактической терапии и находилась на диспансерном учете. Для уточнения степени излечения процесса проведена про-теинотуберкулиновая проба (0,2 мл туберкулина в разведении 1 : I03).
Изменения в формуле крови и белковых фракциях сыворотки крови, гнпоальбуминемия и гиперглобулинемия, вызванные введением туберкулина, характерны для не полностью утратившего активность туберкулезного процесса.
Иммунобиологическая лабильность обменных процессов, развивающихся у больных туберкулезом глаз под влиянием специфического раздражителя, заставляет осторожно оценивать отрицательные клинико-лабораторные показатели. Это особенно касается тех больных, у которых иммунобиологическая неустойчивость подтверждается не одной, а несколькими пробами. В случае отсутствия клинико-лабораторных изменений таких больных нельзя рассматривать как больных активным туберкулезом, однако их следует тщательно наблюдать в условиях диспансера и 2 раза в год проводить профилактическое лечение. Особенно это относится к подросткам и лицам переходного и молодого возраста.
У большинства больных туберкулезом глаз с клиническими признаками излечения изменений в содержании белковых фракций крови после введения туберкулина в разведении 1: 104—1 : 103 не наблюдалось. Полученные результаты дают основание полагать, что отсутствие ответной реакции на введение туберкулина должно быть необходимым условием клинического излечения туберкулеза. Параллелизм между степенью изменений протеино-граммы, уколочной и очаговой реакций установить не удалось. В контрольной группе после подкожного введения туберкулина в разведении 1 : 103—1 :102 характерных изменений в электрофореграмме не наблюдалось.
Применение протеинотуберкулиновых проб по разработанной нами методике у больных туберкулезом глаз для выяснения степени активности и излеченности процесса позволило установить незаконченный воспалительный процесс в глазу, что требовало, продолжения терапевтических мероприятий. Такие больные на основании клинической картины заболевания считались излеченными, но в дальнейшем у них могли наблюдаться обострения и прогрессирование заболевания.
Проведенные исследования позволили также выявить скрытые внеглазные туберкулезные очаги в различных органах (интраторакальные, мезентериальные, лимфатические узлы, мочеполовые органы и др.). Такие вяло текущие и не диагностированные ранее, но активные туберкулезные изменения способствовали обострению процесса в глазу, поэтому необходимо было продолжать терапию
для достижения стойкого излечения туберкулеза множе
ственной локализации. Протеинотуберкулиновая проба
является чувствительным показателем активности тубер
кулезного процесса в глазу и позволяет установить кли
ническое излечение при туберкулезе множественной ло
кализации. Кроме того, такая проба отражает остроту
процесса и в большинстве случаев соответствует другим
тестам и клиническому представлению об активности
процесса. ЯМ
Изменения протеинограммы после введения туберкулина в большинстве случаев совпадали с другими признаками активности процесса. В связи с этим, для того чтобы судить об активности туберкулеза глаз, рекомендуется учитывать изменения протеинограммы под влиянием туберкулина.
Оценивая различные методы определения активности туберкулезного процесса, очевидно, что каждые в отдельности не всегда убедительны для этой цели, поэтому необходимо ориентироваться на совокупность тестов. Неактивный туберкулезный процесс характеризуется стабильностью остаточных изменений и сохранением клинического благополучия в течение 3—4 лет, отсутствием общей, очаговой и биохимической реакции на подкожное введение туберкулина в разведении 1 : 104—1 : 102.
Протеинотуберкулиновые пробы при туберкулезе глаз целесообразно проводить: 1) после видимого клинического излечения процесса для решения вопроса о прекращении терапевтических мероприятий; 2) при обсуждении возможности снятия с диспансерного учета; 3) при вяло текущих хронических процессах, когда трудно определить степень излеченности.
Лечение больных туберкулезом глаз должно быть продолжено при следующих показателях протеинотубер-кулиновых проб: 1) если в отсутствие клинических признаков активности процесса в глазу после подкожного введения туберкулина в разведении 1 : Ю4—1 : 102 выявляется положительная очаговая реакция. В таких случаях процесс в глазу нельзя считать излеченным;
2) если в отсутствие клинических признаков активности туберкулезного процесса в глазу и отрицательной очаговой туберкулиновой реакции возникает выраженная общая реакция на введение туберкулина. Такие реакции показывают, что в организме сохраняются туберкулезные изменения с элементами активности, которые создают определенный иммунобиологический фон, способствующий
рецидивирующему течению туберкулеза глаз. В подобных случаях характер лечения и его сроки должны быть согласованы с фтизиатром;
3) если при отрицательных очаговой и общей реакциях на туберкулин выявляются четкие изменения белкового состава сыворотки крови (падение количества альбуминов и увеличение содержания глобулинов), характерные для сохранивших активность туберкулезных изменений. В случае отсутствия других объективных данных таких больных нельзя рассматривать как больных активным туберкулезом, однако следует проводить диспансерное наблюдение и противорецидивное лечение.