Сознание и язык. Естественные и искусственные языки

Язык так же древен, как и сознание. У животных – мимико-жестикуляторная система взаимной сигнализации )пчелы, дельфины, шимпанзе). Эти средства сигнализации служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом (аналог – междометия); либо простым указанием, либо призывом к совместной деятельности. Содержанием общения животных всегда является данная ситуация. Чел-ая речь оторвалась вместе с осознанием от ситуативности. У людей существует потребность что-то сказать друг другу, которая реализуется благодаря особому строению мозга и речевого аппарата.

Сущность языка в его двуединой функции – служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деят-ть, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения.

Язык – это система содержательных, значимых форм. Язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Чел-к может выражать свои мысли и чувства по-разному (музыка и пр.), но все они переводятся на словесный язык – универсальное средство среди используемых чел-ком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора.

Близость языка и мышления. «Кто ясно думает, тот и ясно говорит».

Мысль нематериальна. Ее невозможно воспринять органами чувств. Слушающий ощущает и воспринимаеит материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается – мысли. Взаимное понимание наступает только в том случае, если в мозгу слушающего возникают представления и мысли, которые высказывает говорящий. В науке этот принцип общения называется принцип намекания, согласно которому мысль не передается в речи, а как бы возбуждается в сознании слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Отсюда теории о принципиальной невозможности полного взаимного понимания общающихся.

Слово – великая сила и острое оружие.

Единство языка и сознания. Они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную оболочку. Язык есть непосредственная деят-ть сознания.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи чел-к фиксирует свои мысли, чувства, подвергает их анализу как лежащий вне его идеальный объект; сам уясняет себе мысли.

Сознание отражает дейси-ть, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь – это не мышление, иначе величайшие болтуны были бы величайшими мыслителями (Фейербах).

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфические у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Язык придает мысли некую принудительность, направляет ее движение по каналам языковых форм.

Знаковые системы. Знак – материальный предмет, процесс, действие, выполняющее в общении роль представителя чего-то другого и используемое для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Наука семиотика. Исходная система для знаков – естественные языки.

Неязыковые системы:

1.знаки-копии (фото, отпечатки пальцев, ископаемые отпечатки).

2. знаки-признаки (озноб – признак болезни, одуванчики закрылись – к дождю).

3. знаки-сигналы (звонок, аплодисменты).

4. знаки-символы (двуглавый орел).

5. знаки-общение (искусственные и естественные языки).

Любой знак функционирует только в соответствующей системе. Развитие знаковых систем определяется потребностями науки, искусства, техники и общественной практики. Знаки для формул – в сокращенном виде фиксируются мысли и осуществляется общение в международном масштабе.

Три сигнальные системы.

Сущность сознания и его структура. Сознание и психика.

С.-понятие, обозначающее высший уровень активности психики чел-ка как социального существа. Это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении дейст-ти, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения чел-ка.

С. отражение реальности в форме чувственных и умственных образов предвосхищает практическую деят-ть чел-ка, придавая ей целенаправленный хар-р. понятие С. охватывает как индивидуальное, так и общественное сознание.

С. – некая внутренняя свобода, раскрепощенность.

С. – это духовность.

С. – не обладает вещной реальностью. Его нельзя поместить в континуум S – T отношений.

Что есть сознание?

Религиозная трактовка С. – сознание от бога.

Платон: Сознание это мир чел-ой души, которая бессмертна и на время поселяется в человеке. Выделяется мир сверчувственных идей (истинный мир) и мир природы (мир неистинный). Душа посредник м\д мирами. Она д\б послушна и дисциплинирована. Она = вечная идея.

Демокрит: душа – не вечная идея, она состоит из атомов(только легких и теплых).

До эпохи Возрождения – С. – свойство души.

Далее С. становится самостоятельным понятием (личная свобода, внимание к чел-ку).

Эмпириокритицисты: мозг не является не седалищем, ни хранилищем нашей мысли.

Вульгарные материалисты: (17 век Леруа, 18 век Кабанис) – сознание это некий мускул, который находится в коре больших полушарий и вырабатывает мысль. !9 – 20 вв. Бюхнер, Фогт, Молешотт вели дискуссию и Гегелем. Мышление есть физиологический процесс. Мысль зависит от состояния мозгового вещества.

Фейербах: отрыв от вещей. Сознание названо душой. Сознание – субъективный образ объективного мира. Даль: Душа – бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею. В широком смысле это чел-к с духом и телом. В узком – человек без плоти. Первое философское толкование души дал Платон.

Душа шире сознания. Чувства – это состояние души, но не сознание. Душа = психика.

Сознание реализуется в виде разнообразной практической и теоретической деятельности, т.е. предполагается замысел, постановка цели и идеи. Идея – понятие, ориентированное на практическую реализацию. Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека. Цели формируются на основе всего опыта чел-ва и поднимаются до высших форм – идеалов. Способность к целеполаганию – специфически чел-ая способность.

Структура сознания.

Переживания – определенное отражение к содержанию того, что отражается.

Опыт- обогащение собственной личности.

Цели – ближние, дальние, промежуточные.

Самосознание – способность осознавать себя, свое место в мире, критиковать себя и пр.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта. Обеспечивает связность и непрерывность чел-го опыта. Ситуативная, долговременная память.

Потребность – состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то.

Воля – обнаружение сознания. Не только умение хотеть, это психический процесс, выражающийся в действиях , направленных на удовлетворение потребностей. Возникают не только биолоические, но и социально обусловленные потребности и новые побудительные силы - жажда познания истины, потребность совершить подвиг во благо народа, чувство прекрасного и т. п.

+ планы, мотивы, намерения = интенции, убеждения,

Знания и самосознание.

Обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира + чувственный и рациональный уровни сознания.

Чувства – отношения к внешним воздействиям (удовольствие, радось), аффекты и настроения (веселое, подавленное).

Наши рекомендации