Управление кредитной политикой

Общие понятия, цели и задачи, политика управления

Кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары называется коммерческим. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок сумму основного долга и начисляемые проценты.

Особая политика управления коммерческим кредитом, который в балансе продавца отражается в активах как дебиторская задолженность представляет собой кредитную политику поставщика по отношению к покупателям продукции.

Политика управления кредитной политикой (читай дебиторской задолженностью) представляет собой часть общей политики управления оборотным активами и капиталом и маркетинговой политики предприятия.

Цель - расширение объема реализации продукции.

Задачи управления:

- оптимизация общего объема (размера) дебиторской задолженности;

- обеспечение своевременной инкассации дебиторской задолженности.

Политика управления коммерческим кредитом включает следующие основные этапы:

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.

Выделяют несколько основных этапов анализа:

· оценивается структура, динамика и структурная динамика дебиторской задолженности предприятия;

· определяется средний период инкассации дебиторской задолженности, количество ее оборотов, период одного оборота;

· оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее “возрастным группам”, т.е. по предусмотренным срокам инкассации;

· подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность;

· определяется эффект (убытки), полученный в результате отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. Принципы кредитной политики отражают условия осуществления кредитной практики и направлены на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

На этом этапе решаются два основных вопроса:

1) В каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

2) Какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

• Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

• Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукций в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).

Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия.

Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) типкредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизм реализации этого типа кредитной политики:

- существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска;

- минимизация сроков предоставления кредита и его размера;

- ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости;

- использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный типкредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) типкредитной политики ставит приоритетной целью максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, сопровождающим эти операции. Механизм реализации:

· распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции;

· увеличение периода предоставления кредита и его размера;

· снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров;

· предоставление покупателям возможности пролонгировать кредит.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие условия:

· современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

· общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровеньих платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

· потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

· правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

· финансовые возможности предприятия в части отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность;

· финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду:

· жесткий (консервативный) вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей;

· мягкий (агрессивный) вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность используемых оборотных активов и капитала.

3. Определение инвестиций в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.(Примеры расчета см. ниже)При расчете необходимо учитывать:

· планируемые объемы реализации продукции в кредит;

· средний срок кредита по отдельным формам кредита;

· средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);

· коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

4. Формирование системы кредитных условий.В составэтих условий входят следующие элементы:

· срок предоставления кредита (кредитный период);

· размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

· стоимость предоставления кредита (размер и система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

· система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

5. Формирование стандартов кредитоспособности покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.(Например, см. методику Сбербанка).

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.Разрабатываются:

· формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей;

· возможности и условия пролонгации долга по представленному кредиту;

· условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм страхования и рефинансирования дебиторской задолженности. Страхование может осуществляться путем страхования кредитов и рисков непогашения кредитов, применения законодательных мер ответственности заемщика за неисполнение обязательств, залога, поручительства, гарантии, задатка, новации долга в заемное обязательство. Инструменты рефинансирования - это инструменты ускоренного перевода задолженности в другие формы высоколиквидных активов предприятия (денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги).Рефинансирование дебиторской задолженности может осуществляться в формефорфейтинга, факторинга, цессии, учета векселей. (См. подробно ниже).

Наши рекомендации