Изобразительно-выразительные средства русского языка

Изобрази­тельно-вы­разительное средство Определение При­меры
Эпитет Художественное определение предмета, подчер­кивающее его характерное свойство, а также при­дающее ему образность  
Метафора Употребление слова или выражения в перенос­ном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение  
Метонимия Употребление слова или выражения в перенос­ном значении, когда в основе переноса лежат смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами  
Синекдоха Разновидность метонимии, при которой назва­ние части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребля­ется вместо названия части. При этом единствен­ное число часто употребляется вместо множест­венного и наоборот  
Сравнение Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака, пояснение одного предмета или явления с помощью другого  
Олицетво­рение Наделение неодушевленных предметов признака­ми и свойствами человека  
Гипербола Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения описы­ваемого предмета, явления  
Литота Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления  
Аллегория Иносказательное изображение отвлеченного поня­тия при помощи конкретного жизненного образа  
Оксюморон Умышленное объединение, казалось бы, не соче­таемых между собой слов  
Перифраз (перифраза) Троп, состоящий в замене названия лица, предме­та или явления описанием их существенных при­знаков или указанием на их характерные черты  

Примеры к таблице

1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов (олицетворение).

2. Чайник кипит (метонимия; ср. вода в чайнике кипит).

3. Готов задушить в объятьях (гипербола).

4. Туманный Альбион (перифраз: Англия).

5. При свете тьмы (оксюморон).

6. Мужичок с ноготок (ли­тота).

7. Лес точно терем расписной (сравнение).

8. Политический пасьянс (метафора).

9. Самый взыскательный покупатель най­дет здесь товар по душе (синекдоха).

10. Горячее сердце (эпитет).

11. Лиса — о хитром человеке (аллегория).

2. Выполнение упражнений 5, 6 (с.14).

III. Итог урока

Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы уча­щихся.

Домашнее задание:

1. § 4—7 (с. 15-20).

2. Упражнения 8, 9 (с. 14).

3. Выписать по одному примеру на каждый троп из художест­венных текстов (можно использовать любые литературные произведения, изучаемые по школьной программе). Каждый пример записать на отдельной карточке с указа­нием источника.

Примечание. Карточки впоследствии могут использоваться учителем в качестве индивидуальных заданий.

УРОК _________ Дата_____________________

Тема: ОМОНИМЫ, ПАРОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ.

Цели:

ž повторить, обобщить и углубить знания об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах;

ž наблюдать за их употреблени­ем в тексте;

ž повышать культуру речи учащихся; углублять знание лексической сочетаемости.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Домашние упражнения проверяются устно, а карточки с при­мерамитропов сдаются на проверку учителю.

II. Работа по теме урока

Слово учителя.

- На прошлых уроках мы с вами повторили то, что знаем о сло­ве.Мы вспомнили, какими признаками оно обладает, обобщили знания о значениях слов и о том, как многозначность слова может «работать» при создании художественного текста. Но это далеко не все, что изучает лексика. Дело в том, что слова, состав­ляющие лексикон, не рассыпаны в беспорядке. Лексика русского языка — это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.

(На доске записаны пары слов. Учащиеся должны определить, как соотносятся между собой звучание слов и их значение.

Радостный - грустный.

Смелый - храбрый.

Адресат - адресант.

Ключ (от двери) - ключ (родник).

Учащиеся анализируют записанные на доске пары слов. В ходе беседы выясняется, что в первой паре слов (радостный — грустный) звучание слов разное, а значение — противоположное. Во второй паре (смелый — храбрый) слова различаются по звуча­нию, но близки по значению: смелый — не поддающийся чувству страха, отважный, а храбрый - отличающийся храбростью, от­важный. В третьей паре слова схожи (но неодинаковы) по звуча­нию и различается по значению: адресат — это тот, кто отправляет письмо, а адресант — тот, кто его получает.

Наконец, в четвертой паре слова не отличаются друг от друга по звучанию, но имеют разное лексическое значение (на это ука­зывают записанные в скобках пояснения).

В результате анализа четырех пар слов учащиеся делают вывод, что для лексики русского языка характерны четыре типа систем­ных отношений: антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.

В заключение работы над заданием учащиеся формулируют определение каждого типа системных отношений в лексике:

1) слова с противоположным значением и неодинаковым зву­чанием называются антонимами;

2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле на­зываются синонимами;

3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях на­зываются омонимами;

4) слова с близким звучанием, но разным значением называ­ются паронимами.

Наши рекомендации