Изобразительно-выразительные средства языка и речи
Термин | Определение | Примеры |
Аллегория (иносказание) | Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. | В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости. |
Аллитерация | Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков | Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума... (С.Есен |
Анафора (единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. | Например, в стихотворении М.Лермонтова "Благодарность" шесть строк начинаются с предлога за. В стихотворении Г.Державина "Русские девушки" пять строк начинаются с как. |
Антитеза (противопоставление) | Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. Часто выражается с помощью антонимов. | Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев). Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.Пушкин). «Война и мир» (Л.Толстой), «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский), «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер). |
Ассонанс | Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков | Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела... (Б.Пастернак |
Бессоюзие | Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности. | Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. (А.Пушкин). |
Гипербола (преувеличение) | Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия. | В сто сорок солнц закат пылал, В июль катилось лето. (В.Маяковский). Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня). |
Градация | Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. | Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург). Пришел, увидел, победил. Каждый памятник культуры разрушается, искажается, ранится навсегда (Д. Лихачев). |
Инверсия | Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов. | Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари (С.Есенин). Он из Германии туманной привез учености плоды. (А.Пушкин). |
Ирония (скрытая насмешка) | Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению. | Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). Пример иронического произведения – стихотворение М.Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма – высшей степени проявления иронии). |
Лексический повтор | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания | Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков) |
Литота | Преуменьшение предмета (обратная гипербола) | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов) |
Метафора | Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность – развернутая метафора. | В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин). На болотах клюквы россыпи Догорают в пепле инея (Н.Колычев). Пример развернутой метафоры – стихотворение М.Лермонтова "Чаша жизни". |
Метонимия | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий | Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) |
Окказионализмы | Индивидуальные авторские словообразования | ...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов) |
Многосоюзие | Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. | И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы. (А.Пушкин). Иди на бой за честь отчизны, За убежденья, за любовь. (Н.Некрасов). |
Оксюморон (оксиморон) | Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого) | Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг (М.Лермонтов). Но перед ним туда навек закрыта дверь, Где радость теплится страданья (А.Фет). Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной (А.Ахматова). С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин). «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский). |
Олицетворение | Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных. Разновидность – развернутое олицетворение. | Луна хохотала, как клоун (С.Есенин). Полночь в моё городское окно Входит с ночными дарами (А.Твардовский). Пример развернутого олицетворения - стих-е М.Лермонтова "Утёс". |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений. | Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов). Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева). |
Парцелляция | Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения. | Боюсь гостиниц. Может, потому, что чувствую, что в номере когда-то остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.Винокуров). |
Перифраз (перифраза) | Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета. | Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…(А. Пушкин). Вместо С.-Петербург – северная столица, город на Неве, северная Пальмира и т.п. |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления | Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды? Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов). |
Риторическое обращение | Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту. | О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия (Ф.Тютчев). Дух бродяжий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. (С. Есенин). |
Сарказм | Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры | Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина. |
Синекдоха | Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного | Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин) Пуще всего береги копейку «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н.В. Гоголь) |
Синтаксический параллелизм | Сходное, параллельное построение фраз, строк | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) |
Сравнение | Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. | Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.(С.Есенин). Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (В.Солоухин). Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов). Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин). Ее глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач (Н.Заболоцкий). |
Развернутое сравнение | Сравнение ряда сторон, ряда признаков сложного явления (обычно с помощью союза как). | Ходить по-утиному; сидеть по-турецки; бежит как на пожар. Пример развернутого сравнения – XI строфа стихотворения "Осень". |
Умолчание | Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя. | С тобой летят, летят часы, Язык безмолвствует…одни мечты и грёзы… (Д.Давыдов). |
Эллипсис | Пропуск во фразе какого-либо слова, логически подразумевающегося. | Богаты мы, едва {вышли}из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом. (М.Лермонтов). |
Эпитет | Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями. | Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин). От весел к берегу кудрявый след бежал (А.Фет). Пала царственная Троя. (Ф.Тютчев). Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком (С.Есенин). Ср.: белый снег, мягкий снег – опреде-лительные прилагательные; сахарный снег, лебяжий снег – эпитеты. |
Эпифора (концовка) | Повторение слов или выражений в конце смежных предложений. | Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.Блок). |
При составлении таблицы использованы источники:
Русский язык. Учебно-методическое пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов/ М.Б.Багге, Л.Г.Гвоздинская, В.Н.Ивлева и др. – СПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2007, с. 147-149.
Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М.: "Просвещение", 1974.
http://literatura5.narod.ru/teory_rech_tabl.html
http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/russian/metod_rus_yaz/pril_3.htm
http://www.platira.ru/index.php%3Foption%3Dcom_content%26view%3Darticle%26id%3D183:page%26catid%3D25:lituch%26Itemid%3D78