Управление редакционной политикой
Картина мира всегда одна, но разные СМИ подают ее по-разному. Это похоже на то, как разные дирижеры исполняют одно и то же музыкальное произведение в разных стилях.
Объективные характеристики медийного бренда обязательно преломляются через личный и профессиональный темперамент главного редактора. Интерпретируя идеологические задачи корпорации и собственное понимание роли корпоративного СМИ, главный редактор расставляет личные акценты посредством текстов, указаний, редактуры, личного примера.
Попытки формализовать управление редакционной политикой возможны. Иногда для этого создают какую-нибудь «догму» или «канон», в котором прописывают, как издание относится к объекту отображаемой действительности. Но полностью описать редакционную политику в документе невозможно. Документ «Основы редакторской политики» должен содержать самые общие подходы. Например, принципы сбора информации, принципы отношения с аудиторией, стилистические принципы и т.д. Конкретика редакционной политики реализуется главным редактором.
Управление темпланом
Главный талант главного редактора – видеть образ будущего номера. Собственно в этом и состоит профессия. Управление будущим номера осуществляется с помощью темплана. В отличие от редакционной политики это очень конкретная сфера администрирования, где несуществующее будущее превращается в точные решения, указания и сроки.
Классический тематический план раскрывает рубричную структуру номера до конкретных материалов и подверсточных блоков. Соответственно, рубрики и разделы создают матрицу, которая наполняется материалами. Для каждого материала указывается тема, желаемые акценты, исполнитель, требуемый объем, желаемые подверстки, иллюстрации, срок сдачи.
В такой матрице главный редактор реализует свое видение будущего номера. Так, например, редактор чувствует, что давно не делал интервью к начальником транспортного цеха, и директор вспоминал о нем на прошлой неделе. И к тому же в автопарке произошли новые приобретения. Из всех этих моментов складывается конкретное задание, с объемами и сроками. А из всех заданий рождается номер.
Причем режиссура должна осуществляться не на уровне материала или раздела, а на уровне всего номера. Если в начале номера много официоза, то в конце нужно разбавить «человеческой историей». Если грядет значимое событие, можно отформатировать под него целый номер. И наоборот, если в корпорации нет событий и не хватает жизни в какой-то конкретной теме, то ударный номер, целиком посвященный этой теме, может пробудить интерес людей к этой теме.
Главный редактор управляет не просто номером, а будущим. В том числе будущим аудитории. А это очень интересная работа.
Тематическое планирование удобно вести в 3 временных горизонтах. В начале года составляется годовой темплан. Он привязывается к календарю корпорации, в нем также расставляются с разумной периодичностью регулярные темы. В начале работы над каждым номером на основе годового темплана составляется конкретизированный темплан номера, в котором указываются не только темы, но и технические параметры материалов, необходимые для раздачи заданий. И когда журналисты приступают к работе, они обычно обнаруживают пригодность или непригодность тех или иных акцентов темы в целом. Кроме того, происходят новые события. Так что тематический план может и должен уточняться по ходу работы.
Управление журналистами
Управление журналистами сводится к 2 составляющим: менеджерской и творческой. С точки зрения менеджмента процесс прост, он состоит из 4 частей: планирование, организация, мотивация и контроль. Творческая часть менее формализована и во многом зависит от стиля главного редактора. Обычно творческие задания выдают на планерках и в личных беседах. Имея свое видение в каждой теме, главной редактор высказывает пожелания, предлагает акценты.
Нужно быть готовым к тому, что журналист может столкнуться с фактурой, которая не поддерживает гипотезу главного редактора по поводу материала. В этом случае предстоит оценить: либо журналист не справился, либо надо корректировать тему.
В коллективном творчестве, каковым является создание номера, важны коллективные формы организации. Есть 2 основные формы: редакционные летучки (или планерки) и разбор номера.
Летучки проводятся с определенной степенью регулярности, оптимально не реже раза в неделю, причем независимо от периодичности издания. Такая регулярность – очень важный дисциплинирующий фактор. На летучках обсуждается ход работ над каждым материалом, высказываются новые повороты, а также доводятся административные решения. Вспыхивает творческая ревность, разворачиваются творческие состязания.
Разбор номера крайне важен с точки зрения реализации редакционной политики. На разбор номера иногда следует приглашать вышестоящее руководство, чтобы послушать мнение со стороны. Поручать разбор лучше творческим сотрудникам и наиболее ответственным техническим сотрудникам редакции по очереди. После обзора номера разбирающим стоит запустить обсуждение по кругу. При этом с завершающим мнением после всех (даже после высказывания приглашенного руководства) должен выступить главный редактор. Очень важно, чтобы разбор номера идеологически, творчески и энергетически походил не на митинг «анархически настроенных матросов», а был подчинен воле и видению главного редактора. Тогда и само издание будет все четче соответствовать редакционной политике.
Работой главного редактора корпоративного СМИ является защита журналистов. Если журналист провинился, его нужно подвергнуть внутреннему наказанию, и по возможности защитить от внешних воздействий.