Естественные и искусственные языки.

Следует усвоить, что в процессе общения мы пользуемся двумя видами языков. В повседневной жизни мы пользуемся языком, усвоенным нами с детства, – в разговорной речи, встречаемся с ним в произведениях литературы и искусства. Этот язык является естественным, он формировался исторически как средство общения вследствие потребности в выработке средств взаимного обмена информацией, в первую очередь в процессе становления и развития трудовой деятельности. Появление языка было вызвано необходимостью выработать целевую установку в процессе труда, обосновать и сохранить опыт и знания, полученные людьми, успешно регулировать общественные отношения. Различным уровням трудовой деятельности соответствовала различная степень совершенства словарного запаса, языка, речи; язык детерминирован особенностями культуры, не зря порой так сложно перевести выражения чужого языка.

С течением времени наш жизненный опыт обогащается искусственными языками. Искусственные языки – достаточно недавнее явление культуры, они появились как формализованные языки науки – математики, химии, физики; затем – как попытка выработать некий язык, который мог бы стать универсальным средством общения между людьми разных национальностей. Одним из наиболее известных примеров является эсперанто; в XX столетии были созданы языки программирования.

Научные языки, в отличие от естественных, создаются специально для решения определенных задач познания в соответствии с нормативными принципами употребления имен.

Естественные языки для этого невозможно использовать в силу таких их особенностей, как многозначность, некомпозициональность и самоприменимость. Естественным языкам свойственна многозначность, то есть многие слова и языковые выражения естественного языка в зависимости от контекста имеют несколько значений: например омонимы «ручка», «ключ» и т.д. В науке же недопустимо, чтобы один и тот же термин означал различные явления или объекты. Некомпозициональность означает тот факт, что в естественных языках часто отсутствуют правила, при помощи которых вне контекста можно точно определить значение сложного выражения, хотя значения всех входящих в него слов известны. Например, выражение «Человек шел по дороге с флагами» может означать как то, что дорога была украшена флагами, так и то, что флаги были в руках у человека. Наконец, естественным языкам свойственнасамоприменимость – выражения языка могут говорить сами о себе, например: «слово «мрамор» – это существительное», то есть нести информацию, несущественную для решения поставленных наукой проблем.

Научные языки создаются в соответствии с такими нормативными принципами употребления имен, как принцип однозначности, принцип предметностии принцип взаимозаменимости.

Принцип однозначности. Согласно этому принципу, всякое выражение должно обозначать только один предмет, класс предметов или свойство. Принцип однозначности исключает омонимию, то есть обозначение одним словом разных объектов, что часто встречается в естественных языках (например, слово «коса» может означать и вид прически, и сельскохозяйственное орудие труда).

Принцип предметности. Согласно этому принципу, в высказываниях должно утверждаться или отрицаться нечто об объектах, представляемых именами, а не о самих этих именах. Например, в предложении «За ночь снег растаял» говорится о снеге, о том, что с ним произошло за определенный временной промежуток. Однако иногда приходится говорить о самих выражениях языка, например: «Слово «снег» состоит из четырех букв и является существительным».

Принцип взаимозаменимости. Согласно этому принципу, если два выражения имеют одно и то же значение, то одно из них можно заменять другим, причем предложение, в котором производится замена, сохраняет свое истинностное значение.

Наши рекомендации