Урок 4 2. Значения приставок
Цель: закреплять знания о роли приставок в словах, умения находить приставки в словах, разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили. Прочитайте глаголы и назовите приставки. Какое значение они имеют?
— Для чего служат приставки?
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Выпишите слова, которые состоят только из корня и приставки. Выделите эти части слова.
Весна, косилка, переезд, сад, поход, переехал, обход, грибы, вылет, вьюга, горошина, просмотр.
— Прочитайте слова, которые вы выписали. (Переезд, поход, обход, вылет, просмотр.)
— Назовите корень и приставку в словах.
— Что можно сказать об окончаниях этих слов? (Нулевое окончание.)
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Образуйте от глагола бежать однокоренные глаголы, используя разные приставки. Выделите в каждом слове корень и приставку. (Прибежать, убежать, забежать...)
— Объясните лексическое значение слов.
— Какую роль играет приставка в слове? (Придаёт словам разные лексические значения.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Наблюдения над лексическим значением слов с приставками
(К доске выходят дна ученика. Учитель предлагает одному из них разрезать лист бумаги, надрезать, вырезать треугольник, срезать угол. Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый (или выставляет на наборное полотно карточки с соответствующими словами). Остальные учащиеся выделяют в словах корень и приставки.)
— Какую роль выполняют приставки в нашем языке? (Помогают описать разные действия.)
Работа по учебнику Упр. 157 (с. 86).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте слова с орфограммами и объясните написание этих слов.
— Назовите слова с указанными значениями. Упр. 158 (с. 87).
— Прочитайте. Из каких сказок эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане...» и из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
— Назовите авторов этих сказок.
— Найдите слова с приставками. О какой приставке можно сказать, что она указывает на направленность действия изнутри? (вы-.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют
приставки.)
Упр. 159 (с. 87).
— Прочитайте. Из какой сказки эти строки? («Мойдодыр».)
— Выполните задания. (Проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 160 (с. 87).
— Прочитайте приставки из упр. 154.
— Подумайте, с какими приставками можно употребить данные глаголы.
— Выполните задание. (Взаимопроверка.) Упр. 161 (с. 88).
— Прочитайте стихи.
— Какое явление природы описывает автор? (Далее запись текста под диктовку. Проверка.)
— Найдите слова с приставками. Прочитайте их. (Работа в парах.)
— Прочитайте слово, в котором две приставки. (Принахмурилась.)
Упр. 162 (с. 88).
— Прочитайте текст.
— Понравился ли он вам? Что показалось вам особенно забавным?
— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
—Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте глаголы с приставками и назовите приставки.
VIII. Рефлексия
— Спишите, добавьте подходящие по смыслу приставки. Вставьте пропущенные буквы.
..п..сать в блокнот, ..б..жал вдоль стадиона, ..л..тел из гнезда, ..плыть до берега, ..ехал из города, ..в..рить к..ртофель, ..б..жать до ворот.
(Проверка.)
— Как найти в слове приставку?
— Какие значения могут иметь приставки? (Повтор — пере-, снизу вверх — под-, действие изнутри — вы-...)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 163 (с. 88).
Урок 4 3. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся читают свои тексты.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1) Землю согрело, не опоздай с посевом.
2) Разлитую воду не соберёшь.
— Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.
IV. Самоопределение к деятельности
— Спишите слова. Выделите в них корень. Столик, пенёк, лётчик.
— Назовите окончания. (Нулевые окончания.)
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)
— Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока