Техника репродукционной съемки
Задача репродукционной съемки – копирование оригиналов в заданном масштабе со всеми их видимыми свойствами. От последних зависят особенности съемки, выбор фотоматериалов и режима их обработки. Вместе с тем, техника репродуцирования для всех видов черно-белых оригиналов одинакова. Она заключается в подготовке к съемке установок, объектов, выборе освещения, масштаба изображения, в наводке на резкость, определении экспозиции и др.
Подготовка фотокамер к съемке. Для репродукционной съемки предпочтительнее использовать крупноформатные камеры с двойным растяжением меха и наводкой на резкость по матовому стеклу визира. В настоящее время наиболее распространены универсальные макрорепродукционные установки СБ-2, «Уларус», «Уларус-2» с форматом кадра 9х12 см, на которых можно получить изображения и большего формата, используя, например, фотокамеры ФКД-13х18, ФКД-18х24. В иных случаях применяют конструктивно более простые аппараты с меньшим форматом кадра.
К репродукционным установкам предъявляются следующие требования. Их конструкция должна быть жесткой и устойчивой, чтобы исключить сдвиги и колебания изображения при съемке; обеспечивать параллельность между кассетной частью фотокамеры и плоскостью оригиналодержателя; давать интенсивное и равномерное освещение. Все механизмы установок должны работать легко и плавно, обеспечивая точное фокусирование изображения. Кассета со светочувствительным материалом должна располагаться точно в плоскости резкого изображения, подобранной по матовому стеклу визира.
Подготовка оригиналов к съемке. К оригиналам – документам, попадающим в сферу уголовного судопроизводства, предъявляются определенные требования. Обращение с ними должно быть аккуратным и бережным. Не разрешается вносить изменения в документы путем подчистки, исправлений, подклейки и т.п. Нельзя прижимать края оригинала грузами, крепить его к поверхности оригиналодержателя кнопками или скотч-лентой, так как это может изменить первоначальное состояние документа, привести к появлению новых, несвойственных ему деталей. Особенно это важно для документов, присланных на экспертное исследование.
Перед копированием имеющиеся оригиналы сортируют по однородным группам. Например, сначала на прозрачные и непрозрачные, затем в каждой из этих групп — на штриховые черно-белые и многоцветные, полутоновые черно-белые и многоцветные и, наконец, по размерам. Для разновеликих документов определяют масштаб съемки так же, как и при макросъемке.
Перед съемкой оригинал размещают в центре стола установки, контролируя правильность его положения по матовому стеклу визира. Параллельно большей стороне оригинала, по центру кладут масштабную линейку. Между ней и документом должен быть зазор 2—3 мм. Документ должен плотно прилегать к оригиналодержателю и не коробиться под воздействием теплового излучения. Измятые документы аккуратно разглаживают и прижимают к столу чистым стеклом большего размера, чем сам оригинал. При копировании на фотоустановках «Уларус» и «Уларус-2» для этой цели используются прижимной или вакуум-экран. Свет от софитов направляют под такими углами к объекту, чтобы, отражаясь от поверхности покровного стекла, он не давал бликов в пределах кадра.
Непрозрачные документы фотографируют в отраженном свете, подбирая контрастный фон, в качестве которого используют листы плотной черной, белой или серой бумаги. Прозрачные или полупрозрачные оригиналы снимают в проходящем свете, располагая их на контактном стекле копировальных приборов КП-8М, КП-10. При проекционном копировании их закрепляют в прижимном экране, и в качестве источников света используют донные осветители или про-светный экран. При фотографировании сброшюрованных документов на изображении часто просматривается текст следующего листа. Чтобы исключить это, между страницами помещают листы белой бумаги.
Освещение оригиналов при их репродуцировании должно быть равномерным, достаточно интенсивным и не давать бликов на поверхности. Равномерность освещения зависит от количества и мощности осветителей, угла светового потока и расстояния между источниками света и оригиналом. Освещение считается равномерным, если колебания освещенности отдельных участков оригинала не превышают 6—10%, и обеспечивается боковым двусторонним светом.
Небольшие по размерам (до 13 х 18 см) оригиналы освещают двумя источниками с противоположных сторон. Оригиналы большего формата требуют четырех или большего (четного) количество осветителей -— обычно софитов с матовыми или простыми лампами накаливания.
Распределение светового потока в пространстве у ламп накаливания зависит от формы и расположения тела накала. Освещенность, создаваемая ими на поверхности оригинала, обычно неравномерна. Чтобы устранить этот недостаток, осветители фотоустановок располагают по возможности дальше от объекта, а для получения более равномерного освещения лампы накаливания закрывают специальными рассеивателями, например матовыми или молочными стеклами. Равномерное освещение дают люминесцентные лампы, используемые на репродукционных установках РВД-40, «Уларус». Яркость их, однако, невелика, что и ограничивает сферу их применения.
Для съемки оригиналов с матовой поверхностью лучшим считается боковое освещение под углом 45—50° к предметной плоскости. При репродуцировании оригиналов с глянцевой поверхностью, в том числе и прижатых стеклом, угол освещения не должен превышать 25—30°. Увеличение угла неизбежно приводит к появлению бликов на поверхности оригинала, а его уменьшение — к существенному снижению освещенности. Равномерность освещения проверяют с помощью специальных приборов — люксметров либо экспонометров, направляя фотоэлемент на центральные и периферийные участки оригинала, либо визуально по высоте и плотности теней, отбрасываемых на листе белой бумаги непрозрачным предметом, помещенным в центре оригиналодержателя.
Структура света также влияет на качество получаемых репродукций. Направленный свет увеличивает контраст изображения, а мягкий рассеянный снижает его. Поэтому направленное освещение используют лишь при копировании штриховых оригиналов, а рассеянное — полутоновых.
Фотоматериалы для репродукционной фотографиивесьма различны вследствие многообразия оригиналов и способов их копирования.
Проекционное копирование широкоформатными камерами проводят на специальные репродукционные штриховые и полутоновые фотопластинки и плоские пленки (фототехнические и общего назначения). Штриховые фотопластинки имеют высокий контраст, а полутоновые – меньший контраст. Все они различаются и по степени сенсибилизации: несенсибилизированные, ортохроматические и панхроматические.
В репродукционной фотографии широко применяются фототехнические пленки: ФТ-10, ФТ-22, ФТ-41 и др. Буквенный индекс обозначает сокращенное наименование фотоматериала, а цифровой — его контрастность и спектральную чувствительность. Фотографические свойства фототехнических пленок для стандартного проявителя № 1 представлены в табл. 23 и 24.
Первая цифра цифрового индекса обозначает примерный коэффициент контрастности: 1— мягкую полутоновую пленку; 2 — штриховую нормальную; 3 — штриховую контрастную; 4 — штриховую особоконтрастную; 5 и более — штриховую сверхконтрастную. Вторая или две последних (при трехзначном индексе) указывают пределы спектральной чувствительности: 0 — несенсибилизированный фотоматериал; 1 — ортохроматический; 2 — изопанхроматический. В зависимости от степени сенсибилизации этикетку на упаковке или диагональную полосу на ней окрашивают для несенсибилизированных — в синий; ортохроматических — в зеленый; изопанхроматических — в красный цвет. Часто многоцветные оригиналы копируют и на плоские пленки общего назначения типа ФН.
Контактное копирование штриховых оригиналов осуществляется на специальные рефлексные и документные фотобумаги. Они имеют низкую чувствительность и высокий контраст. Фотобумаги общего назначения используют для тиражирования фотокопий полутоновых и штриховых оригиналов.
Таблица 15